logo
Ан-24 А и РЭО

10. Генераторы го-16пч8

Назначение. Генераторы ГО-16ПЧ8 предназначены для питания всех потребителей электроэнергии переменного однофазного тока, а также питания рулевых агрегатов автопилота АП-28Л1 электро­энергией переменного трехфазного тока напряжением 115 В, часто­той 400 Гц. На самолетах последних выпусков, где установлен один преобразователь ПТ-1000ЦС, правый генератор является резерв­ным источником не только электроэнергии переменного однофазно­го тока, но и переменного трехфазного тока напряжением 36 В, ча­стотой 400 Гц. Однако в этом случае предусмотрена возможность питания трехфазной сети от правого генератора только тогда, когда однофазная сеть питается от левого генератора.

Генератор ГО-16ПЧ8 представляет собой синхронную трехфаз­ную электрическую машину переменного тока с якорной обмоткой на статоре, обмоткой возбуждения на роторе и возбуждением от бортовой сети постоянного тока. Обмотки возбуждения обоих гене­раторов питаются от аварийной шины постоянного тока. Упрощен­ная схема включения генераторов ГО-16ПЧ8 в бортовую сеть пока­зана на рис. 5.

Трехфазная якорная обмотка генератора соединена по схеме «треугольник» и одна узловая точка соединения фазных обмоток подключена на корпус самолета.

Напряжение, снимаемое с одной фазной обмотки (IIФ), подво­дится к основной и аварийной шинам питания аппаратуры и к шине обогрева винтов, от которой питается противообледенительная си­стема лопастей воздушных винтов и их обтекателей.

Другая фазная обмотка (IФ) генератора соединяется с шиной питания автопилота, расположенной в распределительной коробке «РК переменного тока 115 В». К рулевым агрегатам автопилота электроэнергия подводится по проводам от основной шины пита­ния аппаратуры и от шины питания автопилота, а третьим прово­дом в этой трехфазной системе является корпус самолета.

Автопилот потребляет от генератора незначительную мощность (около 1 кВ-А по трем фазам), поэтому нагруженной в основном является фазная обмотка генератора, от которой напряжение под­водится к шинам питания аппаратуры и обогрева винтов.

Основные данные

Номинальное напряжение.................................................................................120 В

Номинальный ток..............................................................................................133 А

Номинальная мощность.............................................................................................кВ-А

Частота тока.................................................................................................400±4 Гц

Напряжение питания обмотки возбужде­ния...............................................26—30 В

Ток, потребляемый обмоткой возбуждения……………........................не более 25 А

Режим работы................................................................................продолжительный

На самолете напряжение генератора поддерживается с задан­ной точностью равным 115 В.

Номинальные ток и мощность приведены для случая нагрузки одной фазы, как это имеет место на самолете. Частота тока генера­тора прямо пропорциональна его оборотам, поэтому она соответ­ствует номинальному значению 400±4 Гц только при номинальной (100%) частоте вращения вала двигателя.

Аппаратура регулирования и защиты генератора ГО-16ПЧ8 обеспечивает: автоматическое поддержание и дистанционную руч­ную регулировку напряжения генератора в заданных пределах; ав­томатическое выключение генератора при его неисправности или коротком замыкании бортовой сети переменного тока напряжением 115 В; автоматическое подключение к бортовой сети правого (ре­зервного) генератора в случае отказа левого (основного).

К этой аппаратуре относятся: коробка включения и регулиро­вания КВР-2, угольный регулятор напряжения РН-600, автомат за­щиты от перенапряжения АЗП1-1СД, коробка отсечки по частоте КОЧ-1АН.

Коробки КВР-2 обоих генераторов установлены на левом и пра­вом бортах перед передним лонжероном крыла в районе шпангоу­тов № 16 и 17. Подход к ним возможен через наружные лючки.

Регуляторы напряжения РН-600 левого и правого генераторов расположены соответственно в левом и правом зализах центропла­на вместе с регуляторами напряжения РН-180 2-й серии генерато­ров СТГ-18ТМО и продуваются забортным воздухом за счет ско­ростного напора через воздухозаборники.

Автоматы защиты АЗП1-1СД и коробки отсечки по частоте КОЧ-1АН установлены под потолком пассажирского салона за от­кидными панелями в месте расположения шпангоутов № 23—24..

Коробки включения и регулирования КВР-2 обеспечивают ди­станционное включение и выключение возбуждения генераторов и их подключение к бортовой сети. Являясь исполнительным устрой­ством, коробки КВР-2 в зависимости от параметров, выдаваемых автоматом защиты АЗП1-1СД и коробкой КОЧ-1АН, осуществля­ют включение и выключение возбуждения генераторов, выключают последние при их заниженном или завышенном напряжении, корот­ком замыкании сети, останове двигателя. В случае отказа левого-генератора коробки КВР-2 автоматически подключают к бортовой сети правый с одновременным включением лампочки «Отказ ГО левого». Коробки КВР-2 обеспечивают также работу регуляторов напряжения РН-600.

Угольный регулятор напряжения РН-600 по принципу действия аналогичен регулятору РН-180. Он автоматически поддерживает напряжение генератора ГО-16ПЧ8 постоянным, а также позволяет изменять его дистанционно вручную при помощи выносного сопро­тивления.

Автомат защиты от перенапряжения АЗП1-1СД посредством коробки КВР-2 выключает генератор, когда его напряжение по ка­кой-либо неисправности превысит 126—133 В.

Коробка отсечки по частоте КОЧ-1АН обеспечивает включение генератора только тогда, когда частота его тока достигнет величи­ны 350 Гц, и автоматическое выключение, — когда вследствие останова двигателя или какой-либо неисправности частота тока генератора уменьшится до 320 Гц. Это необходимо для защиты по­требителей электроэнергии от питания током пониженной частоты, что могло бы вызвать выход из строя некоторых из них.

Органы управления и приборы контроля генераторов ГО-16ПЧ8 установлены на электрощитке энергетики. Два выключателя «Ге­нераторы переменного тока: ГО лев., ГО прав.» предназначены для включения и выключения электропитания обмоток возбуждения ге­нераторов. Кнопка «Включение ГО на бортсеть» служит для под­ключения генераторов к бортовой сети переменного тока. Два вы­носных сопротивления «Регуляторы напряжения: ГО лев., ГО прав.» обеспечивают ручную регулировку напряжения генераторов в пределах ±7 В.

Два амперметра «ГО лев.» и «ГО прав.» предназначены для из­мерения токов нагрузки генераторов. Каждый из них имеет шкалу от 0 до 150 А с оцифровкой 0, 6, 9, 12, 15 (отсчет умножается на 10 А), ценой первого деления 60 А и последующих делений 5 А.

Частотомер (герцметр) и вольтметр с галетным переключате­лем «Напряжение» являются общими для источников и сети элект­роэнергии переменного однофазного тока. При помощи переключа­теля эти два прибора можно подключить к основной или аварийной шине, к шинам обогрева винтов, питания автопилота, непосредст­венно к левому или правому генератору ГО-16ПЧ8, к разъему аэродромного питания.

Нормальным является положение переключателя «Основная шина 115 В».

Частотомер имеет шкалу от 350 до 450 Гц с оцифровкой 35, 38, 40, 42, 45 и ценой деления 5 Гц. При отсчете его показания необ­ходимо умножать на 10 Гц. Шкала вольтметра аналогична шкале амперметра генератора.

На средней панели приборной доски расположены две лампочки с красными светофильтрами «Отказ: ГО лев., ГО прав.».

Предполетная проверка и контроль работы в полете. Перед по­летом работоспособность генераторов ГО-16ПЧ8 и системы их под­ключения к бортсети необходимо проверять следующим образом.

Внешним осмотром надо убедиться в исправности органов управле­ния и приборов контроля. Стрелки вольтметра и амперметров должны находиться на отметках «нуль», при необходимости следу­ет установить их так с помощью механических корректоров, выве­денных под шлиц в нижней части каждого прибора (частотомер отметки «нуль» на шкале и механического корректора не имеет).

Выключатели возбуждения генераторов во время запуска дви­гателей должны находиться в положении «Выключено». Работу ге­нераторов ГО-16ПЧ8 необходимо проверять после проверки и под­ключения к бортовой сети генераторов постоянного тока.

Для включения обмоток возбуждения генераторов ГО-16ПЧ8 нужно включить на щитке АЗС автоматы защиты АЗР-30 «Возбуж­дение генераторов» и выключатели на электрощитке энергетики. При этом должны загореться лампочки «Отказ ГО». Затем галет-ным переключателем подключить вольтметр поочередно к каждому генератору и убедиться, что его показания равны 115 В. Если это условие не выполняется, то отрегулировать напряжение генератора равным 115 В при помощи соответствующего выносного сопротив­ления ВС-33.

После этого необходимо проверить подключение к бортовой сети основного (левого) генератора. Для его подключения надо кратко­временно нажать кнопку «Включение ГО-16 на бортсеть», в резуль­тате чего должны погаснуть лампочки «Отказ ГО», а амперметр левого генератора покажет ток его нагрузки. Затем, подключая вольтметр поочередно ко всем шинам сети переменного однофазно­го тока, убедиться в наличии напряжения на них.

П р и м е ч а н и е. Следует иметь в виду, что при неисправном левом гене­раторе в момент нажатия кнопки «Включение ГО-16 на бортсеть» к сети под­ключится правый генератор, но в этом случае будет гореть лампочка «Отказ ГО левого» и ток нагрузки покажет амперметр правого генератора. Поэтому под­ключение генератора обязательно контролировать по лампочке его отказа и ам­перметру.

Далее необходимо проверить автоматическое подключение к бортовой сети правого генератора в случае отказа левого. С этой целью надо выключить выключатель возбуждения левого ГО-16ПЧ8, после чего проконтролировать подключение правого ге­нератора по его амперметру и наличию напряжения на всех шинах. Для повторного подключения к сети левого генератора требуется включить его возбуждение (загорится лампочка «Отказ ГО лев.») и нажать кнопку «Включение ГО-16 на бортсеть». В результате правый генератор отключится от сети, а левый подключится.

Необходимо помнить, что если возбуждение генератора ГО-16ПЧ8 по какой-то причине автоматически выключается, то для его включения после устранения этой причины нужно выключить и опять включить выключатель возбуждения данного генератора. Это объясняется тем, что в случае такого выключения одно из реле в коробке КВР-2 становится на самоблокировку через выключатель возбуждения. Для снятия его с самоблокировки следует выключить этот выключатель, а для включения возбуждения опять включить.

В частности, при проверке системы автоматического флюгирования винта левого двигателя автоматически выключается возбуждение основного генератора и к сети подключается правый ГО-16ПЧ8. Для повторного подключения к сети левого генератора (и отклю­чения правого) после проверки нужно выключить и опять включить его выключатель возбуждения, а затем нажать кнопку «Включение ГО-16 на бортсеть».

Генератор регулируется и контролируется по более нагружен­ной фазе ПФ, поэтому напряжение на шине питания автопилота, подключенной к другой фазе, может быть больше, чем на осталь­ных шинах (оно может достигать 140 В).

Вследствие того что работа генератора ГО-16ПЧ8 на земле про­веряется в режиме работы двигателя «земной малый газ», когда частота вращения его вала меньше 100%, частота тока генератора в этом случае будет составлять около 370 Гц.

На земле регулятор напряжения РН-600 не обдувается и для исключения его перегрева допускается работа генератора в течение 5 мин при номинальном токе его нагрузки или 10 мин при токе на­грузки около 40 А.

Когда в полете оба генератора ГО-16ПЧ8 работают нормально, их возбуждение должно быть включено и к сети подключен левый генератор.

Приблизительно через 30 мин после взлета нужно проверить на­пряжение бортовой сети переменного однофазного тока (оно может измениться в результате прогрева регулятора РН-600), а затем периодически контролировать его. Напряжение должно быть рав­ным 115±4 В. Если оно выходит за указанные пределы, необходи­мо отрегулировать его на 115 В при помощи выносного сопротив­ления ВС-33 генератора, который подключен к бортовой сети.

Некоторые потребители электроэнергии переменного однофаз­ного тока (радиолокационная станция, автопилот и др.) в значи­тельной мере чувствительны к изменению напряжения сети, поэто­му очень важно своевременно контролировать и при необходимости регулировать напряжение генераторов ГО-16ПЧ8.

Ток нагрузки генератора не должен превышать 133 А. Если он больше указанной величины, то причиной этого может быть неис­правность какого-либо из потребителей электроэнергии переменно­го однофазного тока или цепи его питания. В таком случае нужно поочередным выключением потребителей электроэнергии опреде­лить неисправный и отключить его от сети.

При отказе левого генератора ГО-16ПЧ8 он автоматически вы­ключается, к сети подключается правый генератор и загорается сигнальная лампочка «Отказ ГО лев.». Выключатель возбуждения отказавшего генератора следует выключить.

Если откажет и правый генератор, то он тоже автоматически выключается, загорается лампочка «Отказ ГО прав.», после чего выключатель этого генератора надо выключить. Бортовая сеть в этом случае автоматически переключается на аварийное питание от преобразователя ПО-750.

Если необходимо восстановить работу отказавшего генератора ГО-16ПЧ8, следует проверить на щите АЗС, включен ли АЗР-30, защищающий цепь возбуждения данного генератора, и заменить со­ответствующие предохранители, расположенные на передней тор­цевой стенке распределительной коробки «РК переменного тока 115 В». Там же размещены предохранители, которые защищают цепи приборов контроля бортовой сети переменного однофазного тока.

В случае аварийного питания сети постоянного тока от борто­вых аккумуляторов будет занижено по сравнению с номинальным напряжение питания обмотки возбуждения и цепей управления ре­гулирующих устройств. При этом длительная нагрузка генератора ГО-16ПЧ8 не должна превышать 40 А при условии, что напряжение аккумуляторных батарей составляет не менее 20 В.

Генератор ГО-16ПЧ8 необходимо выключать в полете с по­мощью выключателя возбуждения при его неисправностях, внеш­нее проявление которых аналогично признакам неисправности ге­нератора СТГ-18ТМО.