8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
Назначение. Тип аккумуляторной батареи 12-САМ-28 обозначает: 12 — количество аккумуляторов (элементов), последовательно соединенных в батарее; САМ — стартерная авиационная моноблочная; 28 — емкость батареи в ампер-часах при 5-часовом режиме разряда.
Батареи 12-САМ-28 на самолете предназначены для питания жизненно важных потребителей электроэнергии постоянного тока в полете в случае отказа обоих генераторов СТГ-18ТМО, запуска газотурбинной установки при отсутствии аэродромного источника электроэнергии постоянного тока и питания бортовой сети постоянного тока при запуске двигателей от газотурбинной установки.
В случае отказа обоих генераторов СТГ-18ТМО бортовые аккумуляторные батареи обеспечивают питание всех потребителей, подключенных к аварийной шине, в течение 15—25 мин в дневном и 11—15 мин в ночном полете. Автоматы защиты этих потребителей на щите АЗС помечены красными точками.
Батареи 12-САМ-28 относятся к свинцово-кислотным аккумуляторам. Активными веществами, вступающими в химическую реакцию при разряде аккумулятора, являются серная кислота (электролит в виде ее водного раствора), свинец и перекись свинца, при заряде — вода и сульфат свинца.
Основные данные
Напряжение на заряженной батарее при токе ее нагрузки 12 А.............не менее 24 В
Емкость батареи при 5-часовом разряде током 5,6 А...........................................28 А-ч
В процессе эксплуатации батарею можно разряжать до напряжения....не менее 21 В
При эксплуатации аккумуляторных батарей 12-САМ-28 на самолете необходимо соблюдать следующие основные правила:
не разряжать батареи большими токами, в связи с чем газотурбинную установку можно запускать от бортовых аккумуляторов только при отсутствии аэродромного источника;
не использовать батареи для питания бортовой сети при проверке работоспособности потребителей электроэнергии на земле;
не разряжать батареи до напряжения меньше допустимого-(21 В);
при работе хотя бы одного из бортовых генераторов постоянного тока подключать батареи к сети для их подзаряда.
Несоблюдение правил эксплуатации батарей вызывает их вредную сульфатацию, т. е. образование в них крупных кристаллов сульфата свинца, что приводит к выходу аккумуляторных батарей из строя.
Емкость батареи 12-САМ-28 уменьшается с понижением температуры электролита. Так, понижение температуры с 25 до 5°С приводит к уменьшению примерно в два раза количества возможных запусков газотурбинной установки при питании от аккумуляторных: батарей.
Следует также помнить, что напряжения бортовых генераторов недостаточно для полного заряда хотя бы частично разряженных батарей после установки их на самолет.
Поэтому любой разряд аккумуляторных батарей нежелателен, так как он уменьшает их возможности в процессе последующей эксплуатации.
Подключение к бортовой сети. На самолете аккумуляторные батареи могут быть отключены от бортовой сети, подключены к основной шине или к аварийной шине сети.
Когда батареи отключены или подключены к основной шине, та основная и аварийные шины автоматически соединяются между собой, образуя общую сеть.
Так как при подключении аккумуляторных батарей к основной шине с последней соединена аварийная шина, то в дальнейшем будем считать, что в
Рис. 8. Упрощенная схема подключения аккумуляторных батарей 12-САМ-28 к бортовой сети
этом случае аккумуляторные батареи подключены к обеим этим шинам.
Необходимо помнить, что батареи подзаряжаются только тогда, когда они подсоединены к обеим шинам и к сети подключен хотя бы один из трех бортовых генераторов постоянного тока. Когда аккумуляторные батареи подключены только к аварийной шине, то эта шина автоматически отсоединяется от основной и от аккумуляторных батарей питаются потребители электроэнергии аварийной сети.
Упрощенная схема соединения батарей с бортовой сетью приведена на рис. 8. На этой схеме основные шины распределительных устройств, соединенные между собой проводами, изображены в виде одной шины.
Управление подключением аккумуляторных батарей осуществляется при помощи двух переключателей, которые расположены на электрощитке энергетики. Каждый из них имеет три положения: главный переключатель 729—«Борт — Выключено — Аэродром» и аварийный переключатель 941—«Ручное — Основная шина — Автоматическое». Главный переключатель предназначен также для подключения к бортовой сети аэродромных источников электроэнергии постоянного тока.
На распределительной коробке «РК кабины экипажа» установлено по одному выключателю для каждой аккумуляторной батареи. Эти выключатели обеспечивают раздельное подключение батарей к сети самолета. Амперметр «Аккумулятор», расположенный на электрощитке энергетики, служит для измерения тока нагрузки или тока подзарядки аккумуляторных батарей. На схеме рис. 8 контакторы 717 и 718 предназначены для подключения батарей к сети, контактор 1791 —для их подсоединения к основной или аварийной шине, а контактор 1545 — для отсоединения аварийной шины от основной.
Реле 2054 и 2055 обеспечивают блокировку систем подключения аккумуляторных батарей и генераторов СТГ-18ТМО.
Каждое из них включается дифференциально-минимальным реле ДМР-600Т при подключении к сети соответствующего генератора СТГ-18ТМО.
Аккумуляторные батареи отключены от бортовой сети при среднем положении «Выключено» главного переключателя или его положении «Аэродром» и когда аварийный переключатель установлен в положение «Основная шина», или «Автоматическое», и к бортовой сети подключен хотя бы один генератор СТГ-18ТМО.
При первых и вторых условиях будут разомкнуты минусовые цепи контакторов 717 и 718, поэтому батареи не подключаются к бортовой сети. Кроме того, будет разорвана минусовая цепь контактора 1545, вследствие чего он соединит основную и аварийную шины. В случае если к сети будет подключен хотя бы один генератор СТГ-18ТМО, особенность будет состоять в том, что цепи питания указанных контакторов будут разомкнуты реле 2054 или 2055.
Когда бортовая сеть обесточена, главный и аварийный переключатели должны находиться в среднем положении.
Аккумуляторные батареи будут подключены к основной и аварийной шинам, если главный переключатель установлен в положение «Борт» и аварийный — в положение «Основная шина», или в. положение «Автоматическое» и к бортовой сети подключен хотя бы один генератор СТГ-18ТМО. При этих условиях минусовые цепи контакторов 717, 718 замыкаются через контакты главного переключателя, а цепи контакторов 1545 и 1791 будут разорваны в первом случае контактами аварийного переключателя, а во втором — реле 2054, 2055.
В полете главный переключатель находится в положении «Борт» и аварийный — «Автоматическое». При подключенном к сети хотя бы одном генераторе СТГ-18ТМО батареи подзаряжаются.
В случае отключения обоих генераторов контактами реле 2054 и 2055 замыкаются минусовые цепи контакторов 1545 и 1791, вследствие чего батареи автоматически подключаются только к аварийной шине.
Аккумуляторные батареи подключаются только к аварийной шине, когда аварийный переключатель находится в положении «Ручное», или в положении «Автоматическое» и к бортовой сети не подключен ни один генератор СТГ-18ТМО.
В первом случае минусовые цепи питания контакторов 717, 718, 1545 и 1791 замыкаются через аварийный переключатель 941, а во втором — через этот переключатель и контакты реле 2054, 2055.
Предполетная проверка и контроль работы в полете. Работоспособность бортовых аккумуляторных батарей необходимо проверять всегда перед запуском двигателей следующим образом:
убедиться, что все потребители электроэнергии постоянного тока отключены, а выключатели батарей на «РК кабины экипажа» включены;
подключить батареи к основной и аварийной шинам, установив главный переключатель в положение «Борт» и аварийный — в положение «Основная шина»;
включить потребитель электроэнергии на величину тока 12 А (например, один топливный подкачивающий насос ЭЦН-14);
выключателем на «РК кабины экипажа» одну батарею отключить;
по вольтметру проверить напряжение бортовой сети, т. е. подключенной батареи, которое должно быть не ниже 24 В;
включить выключатель другой батареи, а проверенной — выключить и аналогично проверить другую батарею;
потребитель электроэнергии, использовавшийся для проверки аккумуляторов, выключить, а выключатели обеих батарей на «РК кабины экипажа» включить.
Для проверки питания от аккумуляторных батарей потребителей основной и аварийной или только аварийной шин следует соответствующим образом подключить батареи и вольтметр к бортовой сети, затем по прибору убедиться в наличии или отсутствии напряжения на данной шине.
После запуска двигателей, установки главного и аварийного переключателей в полетные положения («Борт» и «Автомат») необходимо убедиться в подзарядке батарей. Для этого при помощи галетного переключателя подключить вольтметр поочередно к каждой батарее. Его показания должны быть равными напряжению генераторов СТГ-18ТМО, т. е. 28,5 В. Если при подключении вольтметра к какой-либо батарее эти показания будут меньше, то данная батарея не подключена к бортовой сети и не подзаряжается.
В полете аккумуляторные батареи должны быть подключены к сети, как было указано выше. По амперметру «Аккумулятор» необходимо периодически контролировать подзарядку аккумуляторных батарей.
Когда стрелка амперметра зашкаливает влево (за отметку — 100 А), то причиной может быть неисправность одной из батарей и, если она не будет своевременно отключена, это может привести к другим неисправностям бортовой сети. В таком случае необходимо, с помощью переключателей на «РК кабины экипажа» поочередно отключая батареи, определить, какая из них потребляет больший . зарядный ток, и отключить ее от бортовой сети.
В случае отказа обоих генераторов СТГ-18ТМО с целью экономии энергии аккумуляторных батарей необходимо оставить включенными только самые необходимые потребители электроэнергии постоянного тока. Аварийный переключатель следует установить в положение «Ручное».
При аварийном питании сети от батарей и необходимости включить потребитель, подсоединенный к основной шине, нужно подключить батареи к основной и аварийной шинам. Для этого необходимо установить аварийный переключатель в положение «Основная шина», оставив главный переключатель в положении «Борт».
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и