10. Генераторы го-16пч8
Назначение. Генераторы ГО-16ПЧ8 предназначены для питания всех потребителей электроэнергии переменного однофазного тока, а также питания рулевых агрегатов автопилота АП-28Л1 электроэнергией переменного трехфазного тока напряжением 115 В, частотой 400 Гц. На самолетах последних выпусков, где установлен один преобразователь ПТ-1000ЦС, правый генератор является резервным источником не только электроэнергии переменного однофазного тока, но и переменного трехфазного тока напряжением 36 В, частотой 400 Гц. Однако в этом случае предусмотрена возможность питания трехфазной сети от правого генератора только тогда, когда однофазная сеть питается от левого генератора.
Генератор ГО-16ПЧ8 представляет собой синхронную трехфазную электрическую машину переменного тока с якорной обмоткой на статоре, обмоткой возбуждения на роторе и возбуждением от бортовой сети постоянного тока. Обмотки возбуждения обоих генераторов питаются от аварийной шины постоянного тока. Упрощенная схема включения генераторов ГО-16ПЧ8 в бортовую сеть показана на рис. 5.
Трехфазная якорная обмотка генератора соединена по схеме «треугольник» и одна узловая точка соединения фазных обмоток подключена на корпус самолета.
Напряжение, снимаемое с одной фазной обмотки (IIФ), подводится к основной и аварийной шинам питания аппаратуры и к шине обогрева винтов, от которой питается противообледенительная система лопастей воздушных винтов и их обтекателей.
Другая фазная обмотка (IФ) генератора соединяется с шиной питания автопилота, расположенной в распределительной коробке «РК переменного тока 115 В». К рулевым агрегатам автопилота электроэнергия подводится по проводам от основной шины питания аппаратуры и от шины питания автопилота, а третьим проводом в этой трехфазной системе является корпус самолета.
Автопилот потребляет от генератора незначительную мощность (около 1 кВ-А по трем фазам), поэтому нагруженной в основном является фазная обмотка генератора, от которой напряжение подводится к шинам питания аппаратуры и обогрева винтов.
Основные данные
Номинальное напряжение.................................................................................120 В
Номинальный ток..............................................................................................133 А
Номинальная мощность.............................................................................................кВ-А
Частота тока.................................................................................................400±4 Гц
Напряжение питания обмотки возбуждения...............................................26—30 В
Ток, потребляемый обмоткой возбуждения……………........................не более 25 А
Режим работы................................................................................продолжительный
На самолете напряжение генератора поддерживается с заданной точностью равным 115 В.
Номинальные ток и мощность приведены для случая нагрузки одной фазы, как это имеет место на самолете. Частота тока генератора прямо пропорциональна его оборотам, поэтому она соответствует номинальному значению 400±4 Гц только при номинальной (100%) частоте вращения вала двигателя.
Аппаратура регулирования и защиты генератора ГО-16ПЧ8 обеспечивает: автоматическое поддержание и дистанционную ручную регулировку напряжения генератора в заданных пределах; автоматическое выключение генератора при его неисправности или коротком замыкании бортовой сети переменного тока напряжением 115 В; автоматическое подключение к бортовой сети правого (резервного) генератора в случае отказа левого (основного).
К этой аппаратуре относятся: коробка включения и регулирования КВР-2, угольный регулятор напряжения РН-600, автомат защиты от перенапряжения АЗП1-1СД, коробка отсечки по частоте КОЧ-1АН.
Коробки КВР-2 обоих генераторов установлены на левом и правом бортах перед передним лонжероном крыла в районе шпангоутов № 16 и 17. Подход к ним возможен через наружные лючки.
Регуляторы напряжения РН-600 левого и правого генераторов расположены соответственно в левом и правом зализах центроплана вместе с регуляторами напряжения РН-180 2-й серии генераторов СТГ-18ТМО и продуваются забортным воздухом за счет скоростного напора через воздухозаборники.
Автоматы защиты АЗП1-1СД и коробки отсечки по частоте КОЧ-1АН установлены под потолком пассажирского салона за откидными панелями в месте расположения шпангоутов № 23—24..
Коробки включения и регулирования КВР-2 обеспечивают дистанционное включение и выключение возбуждения генераторов и их подключение к бортовой сети. Являясь исполнительным устройством, коробки КВР-2 в зависимости от параметров, выдаваемых автоматом защиты АЗП1-1СД и коробкой КОЧ-1АН, осуществляют включение и выключение возбуждения генераторов, выключают последние при их заниженном или завышенном напряжении, коротком замыкании сети, останове двигателя. В случае отказа левого-генератора коробки КВР-2 автоматически подключают к бортовой сети правый с одновременным включением лампочки «Отказ ГО левого». Коробки КВР-2 обеспечивают также работу регуляторов напряжения РН-600.
Угольный регулятор напряжения РН-600 по принципу действия аналогичен регулятору РН-180. Он автоматически поддерживает напряжение генератора ГО-16ПЧ8 постоянным, а также позволяет изменять его дистанционно вручную при помощи выносного сопротивления.
Автомат защиты от перенапряжения АЗП1-1СД посредством коробки КВР-2 выключает генератор, когда его напряжение по какой-либо неисправности превысит 126—133 В.
Коробка отсечки по частоте КОЧ-1АН обеспечивает включение генератора только тогда, когда частота его тока достигнет величины 350 Гц, и автоматическое выключение, — когда вследствие останова двигателя или какой-либо неисправности частота тока генератора уменьшится до 320 Гц. Это необходимо для защиты потребителей электроэнергии от питания током пониженной частоты, что могло бы вызвать выход из строя некоторых из них.
Органы управления и приборы контроля генераторов ГО-16ПЧ8 установлены на электрощитке энергетики. Два выключателя «Генераторы переменного тока: ГО лев., ГО прав.» предназначены для включения и выключения электропитания обмоток возбуждения генераторов. Кнопка «Включение ГО на бортсеть» служит для подключения генераторов к бортовой сети переменного тока. Два выносных сопротивления «Регуляторы напряжения: ГО лев., ГО прав.» обеспечивают ручную регулировку напряжения генераторов в пределах ±7 В.
Два амперметра «ГО лев.» и «ГО прав.» предназначены для измерения токов нагрузки генераторов. Каждый из них имеет шкалу от 0 до 150 А с оцифровкой 0, 6, 9, 12, 15 (отсчет умножается на 10 А), ценой первого деления 60 А и последующих делений 5 А.
Частотомер (герцметр) и вольтметр с галетным переключателем «Напряжение» являются общими для источников и сети электроэнергии переменного однофазного тока. При помощи переключателя эти два прибора можно подключить к основной или аварийной шине, к шинам обогрева винтов, питания автопилота, непосредственно к левому или правому генератору ГО-16ПЧ8, к разъему аэродромного питания.
Нормальным является положение переключателя «Основная шина 115 В».
Частотомер имеет шкалу от 350 до 450 Гц с оцифровкой 35, 38, 40, 42, 45 и ценой деления 5 Гц. При отсчете его показания необходимо умножать на 10 Гц. Шкала вольтметра аналогична шкале амперметра генератора.
На средней панели приборной доски расположены две лампочки с красными светофильтрами «Отказ: ГО лев., ГО прав.».
Предполетная проверка и контроль работы в полете. Перед полетом работоспособность генераторов ГО-16ПЧ8 и системы их подключения к бортсети необходимо проверять следующим образом.
Внешним осмотром надо убедиться в исправности органов управления и приборов контроля. Стрелки вольтметра и амперметров должны находиться на отметках «нуль», при необходимости следует установить их так с помощью механических корректоров, выведенных под шлиц в нижней части каждого прибора (частотомер отметки «нуль» на шкале и механического корректора не имеет).
Выключатели возбуждения генераторов во время запуска двигателей должны находиться в положении «Выключено». Работу генераторов ГО-16ПЧ8 необходимо проверять после проверки и подключения к бортовой сети генераторов постоянного тока.
Для включения обмоток возбуждения генераторов ГО-16ПЧ8 нужно включить на щитке АЗС автоматы защиты АЗР-30 «Возбуждение генераторов» и выключатели на электрощитке энергетики. При этом должны загореться лампочки «Отказ ГО». Затем галет-ным переключателем подключить вольтметр поочередно к каждому генератору и убедиться, что его показания равны 115 В. Если это условие не выполняется, то отрегулировать напряжение генератора равным 115 В при помощи соответствующего выносного сопротивления ВС-33.
После этого необходимо проверить подключение к бортовой сети основного (левого) генератора. Для его подключения надо кратковременно нажать кнопку «Включение ГО-16 на бортсеть», в результате чего должны погаснуть лампочки «Отказ ГО», а амперметр левого генератора покажет ток его нагрузки. Затем, подключая вольтметр поочередно ко всем шинам сети переменного однофазного тока, убедиться в наличии напряжения на них.
П р и м е ч а н и е. Следует иметь в виду, что при неисправном левом генераторе в момент нажатия кнопки «Включение ГО-16 на бортсеть» к сети подключится правый генератор, но в этом случае будет гореть лампочка «Отказ ГО левого» и ток нагрузки покажет амперметр правого генератора. Поэтому подключение генератора обязательно контролировать по лампочке его отказа и амперметру.
Далее необходимо проверить автоматическое подключение к бортовой сети правого генератора в случае отказа левого. С этой целью надо выключить выключатель возбуждения левого ГО-16ПЧ8, после чего проконтролировать подключение правого генератора по его амперметру и наличию напряжения на всех шинах. Для повторного подключения к сети левого генератора требуется включить его возбуждение (загорится лампочка «Отказ ГО лев.») и нажать кнопку «Включение ГО-16 на бортсеть». В результате правый генератор отключится от сети, а левый подключится.
Необходимо помнить, что если возбуждение генератора ГО-16ПЧ8 по какой-то причине автоматически выключается, то для его включения после устранения этой причины нужно выключить и опять включить выключатель возбуждения данного генератора. Это объясняется тем, что в случае такого выключения одно из реле в коробке КВР-2 становится на самоблокировку через выключатель возбуждения. Для снятия его с самоблокировки следует выключить этот выключатель, а для включения возбуждения опять включить.
В частности, при проверке системы автоматического флюгирования винта левого двигателя автоматически выключается возбуждение основного генератора и к сети подключается правый ГО-16ПЧ8. Для повторного подключения к сети левого генератора (и отключения правого) после проверки нужно выключить и опять включить его выключатель возбуждения, а затем нажать кнопку «Включение ГО-16 на бортсеть».
Генератор регулируется и контролируется по более нагруженной фазе ПФ, поэтому напряжение на шине питания автопилота, подключенной к другой фазе, может быть больше, чем на остальных шинах (оно может достигать 140 В).
Вследствие того что работа генератора ГО-16ПЧ8 на земле проверяется в режиме работы двигателя «земной малый газ», когда частота вращения его вала меньше 100%, частота тока генератора в этом случае будет составлять около 370 Гц.
На земле регулятор напряжения РН-600 не обдувается и для исключения его перегрева допускается работа генератора в течение 5 мин при номинальном токе его нагрузки или 10 мин при токе нагрузки около 40 А.
Когда в полете оба генератора ГО-16ПЧ8 работают нормально, их возбуждение должно быть включено и к сети подключен левый генератор.
Приблизительно через 30 мин после взлета нужно проверить напряжение бортовой сети переменного однофазного тока (оно может измениться в результате прогрева регулятора РН-600), а затем периодически контролировать его. Напряжение должно быть равным 115±4 В. Если оно выходит за указанные пределы, необходимо отрегулировать его на 115 В при помощи выносного сопротивления ВС-33 генератора, который подключен к бортовой сети.
Некоторые потребители электроэнергии переменного однофазного тока (радиолокационная станция, автопилот и др.) в значительной мере чувствительны к изменению напряжения сети, поэтому очень важно своевременно контролировать и при необходимости регулировать напряжение генераторов ГО-16ПЧ8.
Ток нагрузки генератора не должен превышать 133 А. Если он больше указанной величины, то причиной этого может быть неисправность какого-либо из потребителей электроэнергии переменного однофазного тока или цепи его питания. В таком случае нужно поочередным выключением потребителей электроэнергии определить неисправный и отключить его от сети.
При отказе левого генератора ГО-16ПЧ8 он автоматически выключается, к сети подключается правый генератор и загорается сигнальная лампочка «Отказ ГО лев.». Выключатель возбуждения отказавшего генератора следует выключить.
Если откажет и правый генератор, то он тоже автоматически выключается, загорается лампочка «Отказ ГО прав.», после чего выключатель этого генератора надо выключить. Бортовая сеть в этом случае автоматически переключается на аварийное питание от преобразователя ПО-750.
Если необходимо восстановить работу отказавшего генератора ГО-16ПЧ8, следует проверить на щите АЗС, включен ли АЗР-30, защищающий цепь возбуждения данного генератора, и заменить соответствующие предохранители, расположенные на передней торцевой стенке распределительной коробки «РК переменного тока 115 В». Там же размещены предохранители, которые защищают цепи приборов контроля бортовой сети переменного однофазного тока.
В случае аварийного питания сети постоянного тока от бортовых аккумуляторов будет занижено по сравнению с номинальным напряжение питания обмотки возбуждения и цепей управления регулирующих устройств. При этом длительная нагрузка генератора ГО-16ПЧ8 не должна превышать 40 А при условии, что напряжение аккумуляторных батарей составляет не менее 20 В.
Генератор ГО-16ПЧ8 необходимо выключать в полете с помощью выключателя возбуждения при его неисправностях, внешнее проявление которых аналогично признакам неисправности генератора СТГ-18ТМО.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и