logo
Ан-24 А и РЭО

81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1

Расходомер топлива мгновенного (часового) и суммарного рас­хода топлива РТСМ-0,85Б1 предназначен для измерения часового (или мгновенного) расхода топлива, а также показывает суммар­ный остаток топлива в баках левого и правого крыла раздельно в любой момент времени отсчета.

Чувствительным элементом датчика расходомера являются две спиральные крыльчатки, размещенные в одном корпусе, одна из ко­торых служит для измерения суммарного расхода, а другая — для измерения мгновенного (часового расхода топлива).

Принцип действия расходомера заключается в том, что топливо, протекающее через датчик с некоторой скоростью, приводит во вра­щение обе крыльчатки, обороты которых пропорциональны скоро­сти потока, следовательно, пропорциональны как часовому расходу, так и количеству протекающего топлива через датчик.

В комплект расходомера (рис. 125) входят: датчик суммарного и часового расхода топлива, указатель, тиратронный прерыватель ПТ-56А, трансформатор ТРП-52 (один на два комплекта).

Указатели установлены на средней панели приборной доски; дат­чики—в топливных магистралях на авиадвигателях; тиратронные прерыватели — под полом переднего багажника, а трансформа­тор — над потолком переднего багажника между шпангоутами № 7 и 8.

Рис. 125. Комплект расходомера РТМС-0.85Б1

Комплект питается переменным током напряжением 115 В, час­тотой 400 Гц, включается в работу выключателем с надписью «Рас­ходомер» на средней панели приборной доски.

Защита цепи питания от коротких замыканий и перегрузок осу­ществляется предохранителем СП-1 на панели переменного тока 115/36 В, а также предохранителем СП-10, установленном в РК кабины экипажа.

Указатель расходомера имеет две шкалы: внутреннюю и внеш­нюю. Внешняя шкала отградуирована от 0 до 850 кг/ч с оцифровкой через 200 кг/ч и ценой деления 50 кг/ч. По этой шкале стрелка показывает часовой (или мгновенный) расход топлива.

Внутренняя шкала барбанчикового типа показывает суммарный остаток топлива в любой момент времени полета. Шкала отгра­дуирована от 0 до 9990 кгс.

Правила эксплуатации расходомера. После заправки самолета топливом необходимо замерить суммарный запас топлива в баках левого крыла с помощью топливомера и кремальерой на левом ука­зателе установить залитое количество топлива в килограммах. За­тем замерить суммарный запас топлива в баках правого крыла и. установить его значение на правом указателе. Это осуществляется следующим образом. Нажимая на кремальеру и вращая ее в на­правлении по часовой стрелке, устанавливают барабанчики на од­ну и ту же цифру, набирая при этом наиболее близкое большее чис­ло, чем то, которое следует установить. Затем, вращая кремальеру против часовой стрелки, сбрасывают установленное на барабанчи­ках число, пока получат нужное.

Пример. В баки левого крыла залито 2170 кг топлива. Нажимая кремальеру и вращая ее по часовой стрелке, набирают на барабанчиках 222; вращая кре­мальеру против часовой стрелки до тех пор, пока на барабанчиках не устано­вится число 217.

На земле и в полете работоспособность комплекта расходомера считается нормальной, если барабанчики указателей работают чет­ко, без дрожания и зуммерации, а стрелки плавно, без скачков пе­ремещаются по шкале при плавном изменении часового расхода топлива. В полете ведется постоянный контроль за расходом топ­лива методом периодического сличения показаний топливомера и расходомера.