40. Общий принцип работы станции рпсн-2
В основу принципа работы радиолокационной станции положены три явления:
свойство радиоволн в большей или меньшей степени отражаться от целей, встречающихся на пути их распространения, что позволяет обнаруживать радиолокационные цели;
свойство радиоволн распространяться с постоянной скоростью и прямолинейно, что позволяет определять расстояния до целей путем измерения времени, за которое радиоволны проходят это расстояние до цели и после отражения — обратно;
направленные излучение и прием радиоволн антенной станции, что обеспечивает определение курсовых углов целей.
Станция работает в импульсном режиме. Ее передатчик излучает радиоволны короткими импульсами, длительность которых в 1000 раз меньше периода их повторения. При этом расстояние до цели измеряется путем определения времени между моментами излучения импульса передатчиком и приема этого же импульса, отразившегося от цели.
Импульсный метод работы станции позволяет использовать одну антенну в качестве передающей и приемной. С этой целью в приемо-передатчике имеется антенный переключатель, который автоматически подключает антенну к передатчику на время излучения импульса и к приемнику — в период между импульсами передатчика. Антенный переключатель представляет собой безынерционное устройство, при помощи которого энергия СВЧ направляется от передатчика в антенну, а во время работы на прием — от антенны в приемник.
Передающий канал станции предназначен для создания мощных импульсов СВЧ колебаний и их направленного излучения в пространство в виде радиоволн. В состав передающего канала (рис. 54) входят: передатчик, являющийся частью приемо-передающего блока, волноводный тракт и антенный блок.
От блока синхронизации на передатчик поступают импульсы запуска, частота повторения которых равна частоте следования импульсов передатчика. Эти импульсы в передатчике усиливаются, после чего поступают на подмодулятор. При поступлении на него импульса запуска подмодулятор создает два высоковольтных импульса, которые совпадают по времени и подаются на модулятор. При этом модулятор создает мощный импульс высокого напряжения (около 14 кВ), поступающий на генератор СВЧ (магнетрон) как напряжение его анодного питания. Во время действия на него импульса генератор СВЧ создает колебания. Это значит, что генератор СВЧ преобразует импульсы постоянного напряжения в такие же по длительности импульсы СВЧ колебаний, энергия которых через волноводный тракт поступает в антенну для последующего ее направленного излучения в пространство. Описанный цикл работы передающего канала повторяется с частотой, которая в зависимости от режима работы станции составляет 500 или 1000 Гц:
Рис. 54. Структурная схема передающего канала станции РПСН-2
Выпрямитель подмодулятора и высоковольтный выпрямитель преобразуют переменное напряжение 115 В бортовой сети в высокие постоянные напряжения, необходимые для питания соответственно подмодулятора и модулятора.
В передатчике имеются реле времени и защита от короткого замыкания. Реле времени включает выпрямители передатчика только через 5 мин после включения электропитания станции. Это время необходимо для прогрева катодов мощных радиоламп передатчика, так как в противном случае лампы вышли бы из строя. С той же целью реле времени обеспечивает включение индикаторов станции через 2 мин после включения электропитания.
Защита от короткого замыкания представляет собой релейную систему, рассчитанную на многократное срабатывание. В случае перегрузки выпрямителей защита отключает от них на 1,5—2 с напряжение 115 В, после чего опять включает его. Если перегрузка не была случайной, т. е. возникла по неисправности и не является кратковременной, то срабатывание защиты будет повторяться. Такой способ защиты предотвращает выход из строя предохранителя в цепи питания передатчика при случайных кратковременных коротких замыканиях в его выпрямителях.
Приемный канал станции предназначен для направленного приема радиоволн; преобразования принятых сигналов по частоте; осуществления избирательности; усиления принятых сигналов по промежуточной частоте; детектирования напряжения промежуточной частоты; усиления полученных в результате детектирования видеосигналов; осуществления регулировок, необходимых в соответствии с целевым назначением станции; получения радиолокационного изображения целей с возможностью определения их дальности и курсовых углов; автоматической подстройки промежуточной частоты приемника.
В состав первого приемного канала станции (рис. 55) входят: антенна, волноводный тракт, приемная часть приемо-передатчика и блока синхронизации, индикаторы, блок разверток и питания индикаторов.
Рис. 55. Структурная схема первого приемного канала станции РПСН-2
От блока синхронизации одновременно с передатчиком запускается генератор развертки, расположенный в блоке 5. Создаваемое этим генератором напряжение подается в антенный блок, где изменяется в зависимости от углового положения антенны, а затем поступает на индикаторы. Под воздействием этого напряжения на экранах индикаторов прочерчиваются линии развертки. Линия развертки прочерчивается с постоянной скоростью, поэтому она в масштабе представляет собой расстояние, которое в это время излученный передатчиком импульс радиоволн проходит до целей и после отражения от них — в обратном направлении. Кроме того, направление прочерчивания линии развертки на экране индикатора согласовано с азимутальным положением антенны. Каждому импульсу передатчика соответствует одна линия развертки.
Отраженные от целей импульсы радиоволн принимаются антенной и от нее через волноводный тракт и антенный переключатель поступают на смеситель приемника, куда непрерывно подаются также колебания от гетеродина.
Полученное на выходе смесителя напряжение промежуточной частоты выделяется контурами УПЧ и усиливается этим усилителем, а затем импульсы напряжения промежуточной частоты преобразуются видеодетектором в импульсы постоянного напряжения (видеоимпульсы).
Видеосигнал с выхода детектора поступает на видеоусилитель, где усиливается и складывается с напряжением, созданным генератором меток дальности. Этот генератор запускается системой синхронизации и создает кратковременные импульсы постоянного напряжения с периодом повторения, соответствующим включенному масштабу развертки.
С выхода видеоусилителя напряжение видеосигнала и меток дальности поступает на индикаторы первого канала летчика и штурмана. Линия развертки, которая в это время прочерчивается на экране индикатора, засвечивается в соответствии с величиной данного напряжения.
Экран индикатора обладает послесвечением, длительность и яркость которого пропорциональны его засветке во время прочерчивания линии развертки. В результате этого на экране более яркими наблюдаются отметки тех целей, которые хорошо отражают радиоволны, а метки дальности представляют собой яркие дуги концентрических окружностей с центром в начале развертки.
Дальность цели определяется в масштабе по индикатору как расстояние от начала развертки до отметки цели, а курсовой угол цели отсчитывается при помощи азимутальной сетки, имеющейся на экране индикатора. Нулевая риска этой сетки соответствует продольной оси самолета.
Первый приемный канал имеет временную автоматическую регулировку усиления (ВАРУ) и систему контурной индикации («изо — эхо»), обеспечивающие работу станции в соответствии с ее целевым назначением при обнаружении горных вершин и зон грозовой деятельности.
Система автоматической подстройки частоты (АПЧ), которую также называют автоматической регулировкой частоты (АРЧ), предназначена для автоматического поддержания промежуточной частоты приемника практически постоянной при случайных изменениях частоты передатчика или гетеродина.
Промежуточная частота приемника fп равна разности частот гетеродина fг и принятого сигнала fс: fп = fг — fс
При изменении питающих напряжений, температуры окружающей среды и т. п. изменяются частоты гетеродина и передатчика (принимаемого сигнала). В результате этого при отсутствии АПЧ изменялась бы частота напряжения на выходе смесителя приемника, что привело бы к ее «уходу» из полосы пропускания контуров УПЧ, т. е. отказу приемного канала станции.
Принцип работы АПЧ состоит в следующем. В момент генерации мощного импульса передатчика часть его энергии подается на смеситель АПЧ, куда также поступают колебания от гетеродина. Смеситель преобразует эти два сигнала в напряжение их разностной частоты, которая практически равна промежуточной. С выхода смесителя напряжение подается на систему АПЧ. В этой системе имеется частотный различитель с контурами, настроенными на номинальное значение промежуточной частоты. При отклонении частоты от этого значения система АПЧ вырабатывает управляющее напряжение, под воздействием которого частота гетеродина изменяется так, что промежуточная частота опять становится практически равной ее номинальному значению.
При выключенном высоком напряжении (передатчике) и некоторых неисправностях система АПЧ работает в режиме поиска. Этот режим необходим для того, чтобы ввести промежуточную частоту в сравнительно узкую полосу, в которой подстройка осуществляется с помощью рассмотренной выше системы слежения. При поиске частота гетеродина, а следовательно, и промежуточная частота изменяются системой АПЧ по периодическому закону, колеблясь около заданного ее значения. В этом случае промежуточная частота периодически входит в полосу пропускания контуров УПЧ и выходит из нее. В момент включения передатчика при исправной АПЧ автоматически включается система слежения, а система поиска выключается.
Подстройка частоты при помощи АПЧ осуществляется путем изменения напряжения на одном из электродов гетеродина, в качестве которого используется отражательный клистрон.
В станции предусмотрена возможность работы с ручной регулировкой частоты (РРЧ), которую используют в случае отказа АПЧ. Включение ручной или автоматической регулировки, а также ручная регулировка частоты осуществляются с пульта управления и контроля.
Кроме рассмотренного первого станция имеет также второй приемный канал, который в настоящее время не используется. Работа станции по второму каналу обеспечивается радиолокационным ответчиком того самолета, на котором она установлена.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и