34. Радиопередатчик р-836
Назначение и состав. Радиопередатчик Р-836 предназначен для осуществления радиотелефонной передачи и радиотелеграфной передачи незатухающими колебаниями. На самолете устанавливается передатчик Р-836 в следующем составе:
блок Б-1 — возбудитель, предназначенный для создания колебаний в диапазоне рабочих частот передатчика;
блок Б-2—антенный контур (контур выходного каскада), в котором размещены в основном элементы контура выходного усилителя мощности передатчика;
блок Б-3 — блок коммутации и модулятора, который служит для усиления колебаний, поступающих от микрофона при работе передатчика в телефонном режиме, а также обеспечивает управление передатчиком в режиме настройки;
блок Б-4 — ламповый блок, где размещены радиолампы выходного каскада и некоторые другие элементы передатчика;
блок Б-5 — блок выпрямителей, в состав которого входят трансформатор и в.ыпрямители, преобразующие переменное напряжение 115 В бортовой сети в постоянные и переменные напряжения, необходимые для питания передатчика;
блок Б-6 — пульт управления радиста;
блок Б-7 — пульт управления летчика;
блок Б-11 — коробка фильтров, обеспечивающая фильтрацию напряжений питания передатчика;
блок Б —12 — телеграфный ключ.
Блоки Б-1, Б-2, Б-3, Б-4 и Б-5 установлены на одной раме и составляют собственно передатчик (рис. 29), размещенный на этажерке радиооборудования у шпангоута № 7.
Пульт управления радиста (рис. 30) расположен на приборной доске радиста, а пульт управления летчика — на вертикальной панели правого пульта кабины экипажа. Коробка фильтров установлена на перегородке шпангоута № 7, телеграфный ключ — на столике радиста.
Передатчик питается от основных шин бортовой сети постоянного и переменного однофазного токов. Цепь его питания по постоянному току защищена АЗР-15, установленным на приборной доске радиста, по переменному току — предохранителем СП-20, который размещен на панели
Рис. 29. Лицевая панель передатчика Р-836:
1 — блок Б-3; 2 —блок Б-2; 3 — блок Б-4; 4 — блок Б-1
Рис. 30. Пульты управления передатчиком Р-836:
1— пульт летчика; 2 —гнездо для включения микрофона; 3, 5 — лампочки сигнализации включения пультов; 4 — переключатель управления пультов; 6 — лампочка сигнализации включения барореле;. 7 — переключатель режимов; 8 — пульт радиста
переменного тока за крышкой с надписью «Предохранители».
Антенна коротковолновой (а при ее наличии на самолете — и средневолновой) радиостанции натянута между килем и мачтой, установленной на шпангоуте № 6. Длина антенны составляет 16,1 м.
Основные данные
Диапазон частот (непрерывный).............................................коротковолновый
Мощность в антенне.......................................................................от 50 до 250 Вт
Количество предварительно настраиваемых частот (каналов)........................18
Время переключения с одного канала на другой ...........................не более 20 с
Режим работы:
по циклу (5 мин «Передача», 10 мин «Прием»)................продолжительный
непрерывная работа на передачу с последующим
выключением............................................................................не более 30 мин
Ток, потребляемый от бортовой сети:
постоянный........................................................................................около 15 А
переменный..................................................................................................13 А
Дальность связи на коротких волнах зависит от условий распространения радиоволн. Эти условия, в свою очередь, зависят от времени года и суток, широты места и некоторых других факторов. В средних широтах коротковолновая радиостанция обеспечивает связь на расстояния, превышающие дальность полета самолета.
Принцип работы. Структурная схема радиопередатчика Р-836 показана на рис. 31. В состав возбудителя (блока Б-1) входят автогенератор, буферный усилитель, умножитель частоты, усилитель, преобразователь частоты и оконечный усилитель.
Автогенератор в зависимости от частоты настройки передатчика создает колебания одной из частот диапазона 1—1,667 МГц. Такой узкий диапазон перестройки автогенератора необходим для обеспечения
Рис. 31. Структурная схема передатчика Р-836
стабильности его частоты. С этой же целью автогенератор помещен в термостат, в котором путем включения и выключения электроподогрева с помощью термореле поддерживается постоянная температура.
Резонансный буферный усилитель имеет фиксированную настройку по частоте. Он усиливает напряжение, поступающее на него от автогенератора, а также исключает влияние умножителя частоты на частоту автогенератора, разделяя эти два каскада.
Умножитель частоты выделяет гармоники напряжения, поступающего на него от буферного усилителя. В результате на выходе умножителя в зависимости от частоты настройки передатчика получаются колебания одной из частот в диапазоне 6—12 МГц. После их усиления в усилителе колебания подаются на преобразователь частоты.
Преобразователь частоты работает в одном из четырех режимов:
в режиме деления частоты на четыре, когда на его выходе получается напряжение одной из частот в диапазоне 1,5—3 МГц;
в режиме деления частоты на два, когда частота колебаний на выходе преобразователя находится в диапазоне 3—6 МГц;
в режиме усиления, когда колебания на его выходе находятся в диапазоне частот 6—12 МГц;
в режиме умножения частоты на два, когда колебания на выходе преобразователя находятся в диапазоне частот 12—24 МГц.
Таким образом, преобразователь частоты преобразует диапазон частот усилителя 6—12 МГц в рабочий диапазон частот передатчика.
С выхода преобразователя колебания подаются на Оконечный усилитель, которым усиливаются до величины, необходимой для возбуждения выходного каскада. Возбудитель настраивается на заданную частоту ручками «А», «Б» и «В», которые имеются на нем. Автогенератор перестраивается по частоте ступенями при помощи ручек «А», «Б» и «В» и плавно — ручкой «А».
Режимы работы преобразователя частоты переключаются с помощью ручки «Б» (этой же ручкой переключаются частотные поддиапазоны оконечного усилителя, соответствующие режимам работы преобразователя). Для плавной перестройки по частоте всех каскадов возбудителя, кроме автогенератора и буферного усилителя, служит ручка «В». Выходной каскад обеспечивает усиление мощности высокочастотных колебаний до величины, необходимой для питания антенны передатчика.
При работе в телефонном режиме напряжение звуковых частот, созданное микрофоном, усиливается модулятором, а затем поступает на лампы выходного каскада, в результате чего осуществляется амплитудная модуляция высокочастотных колебаний напряжением звуковых частот.
В передатчике применена простая схема выхода, т. е. антенна включена непосредственно в контур выходного каскада (антенный контур). В зависимости от частоты настройки (вообще говоря — и от длины антенны)
передатчика она включается в контур последовательно или параллельно ему, т. е. схема выхода бывает последовательной или параллельной.
Антенный контур настраивается с помощью ручек «Г», «Д» и «Е», которые имеются на блоке Б-2. Ручка «Г» служит для изменения емкости контура плавно, Д — для изменения емкости контура ступенями и включения последовательной или параллельной схемы выхода, Е — для изменения индуктивности контура.
Для обеспечения прослушивания своей работы в передатчике имеются детектор, усилитель самоконтроля и генератор звуковой частоты.
Часть энергии высокочастотных колебаний из антенного контура поступает на детектор самоконтроля. При работе в телефонном режиме эти колебания детектируются, полученное напряжение звуковых частот усиливается усилителем самоконтроля, а затем через пульт управления, абонентский аппарат СПУ подается на телефоны.
Когда передатчик работает в телефонном режиме, генератор звуковой частоты выключен. Во время работы в телеграфном режиме лампа генератора звуковой частоты запирается отрицательным напряжением и при отжатом телеграфном ключе напряжение генератора на телефоны не подается. Когда ключ нажат, колебания высокой частоты поступают на детектор самоконтроля, выпрямляются, и постоянным напряжением с выхода детектора отпирается лампа генератора. Вследствие этого генератор создает напряжение звуковой частоты, которое усиливается усилителем самоконтроля и через пульт управления, абонентский аппарат СПУ поступает на телефоны.
Таким образом, контроль своей работы на передатчике осуществляется по высокой частоте, т. е. своя передача прослушивается только при наличии высокочастотных колебаний в антенном контуре.
Органы управления и настройки. Управление передатчиком при его настройке осуществляется с блоков Б-1, Б-2 и Б-3, а во время ведения связи — с пультов дистанционного управления.
На ручках «А», «Б», «В», «Г», «Д» и «Е» имеются шкалы с относительными делениями и оцифровкой. Отсчет показаний шкал производится против рисок или при помощи нониусных шкал, нанесенных на шильдики, которые прикреплены к корпусам блоков возле ручек.
Характеристика шкал следующая:
Ручка «А» имеет круговую шкалу с делениями и оцифровкой от нуля до 200; показания шкалы ручки устанавливаются по нониусной шкале с точностью до 0,1 деления (нониусная шкала имеет 10 делений);
шкала ручки «Б» разделена на четыре сектора, каждый из которых имеет 8,5 деления и соответствует одному режиму работы умножителя частоты; отсчет ее показаний — против риски на корпусе блока;
ручка «В» имеет две шкалы с делениями и оцифровкой от 0 до 47 и от 50 до 97; отсчет показаний шкалы производится по нониусной шкале, имеющей деления от 0 до 10;
ручки «Г» и «Е» имеют по две шкалы, разбитых на 10 делений каждая: первая— с оцифровкой от 0 до 10 и вторая — от 20 до 30; отсчет показаний — против рисок на корпусе блока;
на шкале ручки «Д» нанесены по окружности 12 делений с оцифровкой от 0 до 12; установка делений осуществляется по риске на шильдике; показания 2, 3 и 4 шкалы ручки соответствуют последовательной, 1 и с 5 по 12 — параллельной схеме выхода передатчика.
Все ручки блоков Б-1 и Б-2 имеют фиксаторы (стопорные винты), которыми после установки делений шкал фиксируется механизм настройки. Для того чтобы освободить ручки перед установкой делений при настройке, нужно повернуть фиксаторы против хода часовой стрелки до положения, при котором полностью видны красные секторы на ручках. С целью фиксации ручек следует с небольшим усилием повернуть фиксаторы в обратном направлении. При этом красные секторы на ручках закрываются (на ручках передатчиков, находящихся на эксплуатации непродолжительное время, секторы при застопоренных ручках могут быть закрыты не полностью).
Во время настройки возбудителя и антенного контура необходимо помнить следующее:
нельзя переключать номера каналов при расфиксированных ручках, так как отработка механизма- настройки в этом случае приведет к выходу его из строя;
секторы на ручках, не имеющие делений, не являются рабочими, и устанавливать их против рисок отсчета на длительное время нельзя;
показания шкалы ручки «Г» с делениями 0—10 увеличивается при вращении ручки по ходу часовой стрелки, а шкалы с делениями 20—30 — при вращении ручки против хода часовой стрелки, на что следует обратить внимание во время настройки антенного контура.
На передней панели блока Б-3 расположены органа управления и контроля, которые используются и включаются только в режиме настройки передатчика. Переключатель «Настр. — Диет.» («Настройка — Дистанционное») на два положения служит для включения передатчика в режим настройки или дистанционного управления с пультов (работы).
Электроизмерительный прибор является индикатором настройки, а также вместе с галетным переключателем обеспечивает проверку исправности отдельных электрических цепей передатчика (путем проверки напряжений и токов в этих цепях). Во время настройки передатчика показания прибора устанавливаются по таблицам настройки, а его показания в соответствии с положениями переключателя даны в «Инструкции по настройке» для каждого передатчика индивидуально. Переключатель «Каналы» на 18 положений служит для переключения каналов настройки при работе передатчика в режиме настройки.
Лампочка «Б» («Барореле») с красным светофильтром сигнализирует о срабатывании барометрического реле, переключающего передатчик на пониженную мощность (в телеграфном режиме) в случае снижения давления воздуха до величины менее 0,5 ата. А так как на самолете указанное разрежение воздуха исключено, то лампочка горит только в режиме настройки передатчика.
Лампочка «Т» («Термостат») с белым светофильтром горит полным накалом при включенном подогреве термостата автогенератора, в полнакала — при выключенном (автоматически), и не горит, когда цепь подогрева термостата неисправна.
Гнездо «ВМ» служит для подключения источника внешней модуляции и на самолете не используется.
На ламповом блоке Б-4 имеются окно «Включено» и кнопка «Перегрузка». Наблюдением через окно «Включено» можно определить, включен ли накал ламп выходного каскада передатчика.
В ламповом блоке предусмотрена релейная система защиты от перегрузки анодных цепей питания ламп выходного каскада. Если по какой-либо неисправности или случайно ток в этих цепях хотя бы кратковременно превысит допустимую величину, то срабатывают реле, размыкающие перегруженную цепь. При этом одно из реле становится на самоблокировку через кнопку «Перегрузка». Снять реле с самоблокировки и привести цепь питания ламп в первоначальное состояние можно кратковременным нажатием этой кнопки или выключением и повторным включением передатчика. Однако, если причина перегрузки не устранена, то система защиты срабатывает повторно.
Передатчик может также автоматически выключиться в случае его перегрева. С этой целью в ламповом блоке установлено тепловое реле, которое выключает все высокие напряжения питания радиоламп, когда температура в блоке превысит допустимую величину. Эта система защиты после ее срабатывания приводит передатчик в рабочее состояние только после уменьшения температуры до допустимой величины.
Управление настроенным передатчиком может осуществляться с пульта управления летчика или радиста. Пульт летчика обеспечивает ведение радиотелефонной передачи, пульт радиста — радиотелефонной или радиотелеграфной, а также переключение радиостанции в режим симплексного приема.
Переключение управления на один или другой пульт производится с помощью переключателя «Оператор 2-1», расположенного на пульте летчика. При его положении «1» работа на передатчике возможна с пульта летчика, «2» — с пульта радиста. Кроме того, на пульте управления летчика имеются:
переключатель каналов настройки «Каналы» на 18 положений;
ручка потенциометра «Самоконтроль» для регулировки громкости прослушивания своей работы на передатчике;
штекерное гнездо «М» для подключения микрофона;
лампочка «Вкл.» с белым светофильтром, которая горит, когда управление передатчиком переключено на этот пульт.
На пульте управления радиста установлены переключатель «Каналы» на 18 положений и ручка «Самоконтроль», которые по назначению аналогичны соответствующим органам управления пульта летчика, а также переключатель режимов, лампочки «Вкл.», «Б» и кнопка «Взятие управления».
Переключатель режимов имеет три положения: «ПРМ симпл.» («Прием симплексный»), «ТЛГ и «ТЛФ». При его установке в положение «ПРМ симпл.» с передатчика снимаются все напряжения, за исключением накала ламп (эго делается в случае, когда передатчик должен остыть после длительной его работы и в то же время быть постоянно готовым к работе на нем). Положения «ТЛГ» («Телеграф») и «ТЛФ» («Телефон») предназначены для включения соответствующих режимов работы передатчика.
Лампочка «Б» («Барореле») по назначению аналогична такой же лампочке, установленной на блоке Б-3. Лампочка «Вкл.» с белым светофильтром горит полным накалом, когда управление передатчиком переключено на этот пульт, и в полнакала, — когда на пульт летчика.
Кнопка «Взятие управления» на самолете отключена и не используется (подключается, когда в составе передатчика имеются два пульта радиста).
Включение, настройка и управление. Включение электропитания передатчика осуществляется при помощи АЗР-15 «ПРД KB», установленного на приборной доске радиста, а также выключателя «ПРД KB», который расположен на верхнем щитке летчиков (выключатель имеется только на самолетах более поздних выпусков) . Перед включением питания нужно открыть крышки на блоках Б-1 и Б-2 и убедиться, что ручки настройки зафиксированы, после чего (если не будет производиться настройка) закрыть крышки. Если передатчик будет включен при расфиксированных ручках, то это может привести к выходу из строя механизма настройки.
Следует иметь в виду, что передатчик готов к работе с пониженной стабильностью частоты через 2—3 мин и с повышенной стабильностью— через 1 ч после его включения. Время 1 ч требуется для полного подогрева термостата автогенератора. С учетом этого передатчик нужно включать заранее, особенно перед ведением связи на большие расстояния. После включения передатчика нужно по горению лампочки «Т» на блоке Б-3 убедиться в исправности цепи обогрева термостата.
Нельзя включать передатчик на передачу ранее чем через 3— 5 мин после включения его электропитания, так как в это время радиолампы еще не прогреты и могут выйти из строя.
Таблицы настройки передатчика даны в Инструкции по настройке радиопередатчика типа Р-836, прилагаемой к каждому передатчику. Инструкция содержит отдельные таблицы для настройки возбудителя и антенного контура. Для каждого возбудителя таблицы настройки индивидуальны, на первой их странице слева вверху указан заводской номер блока Б-1.
Частоты настройки передатчика (в килогерцах) записаны в четырех столбцах I, II, III и IV, каждый из которых соответствует одному режиму работы преобразователя. В первом столбце интервал между соседними частотами составляет 1 кГц, во втором — 2 кГц, в третьем —4 кГц и в четвертом — 8 кГц.
Показания шкалы ручки «А», а также ручки «В» одинаковы для данной строки частот всех четырех столбцов, а деления ручки «Б» приведены для каждого столбца. При настройке возбудителя на частоты, расположенные в строках, для которых деления ручек «Б» и «В» не записаны в таблицах, показания шкал ручек нужно брать из расположенных выше строк, в которых эти деления указаны.
Если настройка передатчика производится на частоту, которая не записана в таблицах настройки, то показания шкалы ручки «А» для этой частоты определяются методом линейной интерполяции или экстраполяции.
При использовании этих методов считается, что показания шкалы ручки «А» в пределах небольшого диапазона частот линейно зависят от частоты.
Метод интерполяции применяется в том случае, когда для соседних частот столбца, между которыми находится частота настройки, деления шкалы ручки «А» расположены по одну сторону от переходов по ручке «А», указанных вверху слева на первой странице таблиц настройки возбудителя.
В точках переходов по ручке «А» при незначительном изменении частоты показания шкалы этой ручки изменяются скачком, поэтому нельзя считать линейной зависимость показаний шкалы от частоты. Переходы появляются за счет того, что при соответствующих им положениях ручки «А» ступенью изменяется емкость контура, а поэтому — и частота автогенератора. Одна точка перехода соответствует включению, другая — выключению конденсатора постоянной емкости.
Способ линейной экстраполяции используют для определения показаний шкалы ручки «А» в том случае, когда эти показания для табличных частот, между которыми находится настраиваемая, расположены по разные стороны от какой-либо из двух точек перехода по ручке «А», т. е. когда для одной этой табличной частоты показания больше, чем для точки перехода, для другой — меньше.
При настройке передатчика установка ручки «А» должна производиться точно по риске нониусной шкалы вращением ручки по ходу часовой стрелки.
В Инструкции по настройке радиопередатчика типа Р-836 даны ориентировочные таблицы настройки антенного контура при различных типах и длинах антенн. В таблицах для настройки передатчика на самолете Ан-24 (длина антенны 16,1 м) частоты записаны через несколько сотен килогерц, для них приведены ориентировочные положения ручек «Г», «Д», «Е» и показания контрольного прибора (индикатора настройки), когда его переключатель находится в положении «А».
В инструкции имеется вкладка, на которой после настройки передатчика против номеров каналов записываются настроенные на этих каналах частоты и соответствующие им показания шкал ручек настройки возбудителя и антенного контура. При работе передатчика в.режиме настройки на лампы выходного каскада подаются пониженные напряжения. Это необходимо для предотвращения выхода ламп из строя, когда расстроен антенный контур.
Процесс настройки передатчика на заданную частоту включает в себя настройку возбудителя, настройку антенного контура в резонанс с частотой возбудителя и подбор оптимального сопротивления антенного контура.
Настройка возбудителя осуществляется установкой ручек «А», «Б» и «В» в положения, указанные для данной частоты в таблицах настройки.
Для настройки антенного контура в резонанс с частотой возбудителя ручки «Г», «Д» и «Е» устанавливают в положения, указанные в таблицах для частоты, которая является самой близкой к настраиваемой. Затем ручкой «Г» или «Е», изменяя соответственно емкость или индуктивность контура, добиваются резонанса, который фиксируется по минимальному отклонению стрелки контрольного прибора, когда его переключатель находится в положении «А» (в этом случае прибором измеряется постоянная составляющая анодного тока ламп выходного каскада).
Настроенный в резонанс с частотой возбуждения антенный контур представляет собой сопротивление для ламп выходного каскада. Величина этого сопротивления зависит от соотношения величин индуктивности и емкости контура. Вместе с тем сопротивление, создаваемое контуром для выходных ламп, должно иметь определенное (оптимальное) значение, так как в противном случае передатчик может не обеспечить связь на большое расстояние и могут выйти из строя лампы выходного каскада. Для получения оптимального сопротивления контура изменяют величины его индуктивности и емкости, сохраняя настройку контура в резонанс с частотой возбудителя. При оптимальном сопротивлении контура стрелка индикатора настройки отклоняется на величину, указанную в таблицах настройки.
Настройка передатчика осуществляется на земле или в полете в следующем порядке:
1. Убедившись, что ручки зафиксированы на блоках Б-1 и Б-2, с помощью АЗР-15 на приборной доске радиста и выключателя на верхнем щитке кабины экипажа включить электропитание передатчика.
2. По записям на вкладыше, имеющимся в инструкции по настройке, определить, на каком канале будет производиться настройка нужной частоты.
3. В таблицах для возбудителя найти частоту настройки и определить для нее положения ручек «А», «Б» и «Б». При необходимости показания шкалы ручки «А» определяются методом интерполяции или экстраполяции, как описано выше.
4. На блоке Б-3 включить номер канала настройки и переключатель «Настр.—Дист.» установить в положение «Настр.» (должны загореться лампочки «Б» и «Т»).
5. После отработки механизмом настройки включенного номера канала (прекращения вращения ручек настройки) расфиксировать ручки «А», «Б» и «В» и установить их в положения, соответствующие заданной частоте. Если настройка производится на частоту более 6000 кГц, то для получения максимальной мощности в антенне необходимо:
установить переключатель контрольного прибора в положение «УС» («Управляющие сетки» ламп выходного каскада);
поворотом ручки «В» в пределах не более ±1,0 деления относительно установленного (указанного в таблицах) положения "добиться максимальных показаний контрольного прибора.
6. Зафиксировать ручки «А», «Б» и «В».
7. Установить переключатель контрольного прибора в положение «А».
8. Расфиксировать ручки «Г», «Д» и «Е» и установить их в положения, указанные в таблице для частоты, которая является самой близкой к настраиваемой.
9. Поворотом ручки «Г» или «Е» добиться минимальных показаний контрольного прибора.
10. Сличить показания прибора и указанные в таблице. Если они равны, то настройку передатчика на данную частоту следует считать законченной, после чего зафиксировать ручки «Г», «Д» и «Е». Когда показания контрольного прибора не равны табличным, нужно по положению ручки «Д» определить включенную схему выхода передатчика и продолжить настройку в указанном далее порядке.
При последовательной схеме выхода (положения ручки «Д» на делениях 2, 3 и 4). Если стрелка прибора не доходит до указанного в таблице положения, следует на 2—3 деления уменьшить показания шкалы ручки «Е», а затем увеличением показаний шкалы ручки «Г» добиться минимального отклонения стрелки контрольного прибора. Когда стрелка контрольного прибора переходит указанное в таблице положение, следует увеличить на 2—3 деления показания шкалы ручки «Е», после чего уменьшением показаний шкалы ручки «Г» добиться минимальных показаний контрольного прибора.
Подстройку антенного контура в указанном порядке необходимо повторять до тех пор, пока показания контрольного прибора при минимальном отклонении его стрелки, полученном с помощью ручки «Г», не будут равны табличным.
При параллельной схеме выхода (положения ручки «Д» на делениях 1 и с 5 по 12) подстройка контура осуществляется, как и в первом случае, но направление вращения ручек (по делениям) нужно измерить на противоположное:
если показания прибора меньше табличных, следует на два-три деления увеличить показания шкалы ручки «Е», а затем уменьшением показаний шкалы ручки «Г» добиться минимального отклонения стрелки контрольного прибора;
когда стрелка прибора переходит указанное в таблице положение, необходимо уменьшить показания шкалы ручки «Е», после чего, увеличивая показания шкалы ручки «Г», добиться минимального отклонения стрелки прибора.
Подстройку в таком порядке повторять до тех пор, пока стрелка прибора не займет табличное положение при минимальном ее отклонении, полученном с помощью ручки «Г».
11. В тех случаях, когда ручка «Г» доходит до крайнего деления шкалы («0» — по шкале «0—10» или «30» — по шкале «20—30»), а нужное положение стрелки контрольного прибора не получено, необходимо ручку «Д» переключить в положение, по таблицам ближайшее к тому, в котором она находилась. После этого установить показания шкал ручек «Г» и «Е», соответствующие новому положению ручки «Д», и произвести настройку контура, как изложено выше (начиная с п. 9).
12. После настройки выходного контура следует зафиксировать ручки «Г», «Д» и «Е», а также записать частоту настройки данного канала и показания шкал ручек настройки.
13. Если требуется настроить передатчик еще на одну частоту, нужно переключить номер канала и произвести настройку в таком же порядке (каналы можно переключать только при зафиксированных ручках).
14. После настройки передатчика необходимо закрыть крышки блоков Б-1 и Б-2 и для переключения управления передатчиком на пульты установить переключатель «Настр. — Дист.» в положение «Дист.». Перед переключением управления рекомендуется на пультах включить номер канала, который установлен на блоке Б-3.
Управление настроенным передатчиком осуществляется с пультов дистанционного управления. После настройки передатчика следует проверить его работоспособность с пультов управления летчика и радиста соответственно в телефонном, телеграфном и телефонном режимах, а также включение симплексного приема с пульта радиста. Работоспособность передатчика проверяется установлением связи с корреспондентом, а если такового не имеется — путём контроля своей передачи.
При работе на передатчике или его настройке с целью предотвращения выхода из строя системы автоматической настройки во время отработки этой системы (когда вращаются ручки на блоках Б-1 и Б-2 и не горят лампочки «Вкл.» на пультах управления) запрещается:
устанавливать в другое положение переключатель «Настр. — Дист.» на блоке Б-3; .
устанавливать переключатель «Каналы» на другой номер с возвратом на тот же номер канала;
на пульте радиста устанавливать переключатель режимов в положение «ПРМ симпл.»;
переключать управление с одного пульта на другой, т. е. устанавливать в другое положение переключатель «Оператор» на пульте летчика;
выключать электропитание передатчика.
Если передатчик настроен, но требуется проверить правильность его настройки на данную частоту, то для выполнения такой проверки необходимо:
убедившись, что ручки настройки блоков Б-1 и Б-2 зафиксированы, включить электропитание передатчика;
включить на блоке Б-3 проверяемый канал и переключатель «Настр. — Дист.» установить в положение «Настр.»;
проверить показания шкал ручек настройки: ручки «А» и «Б» должны быть установлены точно по таблицам, ручка «В» на частотах до. 6000 кГц — точно по таблицам, а на частотах более 6000 кГц — по таблицам с точностью ±1 деление шкалы; показания шкал ручек ,«Г», «Д» и «Е» должны быть близки к табличным, так как в противном случае антенный контур может быть настроен на высшую гармонику частоты возбудителя;
убедиться, что показания контрольного прибора при положении его переключателя «А» соответствуют табличным для данной частоты;
проверить настройку антенного контура в резонанс с частотой возбудителя, для чего расфиксировать ручку «Г» и повернуть ее от установленного положения на несколько делений в одном, а затем в другом направлении; в обоих случаях показания контрольного прибора должны увеличиться (при положении его переключателя «А»);
установить в исходное положение и зафиксировать ручку «Г»;
закрыть крышки блоков Б-1 и Б-2 и переключить управление передатчиком на пульты.
В полете управление передатчиком осуществляется так же, как и на земле.
Для восстановления работы передатчика в случае его отказа необходимо:
нажать кратковременно кнопку «Перегрузка» на блоке Б-4;
проверить включение АЗР-15 «ПРД KB» на приборной доске радиста, целость предохранителя 6П-20 с такой же надписью на панели переменного тока в лючке, а также предохранителей, установленных на планке, которая расположена на блоке Б-3 слева.
Для определения исправности шести предохранителей, которые размещены на блоке Б-3, следует пользоваться контрольным прибором с переключателем, предварительно включив режим «Настройка». Предохранители защищают следующие цепи (при установке переключателя в соответствующее положение и неисправности предохранителя показания контрольного прибора будут равны нулю):
«Переменное 6,3» — цепи накала радиоламп и питания мотор-вентилятора — предохранитель на 2 А;
« + 27» — цепь питания передатчика от бортовой сети постоянного тока — предохранитель на 15 А;
«—160» — цепь напряжения отрицательных смещений — предохранитель на 0,15 А;
« + 230» — цепь напряжения 230 В питания анодов и экранных сеток радиоламп — предохранитель на 0,5 А;
«А» — цепь выпрямителя питания анодов ламп выходного каскада — предохранитель на 10 А;
«+230» и «—160»—-цепь питания выпрямителей, обеспечивающих получение соответствующих напряжений — предохранитель на 2 А.
Для охлаждения передатчика во время перерыва после длительной работы следует включить режим «Прием симплексный».
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и