53. Магнитный компас ки-13
Назначение и принцип действия. Магнитный компас КИ-13 (рис. 78) предназначен для определения и выдерживания компасного курса самолета, а также для установки самолета в заданном направлении после разворота.
Принцип действия компаса основан на использовании свойства свободно подвешенного магнита, имеющего форму стержня, устанавливаться в полости магнитного меридиана Земли. Установлен магнитный компас над приборной доской, вдоль продольной оси самолета.
Магнитный компас КИ-13 является дублирующим курсовым прибором и используется экипажем самолета при отказе гироиндукционного компаса ГИК-1. Однако экипаж самолета обязан в полете эпизодически наблюдать за показаниями компаса КИ-13 как дающего общую ориентацию о курсе следования самолета, и сличать эти показания с показаниями компаса ГИК-1 для своевременного обнаружения его неисправности.
У стройство и работа. Чувствительным элементом компаса (рис. 79) является картушка 5 поплавкового типа с вертикальным лимбом. На картушку нанесена шкала от 0 до 360°. Оцифровка через 30°, цена деления 5°. Картушка опирается на поплавок, к которому жестко крепятся два магнитных стержня 7. Наличие магнитных стержней заставляет картушку устанавливаться вдоль плоскости магнитного меридиана Земли, тем самым она сохраняет относительно Земли неизменное направление.
В корпус компаса залита жидкость лигроин марки ЛВ-2, служащий для демпфирования колебаний картушки, уменьшения ее веса и трения шпильки о подпятник 6.
Д ля устранения полукруговой девиации, в пределах от 20 до 50°, внизу корпуса смонтировано девиационное устройство. При устранении девиации компаса вращают валики с надписью «С—Ю», «В—3», указывающие курсы, на которых устраняется полукруговая девиация. Отсчет показаний производится с помощью курсовой черты, укрепленной на внутренней лицевой части прибора. Внутри корпуса прибора имеется мембрана, которая служит для компенсации изменения объема жидкости при изменении температуры.
Работает магнитный компас следующим образом. В прямолинейном горизонтальном полете картушка устанавливается к плоскости магнитного меридиана (в направлении Север — Юг) и сохраняет относительно Земли неизменное направление. При повороте самолета магнитное поле Земли удерживает картушку со шкалой в неизменном положении, а связанная с корпусом прибора курсовая черта поворачивается на тот же угол, что и самолет, показывая величину угла поворота самолета.
Компас КИ-13 нормально работает при кренах самолета до 17°, свыше — картушка компаса задевает за внутренние части прибора, и он становится неработоспособным.
Ошибки магнитного компаса КИ-13. Ошибки магнитных компасов подразделяются на две группы: методические, зависящие от самого метода измерения курса самолета; инструментально-шкаловые — от качества изготовления прибора и других факторов.
Северная поворотная ошибка учитывается так: при выводе самолета из разворота на северных курсах надо не доводить самолет до намеченного курса на величину крена разворота, а на южных курсах, наоборот, переводить в среднем на ту же величину крена разворота.
Девиация компаса подразделяется на полукруговую и четвертную. Полукруговая девиация уничтожается штурманом на четырех основных румбах 0, 90, 180 и 270°. Четвертная девиация списывается на восьми румбах 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270 и 315° и учитывается в полете по графику (таблице), который устанавливается в кабине экипажа.
Креновая девиация возникает при полете самолета с поперечными и продольными кренами. Наибольшего значения она достигает при продольных кренах (наборе высоты или снижении). В практике самолетовождения не учитывается.
Инерционная ошибка возникает при развороте самолета под действием центробежных сил, действующих на утяжеленный конец картушки, которая отклоняется от плоскости магнитного меридиана. Поэтому после выхода из разворота отсчет надо производить через 20—30 с.
Вибрационная ошибка возникает под влиянием вибрации самолета, воздействующей на картушку. Эту ошибку сводят к минимуму методом амортизации компаса.
Предполетный осмотр и пользование компасом в полете. Внешним осмотром необходимо убедиться, что видимых дефектов нет, т. е. крепление прибора исправно, отсутствуют наружные повреждения и подтекание жидкости из корпуса. Убедиться в заполнении компаса жидкостью (лигроином). В заполненных жидкостью компасах не должно быть видно воздушных пузырьков. Проверить наличие графика (таблицы) четвертной девиации в кабине экипажа. Девиационное устройство прибора при осмотре должно быть опломбировано.
На исполнительном старте после установки самолета по оси ВПП в направлении взлета убедиться, что магнитный курс на компасе КИ-13 совпадает со взлетным магнитным курсом с точностью не менее 3°.
После взлета компасный курс отсчитывается на шкале картушки компаса против курсовой черты. Однако в полете, особенно в неспокойной атмосфере, наблюдаются колебания картушки, которые могут достигать ±15÷20°. Поэтому берут не мгновенное показание компаса, а средний отсчет, который выявляется путем наблюдения за «ходом» картушки в течение 5—10 с.
При хорошей видимости, летчик удерживает самолет на заданном курсе с помощью визирования видимых объектов вблизи горизонта и лишь изредка проверяет по компасу правильность выполнения полета. Для определения в полете более точного курса необходимо производить серию отсчетов через небольшие интервалы времени (3÷5 отсчетов). Выполнять развороты самолета необходимо плавно и с малыми кренами. Это повышает точность разворота и дает возможно меньшие послевиражные ошибки, которые исправляются после разворота в горизонтальном полете.
При пользовании магнитным компасом в полете надо учитывать ошибки, присущие ему. Измеренный компасный курс исправляется поправкой на девиацию Δк, чтобы определить магнитный курс, и поправкой на магнитное склонение Δм, чтобы получить истинный курс.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и