logo
Ан-24 А и РЭО

13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока

Назначение. Трехфазные преобразователи предназначены для преобразования электроэнергии постоянного тока бортовой сети в электроэнергию трехфазного переменного тока напряжением 36 В, частотой 400 Гц.

Устройство и принцип действия этих преобразователей электро­энергии аналогичны устройству и принципу действия однофазного преобразователя.

На самолетах, где резервным источником электроэнергии трех­фазного тока является правый генератор ГО-16ПЧ8, установлен трехфазный трансформатор. К нему от генератора подводится пе­ременное трехфазное напряжение 115 В частотой 400 Гц, которое трансформатором преобразуется в переменное трехфазное напря­жение 36 В частотой 400 Гц. На этих самолетах правый генератор ГО-16ПЧ8 является резервным источником электроэнергии трех­фазного тока только тогда, когда он не подключен к бортовой сети переменного однофазного тока. Это значит, что генератор не может быть использован одновременно как источник электроэнергии одно­фазного и трехфазного тока.

Основные данные преобразователя ПТ-1000ЦС

Напряжение питания....................................................................................................27 В

Потребляемый ток…....................................................................................не более 60 А

Выходное напряжение........................................................................................36 В

Номинальный ток нагрузки........................................................................................16 А

Отдаваемая мощность.........................................................................................1000 В-А

Частота переменного тока.......................................................................................400 Гц

Режим работы..................................................................................................длительный

На самолете основной и резервный преобразователи питаются электроэнергией постоянного тока от основной шины бортовой сети. Цепь пуска преобразователей ПТ-1000ЦС защищена предохраните­лем СП-5, цепь питания основного ПТ-1000ЦС — автоматом защи­ты АЗР-70 и резервного — предохранителем ИП-75. Автомат защи­ты и предохранители расположены в распределительной коробке «РК кабины экипажа».

Возле основного преобразователя ПТ-1000ЦС установлена ре­лейная коробка КПР-9, которая автоматически включает резерв­ный преобразователь (трансформатор) в том случае, когда с эле­ктрощитка энергетики включен, но не работает основной преобра­зователь.

Основные данные преобразователя ПТ-125Ц

Напряжение питания....................................................................................................27 В

Потребляемый ток .......................................................................................не более 8 А

Выходное напряжение.................................................................................................36 В

Ток нагрузки...................................................................................................................2 А

Отдаваемая мощность...........................................................................................125 В-А

Частота переменного тока ......................................................................................400 Гц

Режим работы..................................................................................................длительный

Преобразователь ПТ-125Ц питается постоянным током от ава­рийной шины бортовой сети. Он включается автоматически только в том случае, когда включен авиагоризонт левого летчика и к сети трехфазного тока не подключен основной или резервный преобра­зователь ПТ-1000ЦС (трансформатор — на самолетах, где резерв­ным источником электроэнергии переменного трехфазного тока яв­ляется правый генератор ГО-16ПЧ8).

Предполетная проверка и контроль работы в полете. Управле­ние работой и контроль трехфазных преобразователей осуществля­ются с электрощитка энергетики (см. рис. 1).

Переключатель на три положения «ПТ-1000. Основной — Вы­ключено — Резерв» предназначен для включения основного или ре­зервного преобразователя (резервного трансформатора). Лампоч­ка «Включен резервный ПТ-1000» с красным светофильтром горит, когда включен в работу резервный преобразователь (транс­форматор).

Вольтметр «Переменный ток 36 В. I— II Ф» имеет деления от 0 до 40 В, цену деления 2 В и оцифровку через 10 В; при отсчете его показания необходимо умножать на 10. Прибор постоянно подклю­чен к бортовым шинам фаз I и II. К Фазам I и III или II и III его можно подключить с помощью двух кнопок «Замер на­пряжения».

Работоспособность источников электроэнергии трехфазного пе­ременного тока следует проверять после подключения к бортовой сети генераторов СТГ-18ТМО и ГО-16ПЧ8.

С целью проверки основного преобразователя необходимо включить АЗР-70 «ПТ-1000 основной» на распределительной коробке «РК кабины экипажа» и переключатель на электрощитке энергети­ки установить в положение «ПТ-1000 основной». Показания вольт­метра должны быть равными 36±2 В и при нажатии каждой кнопки «Замер напряжения» они должны не выходить за эти пределы.

Для проверки автоматического включения резервного преобра­зователя (трансформатора) в случае отказа основного нужно вы­ключить АЗР-70 «ПТ-1000 основной». Должна загореться лампочка «Включен резервный ПТ-1000». Затем надо проверить напряжение так же, как при работе основного преобразователя, после чего включить АЗР-70. Во время проверки основного и резервного пре­образователей следует также проверять работу потребителей эле­ктроэнергии трехфазного переменного тока.

Для проверки автоматического включения преобразователя ПТ-125Ц в случае отказа основного и резервного источников необ­ходимо включить авиагоризонт левого летчика и переключатель «ПТ-1000» на электрощитке энергетики установить в положение «Выключено». Если авиагоризонт работает нормально, то это зна­чит, что включился преобразователь ПТ-125Ц. После проверки (пе­ред полетом) необходимо включить основной преобразователь, установив переключатель на электрощитке в положение «Основной ПТ-1000».

В полете при нормальной его работе должен быть включен ос­новной преобразователь. Если он откажет, то автоматически вклю­чится резервный преобразователь (трансформатор) и загорится лампочка «Включен резервный ПТ-1000».

В этом случае переключатель на электрощитке нужно устано­вить в положение «Резерв».

Следует также иметь в виду, что если будет включен и откажет резервный источник электроэнергии (преобразователь или транс­форматор), то основной преобразователь автоматически не вклю­чится.

Если откажет резервный преобразователь или сеть постоянного тока переключится на аварийное питание от бортовых аккумуля­торных батарей, то при включенном авиагоризонте левого летчика автоматически включится преобразователь ПТ-125Ц, от которого будет питаться только этот авиагоризонт.

На самолетах, где в качестве резервного источника электро­энергии трехфазного тока используется правый генератор ГО-16ПЧ8, сеть трехфазного тока переключается на аварийное пи­тание также в случае отказа левого или правого генератора ГО-16ПЧ8 и преобразователя ПТ-1000Ц. Если на таком самолете откажет левый генератор ГО-16ПЧ8, то необходимо внимательно контролировать работу преобразователя ПТ-1000Ц, который в этом случае не будет иметь резерва.

Когда не включаются в работу основной и резервный преобра­зователи (трансформатор), нужно заменить предохранитель СП-5 «КПР-9» на распределительной коробке «РК кабины экипажа».