logo search
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Самолет как объект регулирования. Системы координат

Полет самолета возможно представить в виде двух движений: движения центра масс по траектории и движения самолета как твердого тела относительно центра масс.

Положение центра масс относительно заданной системы отсчета определяется линейными координатами: высотой полета, пройденным расстоянием и боковым отклонением. Помимо линейных и угловых координат, определяющих положение самоле­та по отношению к системе отсчета и к центру масс, имеют место параметры полета, характеризующие движение самолета по отношению к набегающему потоку: воздушная скорость, углы атаки и скольжения.

Для осуществления управляе­мого полета необходимо изменять силы и моменты, действующие на самолет.

Рис.72.Земная система координат:

1 — плоскость параллели; 2 — плоскость экватора; 3 — меридиан; 4 — поверхностная земная система координат (отсчета) Ох0 у0 z0; 5 — земная система координат Oxo1; yo1; zo1 с началом в центре масс самолета

Любое движение тела или материальной точки в пространстве, в частности самолета, обычно относят к заданной системе координат. Таким образом, перемещения во времени и пространстве некоторого тела относительно группы других тел, связанных с системой отсчета (системой координат), и будет являться движением тела.

В зависимости от конкретных условий задачи используют прямоугольные, цилиндрические, сферические и полярные системы координат. Движение самолета рассматривается как относительно воздуха, так и относительно земной поверхности. Это обусловлено тем, что аэродинамические силы, действующие на самолет, определяются скоростью и положением самолета относительно набегающего по­тока воздуха. Кроме того, от углово­го положения самолета относительно земной поверхности зависит взаимная ориентация в пространстве аэродинамических сил, силы тяги и моментов.

При составлении уравнений движения самолета на практике применяются следующие ортогональные системы координат: зем­ная, связанная, скоростная, или поточная, и полусвязанная.

1.Земная система координат Ox0y0z0. При движении самолета относительно различных точек земной поверхности и земных ориентиров (радиомаяков, ВПП и т. д.) удобно пользоваться системой координатных осей, связанных с Землей.

Начало координат земной системы помещают на поверхности Земли в точке вылета или приземления самолета, а направление координатных осей располагают, как показано на рис. Таким образом, ось Ох0 направлена с запада на восток параллельно касательной к географической параллели. Ось Оу0 земной системы координат направлена по продолжению радиуса Земли, соединяющего центр Земли с началом координат системы Ox0y0z0. Ось Oz0 лежит в плоскости меридиана и направлена с севера на юг, так. что земная система координат— правая система.

Положение центра масс самолета в земной системе координат характеризуется тремя линейными координатами: координатой x0(t)=L, определяющей величину пути, координатой z0(t)=Z, определяющей величину бокового отклонения самолета от заданной траектории полета, и, наконец, координатой y0(t)=H, которая определяет высоту полета самолета. Первые xo{t), yo(t), z0(t) и вторые x0(t), y0(t), z0(t) производные от этих парамет­ров характеризуют соответственно скорости и ускорения движе­ния центра масс самолета вдоль координатных осей системы Ox0y0z0.

2.Связанная система координат Ox1y1z1. Начало ее координат помещено в центре масс самолета. Оси Ох1 и Оу1 расположены в вертикальной плоскости симметрии самолета и направлены вдоль главных осей инерции.

Пространственное по­ложение связанной системы координат относительно земной систе­мы определяется тремя углами: тангажа ϑ, рыскания ψ и крена γ.

Связанная с самолетом

система координат Ox1y1z1

Рис.73.Пространственное положение

связанной системы координат Ox1y1z1

относительно земной системы

координат Охоyоzо при совмещении с

центром масс (ц. м) самолета

Углом тангажа ϑ принято называть угол между направле­нием связанной оси Ох1 и местной плоскостью горизонта.

Углом рыскания ψ называют угол между проекцией оси Ох1 на местную плоскость горизонта и заданным направлением по­лета самолета.

Углом крена γ называют угол между вертикальной плос­костью симметрии самолета и местной вертикальной плоскостью, содержащей ось Ох1.

3. Скоростная система координат Oxyz. При решении многих задач динамики полета летательных аппара­тов уравнения равновесия сил удобно записывать в скоростной системе координат.

Рис.74.Скоростная система координат Oxyz.

Положение скоростной системы координат относительно земной системы определяется дву­мя углами: θ и ψc.

Углом наклона траектории полета самолета θ на­зывают угол между вектором путевой скорости и местной горизонтальной плоскостью.

Углом пути или курсовым у г л о м ψс называют угол между проекцией вектора скорости на местную горизонтальную плоскость и некоторым направлением, условно принятым за началь­ное. За такое направление обычно принимается направление оси земной системы координат Ox0.

4. Полусвязанная система координат Ох2у2z2. Пользуются этой системой при исследованиях моделей самолетов в аэродинамических трубах.