37. Автоматический радиокомпас арк-11
Назначение, состав и основные характеристики. Автоматический радиокомпас АРК-11 является самолетным автоматическим радиопеленгатором, позволяющим определять направление на передающую радиостанцию. Таким образом, радиокомпас в комплексе с наземными передающими радиостанциями относится к угломерным системам самолетовождения.
Совместно с самолетными геотехническими средствами радиокомпас предназначен для решения ряда задач самолетовождения.
Радиокомпас АРК-11 имеет следующие основные особенности:
обеспечивает возможность его предварительной (фиксированной) настройки на девять частот его диапазона с последующим включением любой настроенной частоты путем нажатия кнопки с соответствующим номером на пульте управления;
обеспечивает настройку на любую частоту его диапазона без фиксации этой частоты и нарушения фиксированной настройки;
имеет высокие точность установки частоты настройки и ее стабильность, что исключает необходимость частых подстроек радиокомпаса в полете;
с целью защиты от помех в радиокомпасе предусмотрены режим работы «Компас II», а также возможность включения узкой полосы пропускания частот приемником;
в радиокомпасе используется ограниченное количество электронных ламп и широко применены полупроводниковые триоды и диоды, что обеспечивает его высокую надежность.
На самолете устанавливаются два комплекта автоматического радиокомпаса АРК-П: «АРК № 1» и «АРК № 2». В состав каждого из них входят: приемник, блок рамочных антенн (рамок), настроенный антенный блок, блок питания, пульт управления, индикатор настройки, два указателя курсовых углов радиостанций, ненаправленная (шлейфовая) антенна и распределительная коробка.
Приемник включает в себя супергетеродинный радиоприемник с двойным преобразованием частоты и компасную часть.
Блок рамок объединяет в себе:
две рамки (основную и дополнительную), которые предназначены для направленного приема радиоволн; они укреплены на общей оси и вращаются одним электродвигателем;
электродвигатель вращения рамок типа ДИД-0,5;
сельсин-датчик, входящий в сельсинную систему, которая обеспечивает дистанционную передачу электрическим способом углов поворота рамок стрелкам указателей курсовых углов радиостанций;
компенсатор радиодевиации, предназначенный для уменьшения ошибок, возникающих в показаниях радиокомпаса за счет явления радиодевиации, т. е. за счет приема основной рамкой радиоволн, которые отразились от обшивки самолета;
тахогенератор, входящий в систему демпфирования (гашения) колебаний ротора электродвигателя вращения рамок.
Антенный блок (настроенный) представляет собой двухкаскадный УВЧ. Он служит для предварительного усиления сигналов, поступающих в зависимости от режима работы радиокомпаса от ненаправленной антенны или дополнительной рамки.
Блок питания включает в себя трансформатор и выпрямители и предназначен для преобразования переменного напряжения бортовой сети 115 В, частотой 400 Гц в постоянные и переменные напряжения, необходимые для питания радиокомпаса.
Пульт управления штурмана обеспечивает электродистанционное управление настройкой и работой радиокомпаса.
Индикатор настройки представляет собой измеритель тока и служит для визуального определения точности настройки радиокомпаса на частоту принимаемой радиостанции.
Указателями курсовых углов радиостанции являются сельсин- приемники, на осях роторов которых укреплены стрелки указателей. В состав каждого радиокомпаса входит один указатель БСУП-2, а двухстрелочный указатель штурмана УШДБ-2 объединяет в себе два сельсин-указателя с одной шкалой и является общим для обоих комплектов радиокомпаса.
Распределительная коробка предназначена для электрического соединения блоков радиокомпаса.
Радиокомпас питается от бортовых сетей постоянного и переменного однофазного тока. Цепи питания каждого радиокомпаса защищены: по постоянному току — двумя АЗС-10 («Пульт» и «Приемник»), установленными на щите АЗС, по переменному току — предохранителем СП-1 расположенным на панели переменного тока (для АРК-2 этот предохранитель помещен за крышкой «Предохранители»). Цепь питания радиокомпаса по переменному току защищена также предохранителем на 2 А, установленным на блоке питания. Кроме того цепь лампочек подсвета пульта управления защищается предохранителем, который на блоке питания только радиокомпасов последних выпусков.
Радиокомпас АРК №1 питается от аварийных шин постоянного и переменного токов.
Пульт управления и индикатор настройки АРК №1 установлены на левой панели верхнего щитка кабины экипажа, а радиокомпаса АРК №2 — на правом пульте летчика
Указатели БСУП-2 расположены на средней, а указатель УШДБ-2 на правой панели приборной доски.
Ненаправленные (шлейфовые) антенны размещены за радио-прозрачными обтекателями на нижней обшивке фюзеляжа между шпангоутами № 13—24.
Блок рамок АРК №1 установлен на потолке фюзеляжа между шпангоутами № 13—14 под радиопрозрачной обшивкой. Приемники, антенные блоки, блоки питания и распределительные коробки обоих комплектов радиокомпасов, а также блок рамок АРК №2 установлены под полом пассажирской кабины между шпангоутами № 12—17.
Основные данные
Дальность действия при пеленговании передатчика мощностью
около 500 Вт на высоте 5000 м...........................................................................................220 км
Диапазон частот (непрерывный) ............................................................................120-1340 кГц
Количество предварительно фиксируемых частот.....................................................................9
Рис. 38. Пульт управления радиокомпаса АРК-11 (пульт управления штурмана):
1 — розетка для подключения телефонов: 2—фиксатор переключателя поддиапазонов; 3 — переключатель режимов работы; 4 — подвижная шкала частот
Время переключения частот, зафиксированных на соседних по номерам кнопках.......2-12 с
Точность установки частоты по шкале................................................................не хуже 250 Гц
» повторной установки зафиксированной частоты .............................» » 200 »
Потребляемый ток:
Постоянный…………………………………………………...................... не более 18 А
переменный.....................................................................................................................2 А
Принцип работы и особенности пользования. Радиокомпас АРК-11 может работать в одном из следующих режимов: «Антенна», «Компас I», «Компас II» и «Рамка».
Режимы работы переключаются при помощи переключателя, который расположен на пульте управления (рис. 38) и имеет соответствующие положения.
Режим «Антенна» предназначен для настройки радиокомпаса на заданную частоту. В этом режиме прием осуществляется на антенну ненаправленного действия и в работу включены антенный блок и та часть приемника, которая является обычным супергетеродинным радиоприемником. В дальнейшем эта часть приемника в отличие от блока приемника будет именоваться радиоприемником.
Таким образом, в режиме «Антенна» радиокомпас АРК-11 представляет собой обычный радиоприемник (рис. 39), к которому относится также антенный блок. Контур сложения радиоприемника Рис. 38. Пульт
Рис. 39. Структурная схема радиокомпаса АРК-11 в режиме «Антенна»
управления УВЧ. Он называется контуром сложения потому, что при работе АРК-11 в компасных режимах в нем складываются сигналы, поступающие от основной рамки и ненаправленной антенны или дополнительной рамки.
Радиоприемник выполнен по схеме с двойным преобразованием частоты, имеет систему АРУ с задержкой и третий гетеродин, предназначенный для приема на слух телеграфных, тонально не модулированных сигналов. В нем предусмотрена возможность работы с широкой или узкой полосой пропускания частот. С этой целью контуры нескольких первых каскадов усилителя напряжения второй промежуточной частоты настроены на узкую, а контуры остальных каскадов — на широкую полосу пропускания частот. При работе с узкой полосой включены все каскады этого усилителя, а когда включена широкая полоса, каскады с узкополосными контурами отключаются.
Узкая полоса пропускания частот используется для улучшения помехозащищенности приемника при работе в условиях помех. Следует иметь в виду, что при ее включении позывные приводной радиостанции прослушиваются слабее, чем при работе с широкой полосой, а в некоторых случаях могут совсем не прослушиваться. Это вызвано частичной демодуляцией принимаемого сигнала («срезанием» составляющих его боковых частот) за счет малой ширины полосы пропускания приемника: ширина узкой полосы на уровне ослабления в 2 раза по мощности составляет около 0,6 кГц, тогда как сигнал приводной радиостанции занимает полосу частот около 2 кГц. Однако на работе компасной части АРК-11 описанное явление не сказывается.
Для обеспечения стабильности частоты настройки радиоприемника приняты меры, обеспечивающие стабильность частот его первого и второго гетеродинов. С этой целью контур первого гетеродина помещен в термостат, а второй гетеродин стабилизирован кварцем. В термостате поддерживается постоянная температура путем его электроподогрева, который включается и выключается автоматически при помощи термореле. Цепь подогрева питается от бортовой сети постоянного тока. Ее питание включается с помощью АЗС-10 «Приемник», расположенного на щите АЗС.
В режимах работы АРК-11 «Компас I» и «Компас II» радиоприемник работает с автоматической, а в режимах «Антенна» и «Рамка» — с автоматической и ручной регулировками усиления. В компасных режимах обеспечивается ручная регулировка громкости по низкой частоте.
Так как при настройке (в режиме «Антенна») АРУ автоматически не выключается, то для обеспечения более точной настройки следует ручным регулятором установить такой уровень усиления, при котором АРУ выключается системой ее задержки.
Режим «Компас I» является основным режимом работы радиокомпаса и предназначен для автоматического пеленгования радиостанций. В этом режиме прием осуществляется на основную рамку и ненаправленную антенну, включены в работу все элементы радиокомпаса, за исключением дополнительной рамки. В режиме автоматического пеленгования указатели непрерывно показывают курсовой угол станции, на которую настроен радиокомпас.
Принцип работы АРК-11 в компасном режиме основан на свойстве рамки направленно принимать радиоволны. При этом сигнал, наведенный радиоволной пеленгуемой станции в основной рамке, сравнивается по фазе с сигналом, который создается той же радиоволной в ненапра1вленной антенне. Сравнение фаз сигналов основной рамки и ненаправленной антенны осуществляется, в конечном счете, с помощью электродвигателя ДИД-0,5, вращающего рамки.
Рамка имеет диаграмму направленности (рис. 40, а) в виде двух соприкасающихся окружностей. Такую диаграмму называют «восьмеркой». (Под диаграммой направленности приемной антенны понимается зависимость амплитуды э. д. с, наводимой радиоволной в антенне, от направления прихода волны. При этом имеется в виду, что интенсивность радиоволны остается одинаковой, т. е. изменяется только направление ее прихода к антенне).
Таким образом, рамка не принимает радиоволны из двух взаимно противоположных направлений ООь которые перпендикулярны плоскостям ее витков и называются направлениями нулевого приема рамки. Когда направления нулевого приема и прихода радиоволны к рамке совпадают, то говорят, что рамка находится в положении нулевого приема. При повороте рамки от положения нулевого приема величина сигнала, наводимого в ней радиоволной, изменяется в соответствии с диаграммой направленности.
Фаза сигнала рамки зависит от направления прихода радиоволны. (Под сигналом рамки понимается напряжение на ее выводах Up, которое создается радиоволной). В зависимости от того, из сектора А или Б (см. рис. 40, а) приходит радиоволна, фаза сигнала рамки изменяется на 180°.
Ненаправленная антенна имеет диаграмму в виде окружности. Это значит, что ни величина, ни фаза ее сигнала UA не зависят от направления прихода радиоволны.
Рис. 40. Диаграммы направленности: а — рамки; б — ненаправленной антенны
Следует отметить, что на рис. 51 временные диаграммы сигналов рамки и антенны изображены так, что сигнал рамки по фазе совпадает с сигналом ненаправленной антенны или отличается от него на 180° (противоположен ему). В действительности сигналы этих двух антенн различаются по фазе приблизительно на 90°. Но на входе приемника фаза сигнала ненаправленной антенны «доворачивается» на 90°, после чего соотношение фаз сигналов обеих антенн будет таким, как это следует из рис. 51. В связи с этим можно считать, что упрощение, допущенное в изображении временных диаграмм сигналов рамки и ненаправленной антенны, при объяснении принципа работы радиокомпаса значения не имеет.
Таким образом, в зависимости от того, в каком направлении от положения нулевого приема будет повернута рамка, сигналы рамки и ненаправленной антенны по фазе будут совпадать или будут противоположны. Это дает возможность путем сравнения фаз данных сигналов с помощью системы автоматического управления устанавливать рамку всегда в одно и то же положение нулевого приема.
В результате при работе радиокомпаса в режиме «Компас I» курсовой угол радиостанции определяется однозначно, хотя рамка имеет два направления нулевого приема.
Электродвигатель ДИД-0,5 является двухфазным асинхронным двигателем. Он имеет короткозамкнутый ротор и две обмотки на статоре и обладает следующими особенностями:
когда хотя бы одна его обмотка обесточена, двигатель не вращается, т. е. не поворачивает рамки;
если фазу напряжения, подводимого к одной его обмотке, изменить на 180°, направление вращения электродвигателя изменится на противоположное.
Принцип работы АРК-11 в режиме «Компас I» (рис. 41) состоит в следующем. Предположим, что радиоволна приходила с направления нулевого приема, которое на рамке обозначено стрелкой, но рамка
Рис. 41. Структурная схема радиокомпаса АРК-11 в режиме «Компас I»
повернулась (например, вместе с самолетом) от этого положения на угол меньше 180°. В зависимости от того, в каком направлении она повернулась, фазы сигналов рамки и ненаправленной антенны будут совпадать или различаться на 180° (рис. 42). Сигнал рамки после предварительного выделения контурами входной цепи и УВЧ, а также усиления УВЧ поступает на коммутатор фазы. Сюда же подается напряжение частотой 30 Гц от генератора звуковой частоты. В коммутаторе фаза сигнала рамки изменяется на 180° с частотой 30 Гц. Это значит, что в каждый момент, когда изменяется полярность напряжения генератора звуковой частоты, фаза сигнала рамки на выходе коммутатора тоже изменяется на 180°.
Коммутированное по фазе напряжение рамки подается на контур сложения радиоприемника, куда также поступает напряжение ненаправленной антенны. В контуре сложения эти два сигнала складываются, в результате чего получается сигнал той же частоты, но амплитудно модулированный напряжением генератора звуковой частоты. Причем, при изменении фазы сигнала рамки на 180° фаза огибающей тоже изменяется на 180°.
Модулированное с частотой 30 Гц напряжение проходит через радиоприемник как и при работе АРК-11 в режиме «Антенна». На выходе радиоприемника детектор выделяет напряжения модуляции принятого сигнала («озвучивания») и частотой 30 Гц. При помощи фильтра эти два напряжения разделяются, после чего напряжение «озвучивания» усиливается и подается на телефоны, а напряжение частотой 30 Гц поступает на систему автоматического управления рамкой. На эту же систему подаются напряжения от генератора звуковой частоты и частотой 400 Гц от блока питания, а на ее выходе получается напряжение частотой 400 Гц. При изменении фазы напряжения, поступающего от радиоприемника, на 180°
Рис. 42. К принципу работы радиокомпаса АРК-11 в компасном режиме:
1 — положение основной рамки относительно направления прихода волны; 2—сигнал ненаправленной антенны; 3 — сигнал основной рамки; 4 — напряжение генератора низкой частоты; 5 —напряжение на выходе коммутатора фазы; 6 — напряжение в контуре сложения; 7 — напряжение на компасном выходе радиоприемника; 8 — напряжение частотой 400 Гц на входе системы автоматического управления рамкой; 9 — напряжение на выходе системы автоматического управления рамкой; 10 — направление автоматического вращения рамок электродвигателем
фаза напряжения на выходе системы изменяется тоже на 180°.
Напряжение с выхода системы автоматического управления рамкой подводится к одной обмотке электродвигателя вращения рамки. На другую обмотку двигателя от блока питания подается напряжение частотой 400 Гц, фаза которого не зависит от положения рамки.
Таким образом, в зависимости от направления поворота рамки от положения нулевого приема изменяются на 180° фазы напряжений рамки, на компасном выходе радиоприемника и на выходе системы автоматического управления рамкой, в связи с чем изменяется направление вращения рамок электродвигателем.
Когда основная рамка находится в положении нулевого приема, то в соответствии с ее диаграммой направленности сигнал от нее не поступает на вход приемника, поэтому нет напряжения на выходе системы автоматического управления и электродвигатель не вращает рамки. Но вследствие приема рамкой помех, по частоте близких к полезному сигналу, а также возникновения собственных шумов в приемнике в этом случае с выхода системы управления на обмотку электродвигателя будет поступать незначительное по величине напряжение, фаза которого зависит от случайных факторов. Это приведет к тому, что двигатель повернет основную рамку хотя бы на небольшой угол от ее положения нулевого приема. Тогда рамка станет принимать сигнал пеленгуемой радиостанции, в результате чего двигатель будет вращать ее в направлении, которое соответствует фазе сигнала рамки в данном случае. Если основная рамка находилась в положении нулевого приема, которое обозначено стрелкой (см. рис. 42), и двигатель случайно повернул ее, то вследствие приема рамкой сигналов радиостанции двигатель будет вращать ее в обратном направлении, т. е. вернет рамку в то же положение нулевого приема. Если направление прихода волны совпадало с противоположным направлением нулевого приема рамки и двигатель случайно повернул рамку в любом направлении, то в результате приема сигнала станции рамкой он будет продолжать вращать ее в том же направлении до тех пор, пока не повернет рамку на угол 180°, т. е. пока не установит в положение нулевого приема, обозначенное стрелкой.
Таким образом, в результате работы рассмотренной системы в режиме «Компас I» одно положение нулевого приема основной рамки является динамически устойчивым, а другое — неустойчивым. Рамка колеблется электродвигателем в небольшом секторе (обычно равном 1—2°) около устойчивого положения нулевого приема и не может в течение заметного времени находиться в неустойчивом положении. Это значит, что при работе радиокомпаса в режиме «Компас I» рамка автоматически устанавливается всегда в одно и то же положение нулевого приема, что обеспечивает однозначность определения курсового угла пеленгуемой радиостанции.
Через компенсатор радиодевиации, при помощи которого вводятся поправки в показания радиокомпаса, и посредством сельсинной системы угловое положение основной рамки передается стрелкам указателей курсовых углов радиостанций.
Режим «Компас II» предназначен для автоматического пеленгования радиостанций при работе в условиях помех, главным образом — электростатических.
П ринцип действия радиокомпаса в режиме «Компас II» аналогичен его принципу действия в режиме «Компас I». Но в режиме «Компас II» взамен ненаправленной антенны, используемой в режиме «Компас I», подключается дополнительная рамка. В результате этого улучшается помехоустойчивость радиокомпаса, а также показания указателей могут либо соответствовать курсовому углу пеленгуемой радиостанции, либо отличаться от него на 180°.
При использовании дополнительной рамки взамен ненаправленной антенны помехоустойчивость радиокомпаса улучшается за счет того, что рамка в отличие
от этой антенны слабо принимает радиоволны, в том числе и помехи, с направлений, которые близки к направлениям ее нулевого приема. Поэтому помехи, приходящие со всех направлений, наводят в рамке сигнал меньше, чем в ненаправленной антенне, имеющей круговую диаграмму направленности. Кроме того, рамка принимает только магнитную составляющую радиоволн, в результате чего она не принимает помехи, представляющие собой электрические поля.
Пеленгование радиостанции в режиме «Компас II», как и в режиме «Компас I», осуществляется по положению нулевого приема основной рамки. Основная и дополнительная рамки укреплены на их общей оси вращения так, что продольные оси симметрии рамок взаимно перпендикулярны. Благодаря этому при положении пеленга основной рамки обеспечивается максимальный прием сигнала пеленгуемой станции дополнительной рамкой (рис. 43).
Из принципа работы радиокомпаса в автоматическом режиме следует, что направление вращения рамок элекродвигателем изменяется на противоположное не только при изменении на 180° фазы сигнала основной рамки, но также и в том случае, когда изменится на 180° фаза сигнала, поступающего в приемник от антенного блока, как это может иметь место в режиме «Компас II». В результате этого в режиме «Компас II» оба положения нулевого приема основной рамки являются устойчивыми. При включении режима «Компас II» электродвигатель устанавливает основную рамку в ближайшее ее положение нулевого приема, т. е. автоматически поворачивает рамки на угол не более 90°.
Таким образом, в результате того, что фаза сигнала дополнительной рамки зависит от направления прихода радиоволны, пеленгование радиостанции в режиме «Компас II» осуществляется двузначно, т. е. с ошибкой на 180° или без этой ошибки. Неоднозначность пеленгования может быть устранена включением режима «Компас I» или с помощью других навигационных устройств.
Из изложенного следует, что при работе в режиме «Компас II» с помощью радиокомпаса невозможно определить пролет радиостанции, так как в этом случае при пролете над радиостанцией показания указателей курсовых углов не изменяются.
Режим «Рамка» предназначен для неавтоматического пеленгования радиостанций по минимуму приема их сигналов и используется в случаях отказа автоматической части радиокомпаса.
В режиме «Рамка» прием сигналов радиостанций осуществляется только на основную рамку, радиокомпас работает как обычный радиоприемник (автоматическая часть отключается). Для поворота основной рамки используется система дистанционного ручного управления вращением рамок, углы поворота рамок через компенсатор радиодевиации и с помощью сельсинной системы передаются стрелкам указателей курсовых углов радиостанций.
Для пеленгования радиостанции при работе в режиме «Рамка» необходимо:
настроить радиокомпас на частоту пеленгуемой станции;
вращая рамки (стрелки указателей) при помощи переключателя «Рамка Л-П», расположенного на пульте управления, добиться минимального приема сигналов радиостанции, т. е. наименьших отклонения стрелки индикатора настройки и слышимости сигналов радиостанции в телефонах.
После настройки радиокомпаса на нужную частоту следует с пульта управления установить возможно малое усиление сигналов радиоприемником. Это позволит более точно определить положение рамки, соответствующее минимальному приему сигналов радиостанции.
При минимуме приема сигналов радиостанции основная рамка будет установлена в положение ее нулевого приема. Но так как рамка имеет два таких положения, по направлению отличающихся на угол 180°, то указатели радиокомпаса будут показывать курсовой угол радиостанции с ошибкой в 180° или без этой ошибки.
Выявление ошибки в показаниях радиокомпаса при пеленговании станции в режиме «Рамка» производится с помощью других навигационных устройств или путем повторного пеленгования радиостанции через некоторое время при условии, что полет не осуществляется на радиостанцию или от нее.
Органы управления радиокомпасом расположены на его пульте управления.
Переключатель режимов имеет положения, соответствующие режимам работы радиокомпаса, а также положение «Выкл.» для выключения радиокомпаса.
Девять кнопок с номерами от 1 до 9 относятся к запоминающему устройству, обеспечивающему предварительную настройку радиокомпаса. На каждой кнопке фиксируется одна частота настройки.
Кнопка «П» служит для включения радиокомпаса в режим плавной настройки (без фиксации частоты).
Ручка галетного переключателя «Диапазон» предназначена для переключения частотных поддиапазонов радиокомпаса. При ее установке в одно из восьми фиксированных положений в приемнике и антенном блоке включаются электродвигатели, которые подключают контуры, соответствующие установленному поддиапазону. На шкале ручки указаны начальные частоты поддиапазонов: 120, 280, 420, 580, 720, 880, 1020, 1180 кГц. Фиксатор (рычажок) ручки относится к запоминающему устройству, его можно поднимать только при нажатой номерной кнопке. Когда нажата кнопка «П», ручка должна быть зафиксированной (рычажок опущен).
Ручка «Настройка грубая» с аналогичным рассмотренному фиксатором служит для ускоренной ориентировочной установки шкалы частот в нужное положение в пределах выбранного поддиапазона.
Ручка «Настройка плавная» используется для точной установки частоты по шкале. Она вводится в зацепление с механизмом настройки только после ее нажатия. При включенном радиокомпасе ручка удерживается в нажатом положении с помощью электромагнита. Если требуется рассоединить ручку с механизмом настройки, следует, пересилив электромагнит, потянуть ее на себя. Когда нажата номерная кнопка, подстройку с помощью ручки «Настройка плавная» можно производить только при расфиксированной ручке «Настройка грубая» (поднятом ее фиксаторе). Если ручка «Настройка плавная» находится в нажатом положении, то ручка «Настройка грубая» не поворачивается, так как тормозится редуктором, с которым связаны обе ручки. В момент переключения кнопок настройки электромагнит ручки «Настройка плавная» обесточивается, и если ручка была нажата, то под действием пружины она рассоединяется с редуктором механизма настройки.
Шкала частот имеет деления от 0 до 160 кГц, оцифровку через 2 кГц и цену деления 0,5 кГц. Частота настройки радиокомпаса равна сумме показаний шкалы ручки «Диапазон» и шкалы частот. Такой отсчет устанавливаемой частоты осуществляется в связи с тем, что плавная (без переключения поддиапазонов) перестройка по частоте обеспечивается только в пределах каждого поддиапазона, охватывающего полосу частот в 160 кГц.
Передача углов поворота шкалы (ручек настройки) роторам блоков переменных конденсаторов приемника и антенного блока осуществляется при помощи сельсинной системы, работающей в трансформаторном режиме.
Ручка «Per. громк.» («Регулировка громкости») укреплена на общей оси двух переменных сопротивлений. При помощи одного из них регулируется усиление сигналов приемником в режимах «Антенна» и «Рамка». Другое сопротивление служит для регулировки громкости, т. е. подаваемого на телефоны напряжения звуковых частот при работе в режимах «Компас I» и «Компас II». Регулировка как усиления, так и громкости обеспечивает изменение громкости принимаемых сигналов в телефонах.
Переключатель «ТЛГ—ТЛФ» служит для включения третьего гетеродина приемника при приеме на слух радиотелеграфных незатухающих (тонально не модулированных) сигналов.
Переключатель «Узк. — Шир.» («Узкая — Широкая») обеспечивает включение соответствующей полосы пропускания частот приемником.
Нажимный переключатель «Рамка Л—П» предназначен для управления системой дистанционного ручного вращения рамок. При его нажатии на обмотку электродвигателя ДИД-0,5 от блока питания подается напряжение соответствующей фазы, чем обеспечивается вращение рамок электродвигателем в одном или другом направлении. С помощью переключателя «Рамка Л—П» рамки (стрелки указателей) можно вращать при работе радиокомпаса в любом режиме, но в режимах «Компас I» и «Компас II» — быстро, а в режимах «Антенна» и «Рамка» — медленно.
Ручка «Подсв.» («Подсвет») устанавливается только на пуль-^ тах, не имеющих встроенного подсвета красным светом и служит для регулировки яркости подсвета шкалы частот.
Кнопка «Перекл. пульт.» («Переключение пультов») подключена и используется, когда в состав радиокомпаса входят два пульта управления. В этом случае в комплекте радиокомпаса имеется переключатель пультов, который представляет собой коробку реле и обеспечивает переключение управления радиокомпасом на один или другой пульт при помощи указанных кнопок.
При наличии на самолете в составе АРК № I двух пультов управления один из них является пультом летчика. Внешне пульт летчика отличается от рассмотренного пульта штурмана только отсутствием фиксаторов на ручках «Диапазон» и «Настройка грубая». Это значит, что пульт летчика не обеспечивает предварительную настройку радиокомпаса с фиксацией частоты на номерных кнопках, но при помощи имеющихся на этом пульте таких кнопок можно включить соответствующие частоты, настроенные с пульта штурмана.
На пульте управления имеется таблица для записи основных данных радиостанций, частоты которых зафиксированы на кнопках настройки, а также таблица для записи частот, на которые предполагается настройка радиокомпаса в полете.
Включение и настройка. При настройке и работе с радиокомпасом необходимо помнить следующее:
нельзя включать электропитание радиокомпаса или нажимать номерную кнопку настройки при расфиксированных ручках «Диапазон» и «Настройка грубая», так как это приводит к выходу из строя системы фиксированной настройки;
система подогрева термостата приемника питается от бортовой сети постоянного тока непосредственно через АЗС-10 «Приемник» независимо от положения переключателя режимов на пульте управления и потребляет ток около 8 А, поэтому нельзя включать указанный автомат защиты сети АЗС-10 при питании сети от бортовых аккумуляторных батарей;
электродвигатели переключения поддиапазонов и частот фиксированной настройки рассчитаны на кратковременные циклы работы и во избежание выхода их из строя нельзя переключать номерные кнопки или поддиапазоны более 3 раз в минуту;
если после нажатия какой-либо номерной кнопки ручка «Настройка грубая» безостановочно вращается вкруговую, следует нажать другую номерную кнопку и только после остановки механизма опять включить нужную кнопку;
если какая-либо из ручек при небольшом приложенном к ней усилии не поворачивается, нужно проверить правильность положения органов настройки радиокомпаса и после этого продолжить настройку.
Перед включением электропитания радиокомпаса убедиться, что ручки «Диапазон» и «Настройка грубая» зафиксированы (фиксаторы на ручках опущены), после чего включить АЗС-10 «Пульт» и «Приемник» на щите АЗС. Если предполагается настройка или работа с включением узкой полосы пропускания частот радиоприемником, подогрев термостата (АЗС-10 «Приемник») необходимо включить за 10—15 мин до включения узкой полосы частот.
Для включения радиокомпаса переключатель режимов на пульте управления установить в положение «Антенна».
Перед настройкой радиокомпаса подключиться к нему на абонентском аппарате СПУ, органы управления и настройки, расположенные на пульте управления, установить в исходное положение:
ручку «Per. громк.» — вправо до упора;
переключатель «ТЛГ—ТЛФ» — в положение «ТЛФ»;
переключатель «Узк. — Шир.» — в положение «Шир.»;
отрегулировать нужный подсвет шкалы частот.
Настройка радиокомпаса может осуществляться фиксированная (с фиксацией частоты на номерную кнопку) или плавная (при нажатой кнопке «П»). При фиксированной настройке частоту дальней приводной радиостанции данного аэродрома рекомендуется настраивать на кнопке с нечетным номером, а ближней — на кнопке с четным номером, которая смежна с кнопкой настройки дальней радиостанции (в сторону увеличения номеров).
Для осуществления фиксированной настройки необходимо:
1. Нажать номерную кнопку, на которой будет производиться настройка.
2. После отработки механизма настройки (остановки ручки «Настройка грубая») расфиксировать ручку «Диапазон», установить ее на нужный поддиапазон и зафиксировать.
3. Расфиксировать ручку «Настройка грубая» и с ее помощью установить шкалу частот приближенно в соответствующее заданной частоте положение.
4. Нажать ручку «Настройка плавная» и ее поворотом установить нужные показания шкалы частот.
Если радиостанция не работает или находится на большом расстоянии и ее сигналы не принимаются, то после точной установки частоты зафиксировать ручку «Настройка грубая».
Когда настройка осуществляется на частоту радиостанции, сигналы которой принимаются, следует произвести точную подстройку частоты по индикатору настройки. Для этого ручку «Per. громк.» установить в такое положение, чтобы показания индикатора не превышали 0,5 (5 делений его шкалы), после чего включить узкую полосу пропускания частот, подстройкой в пределах ±3—4 кГц добиться максимальных показаний индикатора, а затем зафиксировать ручку «Настройка грубая». Прослушиванием позывных убедиться в настройке на нужную радиостанцию (если станция работает незатухающими колебаниями, то на время ее прослушивания переключатель «ТЛГ—ТЛФ» установить в положение «ТЛГ»).
5. При необходимости нажать другую номерную кнопку и произвести настройку в указанном порядке на другую частоту.
6. Записать данные настройки в таблицу, имеющуюся на пульте управления.
Для осуществления плавной настройки необходимо включить радиокомпас и установить органы управления в исходное положение, как перед фиксированной настройкой, после чего нажать кнопку «П». В дальнейшем плавная настройка производится в том же порядке, что и фиксированная, за исключением следующего: ручки «Диапазон» и «Настройка грубая» расфиксировать нельзя, т. е. переключение поддиапазонов и установка частоты по шкале осуществляются при зафиксированных этих ручках.
Проверка работоспособности радиокомпаса производится после его настройки перед полетом. Перед проверкой нужно предварительно настроить радиокомпас на частоту станции, сигналы которой заведомо должны приниматься.
В процессе проверки необходимо убедиться в нормальном функционировании органов управления и системы автоматического вращения рамок.
Установить переключатель «Узк. — Шир.» в положение «Узк.» — включение узкой полосы должно приводить к уменьшению громкости шумов и сигналов радиостанции в телефонах. После проверки включить широкую полосу пропускания частот.
Переключатель «ТЛГ—ТЛФ» установить на некоторое время в положение «ТЛГ» — в телефонах должен появиться тон звуковой частоты, который не прослушивается в телефонном режиме.
Проверить регулировку яркости подсвета шкалы частот при помощи ручки «Подсвет».
В процессе дальнейшей проверки радиокомпаса при включении всех режимов его работы медленным вращением ручки «Per. громк.» убедиться в плавной регулировке громкости сигналов в телефонах.
Устанавливая переключатель режимов поочередно в положения «Компас I», «Антенна», «Рамка» и «Компас II», убедиться в наличии сигналов радиостанции в телефонах и в отклонении стрелки индикатора настройки, что свидетельствует о включении радиокомпаса во всех режимах. Одновременно проверить работоспособность системы ручного управления рамками во всех режимах и системы автоматического управления — в компасных режимах.
Для проверки ручного управления в режимах «Антенна» и «Рамка» убедиться, что стрелки указателей при нажатии переключателя «Рамка Л—П» вращаются плавно.
Включив режим «Компас I», после остановки стрелок указателей отсчитать курсовой угол радиостанции. Затем нажатием переключателя «Рамка Л—П» повернуть стрелки на угол около 120° и отпустить переключатель —стрелки должны плавным вращением установиться в ранее занимаемое ими положение. Проверить таким способом отработку системы автоматического управления рамкой при отвороте стрелок влево и вправо от положения пеленга.
В режиме «Компас II» аналогично проверить работу автоматической системы вращения рамок. Кроме того, убедиться в двузначности пеленгования радиостанции: после отворота рамок вручную на угол менее 90° от положения пеленга стрелки указателей должны устанавливаться в первоначальное положение, а при отвороте на угол более 90° — в положение, отличающееся от первоначального на 180°.
Следует иметь в виду, что при настройке на мощную радиостанцию в компасных режимах стрелки указателей с помощью переключателя «Рамка Л—П» на отдельных участках шкалы могут вращаться замедленно вплоть до их остановки. Это не является неисправностью радиокомпаса.
В полете настройка радиокомпаса производится в таком же порядке, как и на земле. При плавной настройке ручку «Настройка плавная» нужно оставлять в нажатом положении. Это делается с той целью, чтобы тормозился механизм настройки и за счет вибраций самопроизвольно не изменилась установленная по шкале частота.
Если при включении зафиксированной частоты выяснится, что требуется более точная настройка на частоту радиостанции, необходимо в режиме «Антенна» расфиксировать ручку «Настройка грубая» и с помощью ручки «Настройка плавная» подстроить радиокомпас по максимальному отклонению стрелки индикатора, после чего зафиксировать ручку «Настройка грубая».
Когда по какой-либо неисправности переключение на кнопку «П» невозможно, следует нажать одну из номерных кнопок и произвести фиксированную настройку на нужную частоту в обычн«м порядке.
При помехах от близких по частоте радиостанций или атмосферных помехах включить узкую полосу пропускания частот приемником. Если при наличии электростатических помех и включенной узкой полосе пропускания частот стрелки указателей ведут себя неустойчиво, нужно перейти на работу в режиме «Компас II».
Дальность действия радиокомпасов уменьшается в ночное время и при полетах в горах.
Во время работы коротковолновой радиостанции на передачу показаниями радиокомпасов пользоваться нельзя, так как они ошибочны. При работе передатчика горят две сигнальные лампочки «Работает ПРД KB», установленные на левой и правой панелях приборной доски возле указателей радиокомпасов.
В случае отказа радиокомпаса нужно заменить соответствующий предохранитель СП-1 на панели переменного тока. Если этим работу радиокомпаса восстановить не удалось, следует при возможности заменить предохранитель СП-2 на блоке питания.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и