logo
Ан-24 А и РЭО

31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7

Абонентская гарнитура обеспечивает внутрисамолетную теле­фонную связь, ведущуюся через СПУ-7, а также внешнюю радиоте­лефонную связь через установленные на самолете радиостанции.

В состав абонентской гарнитуры АГ-2 входят микрофон ДЭМШ-1А с микрофонным усилителем и комплект из двух теле­фонов типа ТА-56М.

Микрофонный усилитель собран на полупроводниковых триодах и усиливает напряжение звуковых частот, создаваемое микрофоном. Усилитель питается от той радиоаппаратуры, через которую ведется связь.

Гарнитура подсоединяется к абонентскому аппарату СПУ по­средством шнура (электропроводов) и четырехштырькового полу­разъема.

Назначение, состав и принцип действия СПУ-7. Самолетное пе­реговорное устройство СПУ-7 предназначено для ведения внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа и подключе­ния их гарнитур к установленным на самолете радиостанциям.

П ри помощи СПУ-7 члены эки­пажа могут осуществлять:

двустороннюю телефонную связь;

запуск радиостанций и двусто­роннюю связь через эти станции; прослушивание радиокомпа­сов;

прослушивание звукового сиг­нала достижения заданной высо­ты снижения, поступающего на телефоны от радиовысотомера при любых положениях органов управления СПУ;

прослушивание с пониженной громкостью внешней связи при ра­боте на внутреннюю связь;

прослушивание с пониженной громкостью внутренней связи при работе на внешнюю связь;

плавное регулирование громкости в телефонах по внутренней и внешней сетям связи;

ведение связи с использованием выносного кабеля при обслу­живании самолета на земле с абонентом, находящимся вне само­лета.

На самолете в состав СПУ-7 входят: один или два усилителя; три или четыре абонентских аппарата;

кнопки «Радио» и кнопки «СПУ» — по одной с каждым абонент­ским аппаратом;

две соединительные колодки.

Усилитель СПУ служит для усиления напряжения низких (зву­ковых) частот, поступающего от микрофонных усилителей гарнитур при ведении абонентами передачи по внутрисамолетной сети связи. Он собран на полупроводниковых триодах. Один или два усилите­ля установлены на этажерке радиооборудования у шпангоута № 7. На абонентском аппарате СПУ-7 (рис. 25) размещены следую­щие органы управления и регулировок:

переключатель на два положения «СПУ — Радио» для включе­ния гарнитуры абонента в сеть внутренней или внешней связи;

переключатель радиосвязей (галетный) на шесть положений для подключения гарнитуры абонента к установленным на самолете радиостанциям и радиокомпасам;

ручка реостата «Общая для регулировки громкости прослуши­вания связи, на которую установлен переключатель «СПУ — Ра­дио»;

ручка реостата «Проел.» для регулировки громкости прослуши­вания связи, на которую не установлен переключатель «СПУ— Ра­дио», т. е. связи, прослушиваемой с пониженной громкостью;

кнопка «ЦВ» («Циркулярный вызов»), которая обеспечивает по сети внутренней связи ведение передачи, прослушиваемой всеми абонентами с полной громкостью;

переключатель «Сеть 1—2», положение которого на самолете не имеет значения.

Когда переключатель «СПУ — Радио» находится в положении «СПУ», телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ, поэтому связь, ведущаяся по внутрисамолетной сети, прослу­шивается абонентом с повышенной громкостью, регулируемой при помощи ручки «Общая». Одновременно телефоны абонента через трансформатор абонентского аппарата подсоединены к выходу при­емника, на который установлен переключатель радиосвязей, вслед­ствие чего в телефонах этот приемник прослушивается с понижен­ной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Прослу­шивание». Включить передатчик станции, т. е. вести радиопередачу, абонент не может.

При установке переключателя «СПУ — Радио» в положение «Радио» телефоны абонента подключаются к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, и через трансфор­матор— к выходу усилителя СПУ. В результате этого в телефонах приемник прослушивается с полной, а связь внутренней сети — с пониженной громкостью (при условии, что передача по внутренней сети ведется не с помощью кнопки «ЦВ»). Громкость сигналов при­емника и внутренней связи регулируют соответственно ручками «Общая» и «Прослушивание». Одновременно подготавливаются цепи включения соответствующего передатчика и подключения к нему микрофона абонента с помощью кнопки «Радио».

При нажатии кнопки «ЦВ» микрофон абонента подключается к входу усилителя СПУ, а телефоны всех абонентов — к выходу этого усилителя и одновременно через трансформаторы — к приемникам, на которые установлены переключатели радиосвязей абонентских аппаратов. Все абоненты прослушивают ведущуюся по внутренней сети передачу с полной громкостью и не могут вести радиопередачу. Таким образом, когда хотя бы одним абонентом нажата кнопка «ЦВ», то для всех абонентов это равнозначно тому, что переключа­тели «СПУ — Радио» их абонентских аппаратов установлены в по­ложение «СПУ».

Абонентские аппараты размещены по одному на вертикальных панелях левого и правого пультов и на приборной доске радиста. При наличии на самолете четырех аппаратов один из них устанав­ливается у рабочего места штурмана.

Кнопка «Радио» предназначена для включения передатчика, на который установлен переключатель радиосвязей абонентского аппа­рата, и подключения к этому передатчику микрофона абонента при условии, что переключатель «СПУ — Радио» абонентского аппарата установлен в положение «Радио». Когда этот переключатель находится в положении «СПУ», микрофон при нажитии кнопки подклю­чается к усилителю СПУ, т. е. при помощи, кнопки можно вести передачу по внутрисамолетной сети связи. Эта передача будет про­слушиваться абонентами, ведущими радиосвязь с пониженной громкостью.

Кнопка «СПУ» предназначена для быстрого включения гарни­туры абонента в сеть внутрисамолетной связи. При ее нажатии про­исходят те же подключения, что и во время нажатия кнопки «Ра­дио», когда переключатель «СПУ — Радио» находится в положении «СПУ», но уже независимо от положения этого переключателя. Таким образом, передачу по внутрисамолетной сети связи можно вести с помощью кнопок «СПУ», «ЦВ» или «Радио». В последнем случае нужно предварительно установить переключатель «СПУ — Радио» в положение «СПУ».

Для ведения радиосвязи необходимо переключатель «СПУ — Радио» установить в положение «Радио» и вести передачу при по­мощи кнопки «Радио». Кнопки «Радио» установлены по одной на штурвалах и в ножных тангентах под столиками радиста и штурма­на, а кнопки «СПУ» — по одной на штурвалах, на приборной доске радиста и возле абонентского аппарата СПУ штурмана.

Соединительные колодки служат для электрического соединения усилителей и абонентских аппаратов СПУ, а также для подсоеди­нения СПУ-7 к установленным на самолете радиоустройствам. Они расположены на потолке кабины экипажа слева, у шпангоута № 7.

Для подсоединения выносного кабеля при ведении связи на зем­ле с абонентом, находящимся вне самолета, на правом борту само­лета между шпангоутами № 1 и 2 в лючке установлен четырехштырьковый полуразъем.

С целью обеспечения связи по СПУ при обслуживании обору­дования, расположенного в хвостовом негерметичном отсеке, в этом отсеке на этажерке радиооборудования установлен четырехштырьковый полуразъем, предназначенный для подсоединения абонент­ской гарнитуры.

Питание СПУ-7 осуществляется электроэнергией постоянного тока от аварийной шины приборной доски радиста. Цепи питания защищены двумя АЗС-2 «СПУ», которые расположены на этой при­борной доске, а на самолетах последних выпусков — на верхнем щитке летчиков. СПУ-7 потребляет ток около 0,6 А.

Включение, предполетная проверка, использование СПУ-7. Са­молетное переговорное устройство СПУ-7 необходимо включать пе­ред запуском двигателей и выключать только после полета. Для его включения нужно включить АЗР-6 «Аварийная шина приборной доски радиста» и АЗС-2 «СПУ».

Для проверки работоспособности СПУ-7 следует переключатель «СПУ — Радио» на абонентском аппарате установить в положение «Радио» и с помощью кнопки «СПУ» установить связь с другим абонентом. Затем необходимо убедиться, что громкость этой связи плавно регулируется ручкой «Прослушивание». После этого следует установить двустороннюю связь при помощи кнопки «ЦВ» и удостовериться, что сигналы этой связи прослушиваются с повы­шенной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Об­щая». Во время проверки внутрисамолетной связи переключатель радиосвязей должен находиться в положении, которое соответству­ет включенному в работу радиоприемнику. Сигналы этого приемни­ка должны с надлежащей громкостью прослушиваться в телефонах.

Проверка выхода на внешнюю радиосвязь через СПУ-7 и уста­новленные на самолете радиоустройства осуществляется одновре­менно с предполетной проверкой этих устройств.

Положения переключателя радиосвязей на абонентском аппара­те СПУ-7 соответствуют следующим радиоустройствам самолета:

«УКР» — УКВ-радиостанция № 1;

«СР» — средневолновая радиостанция;

«КР» — коротковолновая радиостанция;

«ДР» — УКВ-радиостанция № 2; .

«РК-1» — радиокомпас № 1;

«РК-2» — радиокомпас № 2.

Установив переключатель «СПУ—Радио» на абонентском ап­парате в положение «Радио», следует проверить включение пере­дающих и прослушивание приемных устройств.

С помощью ручки «Общая», расположенной на абонентском ап­парате СПУ, регулируется в основном громкость сигналов связи, прослушиваемых в телефонах с полной громкостью. Но от ее поло­жения зависит также уровень сигналов, прослушиваемых в теле­фонах с пониженной громкостью. В связи с этим перед полетом ну­жно сначала ручкой «Общая» установить требуемую громкость связи, на которую установлен переключатель «СПУ — Радио», а затем ручкой «Прослушивание» отрегулировать уровень сигналов связи, прослушиваемых с пониженной громкостью.

Перед полетом и в полете не следует ручку «Прослушивание» поворачивать до крайнего положения против хода часовой стрелки, так как при таком ее положении сигналы связи пониженной гром­кости в телефонах могут совсем не прослушиваться. В дальнейшем это приведет к тому, что при необходимости установить внутрисамолетную связь с. таким абонентом его нужно будет вызывать при помощи кнопки «ЦВ», и другие абоненты не смогут в это время вести передачу по сети внешней радиосвязи.

Абонентам, которые в полете ведут радиосвязь, рекомендуется устанавливать переключатель «СПУ — Радио» на все время полета в положение «Радио», а внутрисамолетную связь вести при помощи кнопки «СПУ». Если абонент, вызываемый на связь с помощью кнопки «СПУ», не отвечает, нужно нажать кнопку «ЦВ» и выз­вать его.

Абонент, получивший циркулярный вызов, должен ручкой «Про­слушивание» увеличить громкость в телефонах или установить пе­реключатель «СПУ — Радио» в положение «СПУ», после чего он бу­дет с достаточной громкостью прослушивать передачу, ведущуюся другими абонентами по внутрисамолетной сети при помощи кнопок «СПУ».