6. Стартер-генератор стг-18тмо
Назначение и особенности конструкции. Стартер-генератор СТГ-18ТМО предназначен для питания бортовой сети постоянного тока самолета (в генераторном режиме) и раскрутки двигателя при его запуске (в стартерном режиме).
Стартер-генератор представляет собой шестиполюсную электрическую машину постоянного тока. В генераторном режиме он работает как шунтовой генератор с самовозбуждением. Охлаждение стартер-генератора осуществляется с помощью крыльчатки на его валу и за счет его продува воздухом, поступающим по трубопроводу под напором встречного потока.
Особенностью конструкции стартер-генератора СТГ-18ТМО является наличие в его приводе предельной предохранительной муфты и муфты сцепления-расцепления. В стартер-генераторе имеется также обгонная муфта. Предельная предохранительная муфта разрывает кинематическую связь вала СТГ-18ТМО с двигателем в тех случаях, когда при работе стартер-генератора в генераторном режиме момент, противодействующий вращению его вала, превысит расчетную величину. Это может произойти при разрушении (заклинивании вала) стартер-генератора, а также когда ток его нагрузки хотя бы кратковременно превысит допустимую величину.
Срезание предельной предохранительной муфты происходит в том случае, когда при запуске газотурбинной установки ТГ-16 к бортовой сети подключены один или оба генератора СТГ-18ТМО. Это объясняется тем, что стартер ГС-24А питается от бортовой сети и в начальный момент раскрутки установки потребляет ток, превышающий допустимый ток нагрузки генератора СТГ-18ТМО.
Таким образом, если запуск газотурбинной установки осуществляется при работающем двигателе АИ-24, то генератор СТГ-18ТМО этого двигателя нельзя подключать к бортовой сети. Это значит, что газотурбинную установку можно запускать при подключенном к бортовой сети только аэродромном источнике электроэнергии или бортовых аккумуляторных батареях.
Передаточное отношение редукторов стартер-генератора в стартерном и генераторном режимах различное. Автоматическое изменение этого отношения при останове двигателя и его запуске обеспечивается обгонной муфтой и муфтой сцепления-расцепления.
Основные данные
В генераторном режиме:
номинальное напряжение.........................................................................................28,5 В
отдаваемый ток...........................................................................................................600 А
мощность (при напряжении 30 В)...........................................................................18 кВт
Режим работы:
в полете..................................................................................................продолжительный
на земле....................................................не более 20 мин при токе нагрузки до 200 А
В стартерном режиме:
напряжение питания стартер-генератора:
при запуске двигателя от аэродромных
источников постоянного тока.............................24 В с переключением на 48 В
при запуске двигателя от газотурбинной
установки...................................................................................................20—60 В
Среднее значение тока, потребляемого за период запуска ...............................не более 850 А
Режим работы..........................................................повторно-кратковременный (4 цикла
запуска, перерыв между циклами 3 мин, после чего полное охлаждение)
Аппаратура регулирования и защиты генераторов СТГ-18ТМО обеспечивает параллельную работу генераторов и бортовых аккумуляторных батарей, поддержание в заданных пределах напряжения генераторов, защиту бортовой сети и генераторов при неисправностях источников электроэнергии или самой аппаратуры.
В состав этой аппаратуры входят:
два регулятора напряжения РН-180 2-й серии;
два дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т 2-й серии;
автомат защиты от перенапряжения АЗП-8М 4-й серии;
два балластных сопротивления БС-1800 (установлены только на самолетах первых выпусков).
Угольный регулятор напряжения РН-180 2-й серии автоматически поддерживает напряжение генератора постоянным с точностью ±1,5 В при изменении его тока нагрузки и скорости вращения в рабочем диапазоне, а также обеспечивает дистанционную ручную регулировку напряжения генератора. Одновременно регуляторы уравнивают токи нагрузки генераторов при их параллельной работе.
РН-180 2-й серии является обычным угольным регулятором напряжения. Напряжение генератора определяется по формуле
UГ=спФ — IяRя,
где UГ — напряжение генератора; с — постоянный коэффициент для данного генератора; п — частота вращения якоря генератора; Ф — магнитный поток, создаваемый током обмотки возбуждения генератора и приближенно прямо пропорциональный этому току; Iя — ток в якорной обмотке генератора, приблизительно равный току его нагрузки; Rя — сопротивление якорной обмотки генератора.
В процессе работы генератора изменяются частота вращения его якоря и ток нагрузки. С помощью регулятора напряжения эти изменения автоматически компенсируются изменением тока в обмотке возбуждения (магнитного потока). Благодаря этому напряжение генератора остается практически постоянным.
Токи нагрузки параллельно работающих генераторов выравниваются с помощью регуляторов напряжения и балластных сопротивлений путем уравнивания напряжений генераторов. Если балластные сопротивления не установлены на самолете, то их роль выполняют провода обмоток генераторов.
Регуляторы напряжения левого и правого генераторов СТГ-18ТМО размещены соответственно в левом и правом боковых зализах центроплана. Балластные сопротивления устанавливаются на противопожарных перегородках гондол.
Дифференциально-минимальное реле ДМР-600Т 2-й серии выполняет следующие функции:
позволяет дистанционно с помощью выключателя подключать генератор к сети и отключать его;
при включенном выключателе подключает генератор только в том случае, когда его напряжение превысит напряжение сети на заданную величину (0,2—1 В); если к бортовой сети не подключен другой источник электроэнергии, то реле подключает генератор, когда его напряжение достигнет величины около 24 В;
отключает генератор от сети при его неисправности или останове двигателя, когда напряжение генератора станет ниже напряжения сети, и через генератор идет обратный ток определенной величины (25—50 А);
не включает генератор в сеть при обратной полярности его напряжения;
когда генератор отключен от бортовой сети, включает сигнальную лампочку «Отказ СТГ».
Основными составными частями дифференциально-минимального реле являются дифференциальное (разностное) реле и контактор. Реле включается на разность напряжений генератора и бортовой сети и в зависимости от этой разности замыкает или размыкает цепь питания обмотки контактора, который соответственно подключает генератор к бортовой сети или отключает его.
Д ифференциально-минимальные реле ДМР-600Т 2-й серии левого и правого генераторов СТГ-18ТМО расположены соответственно в левом и правом ЦРУ.
Автомат защиты от перенапряжения АЗП-8М 4-й серии. При некоторых неисправностях, регулятора РН-180 2-й серии напряжение генератора СТГ-18ТМО увеличивается почти в два раза по сравнению с его номинальным значением. Если при таком его напряжении генератор останется подключенным к бортовой сети, то это приведет к выходу из строя практически всех включенных в работу потребителей электроэнергии постоянного тока.
Автомат защиты от перенапряжения АЗП-8М 4-й серии автоматически выключает генератор, когда его напряжение по какой-либо причине превысит допустимую величину, и позволяет дистанционно с помощью кнопки «Аварийное отключение СТГ» выключать генератор в аварийных случаях.
Принцип действия автомата состоит в следующем. Если напряжение генератора достигнет величины более 32 В, срабатывают расположенные в автомате реле и контактор, вследствие чего:
разрывается цепь, в которую последовательно включен выключатель генератора, поэтому дифференциально-минимальное реле ДМР-600Т 2-й серии отключает генератор от сети;
в цепь обмотки возбуждения генератора включается сопротивление, в результате чего уменьшаются ток в этой обмотке и напряжение генератора.
При нажатии кнопки аварийного выключения генератора автомат защиты от перенапряжения срабатывает аналогично. В этом случае не имеет значения, генератор перенапряжен или работает нормально.
Следует иметь в виду, что автомат АЗП-8М 4-й серии включает генератор автоматически или при нажатии кнопки аварийного выключения независимо от того, подключен или нет генератор к бортовой сети.
При срабатывании автомата защиты от перенапряжения его контактор становится на механическую защелку. В этом случае генератор можно включить в работу только после снятия штока контактора с защелки, для чего необходимо нажать кнопку на автомате АЗП-8М 4-й серии (рис. 7).
Автоматы защиты от перенапряжения АЗП-8М 2-й серии обоих генераторов СТГ-18ТМО установлены на потолке переднего грузового отсека за откидной панелью, между шпангоутами № 10—11.
Органы управления и приборы контроля генераторов СТГ-18ТМО расположены на злектрощитке энергетики (см. рис. 1).
Два выключателя «Генераторы постоянного тока СТГ: лев., прав.» предназначены для подключения генераторов к бортовой сети и их отключения. Два выносных сопротивления ВС-25Б «Регуляторы напряжения: СТГ лев., СТГ прав.» обеспечивают ручную регулировку напряжений генераторов в пределах ±1,5 В. Две кнопки «Аварийное отключение СТГ лев., СТГ прав.» предназначены для выключения генераторов в аварийных случаях.
Выключатели, выносные сопротивления и кнопки аварийного выключения генераторов электрически соединены соответственно с дифференциально-минимальным реле ДМО-600Т, регулятором напряжения РН-180 и автоматом защиты от перенапряжения АЗП-8М. 4-й серии.
Два амперметра «СТГ лев.», «СТГ прав.» обеспечивают измерение токов нагрузки и обратных токов отключения генераторов. Каждый амперметр имеет деления от —100 до 1000 А, цену деления 25 А и оцифровку через 200 А; при отсчете его показания необходимо умножать на 100.
Вольтметр «Напряжение» с галетным переключателем является общим для всех источников и бортовой сети электроэнергии постоянного тока. Этот прибор имеет деления от 0 до 30 В, цену деления 2 В и оцифровку через 10 В; при отсчете его показания необходимо умножать на 10. При помощи переключателя вольтметр можно подключить непосредственно к каждому источнику электроэнергии постоянного тока, от которого может питаться бортовая сеть. Это обеспечивает измерение напряжения источников электроэнергии перед их подключением к сети.
Кроме того, вольтметр можно подключить к шине левото или правого ЦРУ, а также к аварийной шине.
Переключатель вольтметра имеет соответствующие положения. Нормальное положение переключателя — «ЦРУ лев.» (прибор подключен к шине левого ЦРУ). Это обусловлено тем, что от шины левого ЦРУ питается большинство основных потребителей электроэнергии (система флюгирования винтов, электродвигатели подкачивающих насосов топливной системы и т. п.), в связи с чем необходимо контролировать напряжение в первую очередь на этой шине.
На средней панели приборной доски установлены две сигнальные лампочки «Отказ СТГ лев., прав.» с красными светофильтрами. Лампочки питаются постоянным током от основной шины и включаются дифференциально-минимальными реле, когда генераторы отключены от бортовой сети.
Предполетная проверка и контроль работы в полете. Во время предполетного осмотра оборудования самолета необходимо убедиться в целости и исправности органов управления и регулировки, приборов контроля работы источников электроэнергии. Когда источники отключены от бортовой сети самолета, стрелки контрольных приборов должны находиться на нулевых отметках. Затем необходимо убедиться, что предохранительные колпачки кнопок «Аварийное отключение СТГ» закрыты и опломбированы, а выключатели генераторов СТГ-18ТМО выключены.
В момент подключения к бортовой сети (к основным шинам) источника постоянного тока должны загореться две лампочки «Отказ СТГ».
После запуска двигателей следует проверить напряжение генераторов. Для этого с помощью переключателя необходимо поочередно подключить вольтметр к каждому генератору СТГ-18ТМО и убедиться, что показания прибора равны 28,5 В. Если напряжение генератора отличается от указанной величины, то выносным сопротивлением отрегулировать его на 28,5 В. Для увеличения напряжения головку выносного сопротивления следует поворачивать по ходу часовой стрелки, для уменьшения — в обратном направлении; поворачивать следует медленно, проверяя напряжение генератора после ее поворота на каждый очередной Щелчок фиксирующей пружины.
Если запуск двигателей осуществлялся от аэродромных источников постоянного тока, то следует оставить включенными самые необходимые потребители электроэнергии, отключить аэродромные источники от бортовой сети, после чего подключить генераторы с помощью их выключателей.
Нагрузку по постоянному току в момент подключения генератора нужно оставить возможно малую, потому что при большой нагрузке будут подгорать контакты подключающего контактора, что может вызвать выход из строя дифференциально-минимального реле ДМР-600Т 2-й серии.
Следует иметь в виду, что благодаря имеющейся в системе эле-ктрической блокировке генератор СТГ-18ТМО, не подключается к бортовой сети если к ней подключён хотя бы один аэродромный источник электроэнергии постоянного тока.
Во время запуска двигателей от газотурбинной установки сеть постоянного тока самолета напряжением 28,5 В питается от бортовых аккумуляторов. В этом случае для сохранения ресурса последних рекомендуется после запуска одного двигателя проверить, отрегулировать напряжение его генератора и подключить этот генератор к бортовой сети, после чего запустить другой двигатель и аналогично подключить его генератор. В момент подключения генератора к сети гаснет соответствующая лампочка «Отказ СТГ», отклоняется стрелка амперметра, показывая ток нагрузки этого генератора.
После подключения к бортовой сети обоих генераторов СТГ-18ТМО следует проверить и при необходимости отрегулировать их параллельную работу. Для этого надо включить максимально возможное число потребителей электроэнергии постоянного тока и убедиться, что разность показаний амперметров генераторов не превышает 60 А. Если эта разность больше, то с помощью выносных сопротивлений ВС-25Б следует уравнять токи нагрузки генераторов с точностью до 60 А, уменьшив напряжение перегруженного и увеличив напряжение недогруженного генератора. При этом головки выносных сопротивлений следует поворачивать поочередно на один щелчок каждую до получения нужной разности в показаниях амперметров.
Если после запуска двигателя напряжение его генератора составляет несколько вольт и генератор не подключается к бортовой сети, то причиной этого может быть срабатывание автомата защиты от перенапряжения АЗП-8М. В таком случае необходимо с силой нажать кнопку на автомате АЗП-8М, после чего работа генератора должна восстановиться.
Когда при работающем двигателе генератор не выдает напряжение, причиной неисправности может быть разрушение предельной предохранительной муфты, которая должна быть заменена специалистами наземных служб. В полете оба генератора СТГ-18ТМО должны быть подключены к бортовой сети.
Необходимо периодически контролировать напряжение постоянного тока и токи нагрузки генераторов. Такой контроль надо обязательно выполнять примерно через 30 мин после взлета, так как вследствие прогрева регуляторов напряжения РН-180 отрегулированное перед вылетом напряжение генераторов может измениться.
Напряжение бортовой сети постоянного тока должно находиться в пределах 27—28,5 В. Если оно вышло из указанных пределов, то нужно с помощью выключателей поочередно отключить каждый генератор СТГ-18ТМО, подключить к нему вольтметр и выносным сопротивлением отрегулировать его напряжение на 28,5 В, после чего подключить генератор к бортовой сети. Токи нагрузки генераторов в полете при необходимости уравнивают так же, как и на земле.
Если какой-либо из генераторов СТГ-18ТМО отключится или периодически отключается от сети (загорается соответствующая лампочка «Отказ СТГ» и стрелка амперметра генератора устанавливается на нуль), то причиной этого может быть заниженное напряжение данного или завышенное напряжение другого генератора. В этом случае следует выключить выключатель отказавшего генератора, подключить к генератору вольтметр и выносным сопротивлением ВС-25Б отрегулировать его напряжение на 28,5 В. После регулировки включить генератор в бортовую сеть, а затем отключить, аналогично отрегулировать и подключить другой генератор.
Следует иметь в виду, что стрелка амперметра может находиться на нуле по неисправности самого прибора (в таком случае лампочка «Отказ СТГ» гореть не будет). Для выяснения подобной неисправности нужно выключателем кратковременно отключить данный генератор от сети, наблюдая за показаниями амперметра другого генератора. При исправности отключенного генератора эти показания увеличатся приблизительно вдвое.
Если резко колеблется напряжение бортовой сети, необходимо, поочередно отключая генераторы, выяснить, из-за неисправности какого из них это происходит и неисправный генератор выключить. Генератор следует выключить также в том случае, когда его напряжение занижено или завышено и не поддается регулировке. В полете суммарный максимальный ток нагрузки генераторов постоянного тока может быть около 400 А (за исключением кратковременного периода в случае флюгирования воздушного винта двигателя). Если он превышает указанную величину или токи нагрузки генераторов резко колеблются, то причиной может быть неисправность как самих генераторов, так и в цепи питания какого-либо из потребителей электроэнергии. Для того чтобы выяснить, какой из генераторов или потребителей неисправен, нужно поочередно отключать их от сети до устранения неисправности.
Отказавший генератор в любом случае необходимо отключить от сети выключателем и нажать кнопку «Аварийное выключение СТГ» данного генератора.
При необходимости восстановить работу отказавшего генератора следует заменить предохранители, которые защищают цепи, обеспечивающие нормальную работу генераторов, и расположены в соответствующем ЦРУ (СП-5 в цепи подключения, ИП-30 в цепи питания обмотки возбуждения и ТП-600 в цепи нагрузки генератора).
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и