logo search
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Принцип действия автопилота при управлении самолетом по тангажу

Автоматическое управление самолетом по тангажу существенно отличается от процесса автоматического управления по крену. Если автоматическое управление самолетом по крену связано лишь с поворотом самолета относительно его продольной оси, то автоматическое управление самолетом по тангажу связано не только с поворотом самолета относительно поперечной оси, т. е. с изменением самого угла тангажа, но и с поворотом вектора скорости.

Рис.80.Функциональная схема канала тангажа статического автопилота

Поворот самолета относительно поперечной оси вызывается момента­ми, действующими на самолет относительно той же оси. Поворот вектора скорости (изменение наклона траектории) совершается под действием сил, направленных по нормали к траектории.

Повороты продольной оси и вектора скорости взаимно связаны через угол атаки. Изменение угла тангажа и угла наклона траектории приводит к изменению угла атаки, который, с одной стороны, влияет на величину продольного момента собственной устойчивости самолета, а с другой стороны - на величину подъемной силы.

Автоматическое управление по тангажу на самолетах с дозвуковыми скоростями осуществляется воздействием лишь на руль высоты.

Датчиком угла тангажа ϑ служит ЦГВ или АГД и другие приборы. С помощью датчика угла тангажа ϑ измеряется текущее значение угла тангажа, которое преобразуется в напряжение Uϑ , пропорциональное измеряемому углу.

Угловая скорость изменения угла тангажа измеряется с помощью датчека угловой скорости. С этого датчика снимается напряжение, пропорциональное угловой скорости отклонения самолета по тангажу. Напряжение ϑз, пропорциональное углу тангажа снимается с задатчика режима полета ϑз.

Напряжения, пропорциональное заданному углу тангажа ϑз и текущим значениям угла тангажа ϑ и угловой скорости, суммируются в суммирующем устройстве совместно с напряжением Uδв обратной связи. Затем суммарное напряжение усиливается в усилителе и подается на вход рулевой машины. РМ перемещает РВ до тех пор, пока сумма сигналов на входе суммирующего устройства не окажется равной нулю.