15. Система флюгирования воздушных винтов
Назначение, состав и размещение. Система флюгирования воздушных винтов двигателей обеспечивает:
автоматический ввод винта во флюгерное положение при работе двигателя на режиме 35,5±2° и более по указателю положения рычага топлива (УПРТ) и падении давления масла в системе измерителя крутящего момента (ИКМ) ниже 10 кгс/см2;
автоматический ввод винта во флюгерное положение при работе двигателя на режиме 26±2° и более по УПРТ и возникновении на валу винта отрицательной тяги более 720—850 кгс (только на двигателях АИ-24 2-й серии);
принудительный ввод винта во флюгерное положение при работе двигателя на любом режиме;
световую сигнализацию о готовности системы к автоматическому флюгированию винта по крутящему моменту;
световую сигнализацию о возникновении отрицательной тяги более 720—850 кгс;
вывод винта из флюгерного положения;
проверку автоматического флюгирования винта от системы ИКМ;
проверку системы сигнализации отрицательной тяги;
проверку системы путем частичного флюгирования винта.
В любом случае при флюгировании винта автоматически останавливается двигатель. Проверка системы флюгирования осуществляется без ввода винта во флюгерное положение и без останова двигателя.
На каждом двигателе установлены следующие агрегаты системы флюгирования винта (рис. 13):
флюгернасос с электродвигателем;
электромагнитные клапаны проверки сигнализации отрицательной тяги и вывода винта из флюгерного положения;
сигнализаторы отрицательной тяги и вывода винта из флюгерного положения;
датчики блокировки автоматического флюгирования по режимам работы двигателя, по крутящему моменту и по отрицательной тяге.
На потолке между шпангоутами № 9—10 установлены программные механизмы ПМК-18 (на самолетах первых выпусков — АВП-4), предназначенные для выработки временной программы флюгирования винтов.
Электромагнитные реле системы флюгирования воздушных винтов установлены в релейной коробке (РК) на потолке между шпангоутами № 10—11.
На щитке флюгирования (рис. 14), расположенном на фонаре кабины экипажа, установлены следующие органы управления и контроля системы флюгирования каждого винта: кнопка флюгирования КФЛ-37, кнопка «Частичное флюгирование», нажимные выключатели проверки автоматического флюгирования по крутящему моменту (по ИКМ) и сигнализации отрицательной тяги, а также лампочки «Флюгирование», «Вывод из флюгера» и «Готовность автофлюгера».
Кнопка КФЛ-37 предназначена для принудительного ввода винта во флюгерное положение и вывода его из этого положения. В ней имеется лампочка, которая горит, когда двигатель остановлен, когда винт флюгируется по крутящему моменту, а также при наличии отрицательной тяги более 720—850 кгс.
Рис. 14. Щиток флюгирования
Лампочка «Флюгирование» сигнализирует о включении флюгер-насоса, горит при флюгировании винта и выводе его из флюгерного положения. Лампочка «Вывод из флюгера» горит, когда винт снят с упора, а также при выводе его из флюгерного положения. Лампочка «Готовность автофлюгера» горит, когда система автоматического флюгирования винта по крутящему моменту готова к работе.
Система флюгирования винтов питается электроэнергией постоянного тока от основных шин бортовой сети. Цепи ее питания защищены АЗР-6 «Флюгирование», установленными на щите АЗС, и предохранителями, которые расположены в левом ЦРУ.
Принцип работы. Принудительный ввод винта во флюгерное положение. Для принудительного ввода винта во флюгерное положение нужно кратковременно нажать кнопку ДФЛ-37 (см. рис. 13). При этом через ее замкнувшиеся контакты и программный механизм включается цепь питания электромагнита кнопки, которым в дальнейшем она удерживается в нажатом положении. Одновременно через контакты кнопки КФЛ-37 производятся следующие включения:
включается программный механизм, после чего он отрабатывает программу ввода винта во флюгерное положение;
замыкается цепь питания контактора 2, включающего электродвигатель флюгернасоса (загорается лампочка «Флюгирование», винт вводится во флюгерное положение);
включается реле в РК флюгирования, которое замыкает цепь питания стоп-крана (останавливается двигатель).
Если флюгируется винт левого двигателя, то автоматически выключается левый генератор ГО-16ПЧ8.
В течение нескольких секунд винт вводится во флюгерное положение. Через 12 с после нажатия кнопки КФЛ-37 программный механизм разрывает цепь питания ее электромагнита, кнопка под действием пружины приходит в исходное положение и размыкаются ее контакты, в результате чего выключается электродвигатель флюгернасоса и гаснет лампочка «Флюгирование».
Программный механизм приходит е исходное положение и выключается через 30 с после начала флюгирования винта. Электропитание стоп-крана будет включено от системы флюгирования до начала вывода винта из флюгерного положения.
Автоматическое флюгирование винта по крутящему моменту. Подготовкой и включением системы автоматического флюгирования винта по крутящему моменту управляют следующие агрегаты (см. рис. 13):
датчик 11 блокировки автоматического флюгирования по режимам работы двигателя, который расположен в автомате дозировки топлива; его контакты замкнуты при режиме работы двигателя 35,5±2° и более по УПРТ;
датчики 9 и 10 системы ИКМ; контакты датчика 9 размыкаются при давлении масла в ИКМ свыше 10 кгс/см2, а датчика 10 замыкаются при давлении более 25 кгс/см2;
реле подготовки 7, расположенное в РК флюгирования.
Принцип работы системы автоматического флюгирования винта по крутящему моменту состоит в следующем. При увеличении крутящего момента на валу двигателя повышается давление масла в системе ИКМ. Когда оно достигнет указанных выше значений, размыкаются контакты датчика 9, а затем замыкаются — датчика 10. При установке двигателю режима 35±2° по УПРТ через автомат защиты АЗР-6, замкнутые контакты датчика 11 и датчика 10 включаются реле 7 и лампочка 8, сигнализирующая о готовности системы. Замкнув свои контакты, реле 7 становится на самоблокировку через автомат защиты АЗР-6 и датчик 11. Этим система подготовлена к флюгированию винта в случае отказа двигателя.
Если давление масла в системе ИКМ упадет ниже 10 кгс/см2, то через АЗР-6, датчик И, контакты реле 7 и замкнувшиеся контакты датчика 9 подключаются реле, расположенные в РК флюгирования. В результате система включается и отрабатывает цикл ввода винта во флюгерное положение так же, как при нажатии кнопки КФЛ-37 во время принудительного флюгирования винта, но теперь функции этой кнопки выполняют реле. Они же в самом начале флюгирования включают сигнальную лампочку в кнопке КФЛ-37.
Автоматическое флюгирование винта по отрицательной тяге включается датчиком 6. Если двигателю установлен режим выше 26±2° по УПРТ и возникнет отрицательная тяга более 720—850 кгс, то за счет смещения вала винта подается под давлением масло к датчику 6, который при этом включает реле в РК флюгирования. В результате система включается и отрабатывает цикл флюгирования так же, как и после ее включения от датчика 9 ИКМ. При уменьшении давления масла в командном канале системы автоматического флюгирования винта по отрицательной тяге ниже 2.5 кгс/см2 замыкаются контакты сигнализатора 15, через которые включается сигнальная лампочка в кнопке КФЛ-37.
Вывод винта из флюгерного положения. Для вывода винта из флюгерного положения нужно потянуть на себя кнопку КФЛ-37 и удерживать ее в течение всего времени, пока должен работать флюгернасос. При этом через автомат защиты АЗР-6 и замкнувшиеся контакты кнопки включается контактор 2, который, в свою очередь, включает электродвигатель флюгернасоса (загорается лампочка «Флюгирование»). Одновременно через контакты кнопки включается реле, расположенное в РК флюгирования.
В результате срабатывания реле происходит следующее: включается клапан вывода винта из флюгерного положения, который при этом закрывает доступ масла от флюгернасоса в канал большого шага винта и открывает в канал малого;
разрывается цепь, по которой подавалось напряжение на стоп-кран от системы флюгирования, когда винт находился во флюгерном положении.
За счет давления масла, создаваемого флюгернасосом, сигнализатор давления включает лампочку «Вывод из флюгера».
При отпускании кнопки КФЛ-37 ока возвращается под действием пружины в исходное положение, система приходит в начальное состояние, по электропитание стоп-крана остается выключенным.
Проверка системы частичным флюгированием винта осуществится при режиме работы двигателя 34° по УПРТ. Для проверки коротким импульсом нажимают кнопку 1 «Частичное флюгирование» При нажатой кнопке через ее замкнувшиеся контакты включается контактор 2, который подключает электродвигатель флюгернасоса (винт флюгируется) и лампочку «Флюгирование». После отпускания кнопки система приходит в исходное состояние.
Если по какой-либо неисправности системы после отпускания кнопки винт будет вводиться во флюгерное положение, то необходимо немедленно прекратить подачу топлива в двигатель, установив , выключатель «Стоп-кран» в положение «Закрыто».
Проверка системы автоматического флюгирования винта по крутящему моменту осуществляется при снятых с упоров винтах. Для проверки устанавливают двигателю режим 41° по УПРТ. В результате система автоматического флюгирования подготавливается к работе, как было рассмотрено ранее.
Убедившись, что горит лампочка «Готовность автофлюгера», нажимают выключатель 12 «Проверка автофлюгера по ИКМ». При этом через замкнувшиеся контакты выключателя шунтируется датчик 11 блокировки автоматического флюгирования по режимам работы двигателя, т. е. напряжение теперь подводится к реле подготовки не только через датчик 11, но и через контакты выключателя. Шунтирование датчика 11 осуществляется с той целью, чтобы система при проверке оставалась подготовленной к флю-гированию независимо от датчика, т. е. от режима работы двигателя.
О дновременно через другие контакты выключателя срабатывает реле в РК флюгирования, которое включает клапан вывода винта из флюгера и разрывает цепь включения стоп-крана от системы флюгирования. Вследствие этого при срабатывании системы на флюги-рование винта он не будет флюгироваться и двигатель не будет останавливаться.
Нажимая переключатель проверки, двигателю устанавливают режим 0° по УПРТ, поэтому давление масла в системе ИКМ падает ниже 10 кгс/см2, система флюгирования включается и отрабатывает цикл, как при автоматическом флюгировании винта. Но по причине указанных выше переключений винт не флюгируется и двигатель не останавливается.
Через 2—3 с после загорания лампочки «Флю-гирование» и лампочки в кнопке КФЛ-37 выключатель проверки можно отпустить. В соответствии с циклом, отрабатываемым программным механизмом, флюгернасос будет работать и лампочки должны гореть в течение 12 с.
Если по какой-либо неисправности системы после отпускания выключателя винт начнет флюгироваться, необходимо немедленно остановить двигатель, установив выключатель «Стоп-кран» в положение «Закрыто».
Следует помнить, что во время проверки системы автоматического флюгирования винта левого двигателя автоматически выключается левый генератор ГО-16ПЧ8 и к бортовой сети подключается правый генератор.
После проверки для повторного подключения левого генератора необходимо выключить и опять включить его выключатель возбуждения, а затем нажать кнопку «Включение ГО на бортсеть» на электрощитке энергетики.
Проверка сигнализации отрицательной тяги осуществляется при установленных на упор винтах. Для проверки устанавливают двигателю режим 0° по УПРТ и нажимают выключатель 14 «Проверка автофлюгера по отрицательной тяге». Подключается электромагнитный клапан 13 и масло от насоса регулятора оборотов подается в проверочное устройство флюгирования по отрицательной тяге. В результате смещается вал винта, как при наличии отрицательной тяги, уменьшается давление масла в командном канале и сигнализатор 15 включает лампочку в кнопке КФЛ-37. Датчик 6 не срабатывает и винт не флюгируется, так как двигателю установлен режим менее 26° по УПРТ.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и