39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигации РПСН-2 предназначена для обеспечения безопасности полетов в сложных метеорологических условиях, в зонах с интенсивным воздушным движением и в районах с сильнопересеченной местностью. Станция обеспечивает радиолокационный обзор воздушного пространства или земной поверхности в секторе ±90° от продольной оси самолета по азимуту с возможностью определения наклонной дальности и курсовых углов радиолокационных целей. (Под радиолокационными целями понимаются объекты, которые по своей способности отражать радиоволны отличаются от окружающего их фона).
С помощью станции можно решать следующие задачи:
обнаруживать летящие самолеты и определять степень опасности столкновения с ними;
обнаруживать зоны грозовой деятельности и определять в них более, а также менее опасные для самолета участки;
обнаруживать горные вершины и определять, обеспечивается ли пролет с безопасным превышением над ними при данной высоте полета;
осуществлять радиолокационный обзор земной поверхности с целью ведения ориентировки;
определять угол сноса и путевую скорость самолета.
В состав станции входят следующие блоки: антенный блок (блок 1); приемо-передающий блок (блок 2); блок синхронизации (блок 3); индикатор летчика (блок 4); индикатор штурмана с пультом (блок 4Ш); блок разверток и питания индикаторов (блок 5); блок навигационных устройств (блок 6); блок питания (блок 8); коробка предохранителей и регулировок (блок 9); пульт управления и контроля (блок 10); волноводный тракт (блок 11); две распределительные коробки и соединительные кабели (блок 12); помпа воздушной подкачки (блок 12Д); пять вентиляторов обдува блоков станции.
Антенный блок предназначен для направленных излучения и приема радиоволн, управления антенной и ее гироскопической стабилизации. Он также обеспечивает передачу электрическим способом углов поворота антенны по азимуту на индикаторы, что дает возможность определять курсовые углы обнаруженных целей (здесь и в дальнейшем под целями понимаются объекты, обнаруживаемые радиолокационным способом).
Приемо-передающий блок включает в себя передатчик и основную часть приемника станции. Передатчик предназначен для создания мощных импульсов сверхвысокочастотных (СВЧ) колебаний, направленно излучаемых антенной в пространство в виде радиоволн.Приемная часть блока обеспечивает преобразование принятых СВЧ сигналов в колебания промежуточной частоты, усиление и детектирование напряжения промежуточной частоты.Блок синхронизации управляет импульсной работой всех других блоков станции, вырабатывая импульсы их запуска, а также усиливает видеоимпульсы (импульсы постоянного напряжения), поступающие от приемной части блока 2, и выполняет некоторые другие функции. Индикатор летчика (рис. 51) обеспечивает наблюдение радиолокационного изображения обозреваемых воздушного пространства и земной поверхности, некоторые регулировки этого изображения, определение дальности и курсовых углов целей. В его состав входят индикаторы первого и второго приемных каналов. На экране индикатора первого канала наблюдаются отметки тех целей, от которых отразились радиоволны (под отметкой цели понимается ее радиолокационное изображение). Индикатор второго канала предназначен для отображения отметок самолетов, оборудованных радиолокационными ответчиками.
И ндикатор штурмана с пультом (рис. 52) обеспечивает получение радиолокационного изображения целей по первому или второму каналам с определением дальности и курсовых углов целей, а также служит для управления работой станции.
На индикаторах пилота и штурмана создается радиально-сек-торная развертка со смещенным вниз на экране ее началом (центром).
Блок разверток и питания индикаторов совместно с антенным блоком служит для создания напряжений, необходимых для получения разверток на индикаторах.
Блок навигационных устройств обеспечивает работу станции в режимах определения угла сноса и путевой скорости самолета, а также выполняет некоторые другие функции.
Блок питания включает в себя трансформаторы и выпрямители и служит для преобразования переменного напряжения 115 В бортовой сети в постоянные напряжения, необходимые для питания большинства блоков станции.
Коробка предохранителей и регулировок предназначена для защиты некоторых электрических цепей, обеспечения регулировки яркости меток дальности и других регулировок на индикаторе пилота.
Пульт управления и контроля (рис. 53) служит для управления работой станции, контроля ее работы и включения некоторых резервных систем станции при отказе основных.
Волноводный тракт предназначен для передачи энергии СВЧ колебаний от приемо-передатчика к антенне и в обратном направлении.
Распределительные коробки и соединительные кабели служат для электрического соединения блоков станции.
Помпа воздушной подкачки предназначена для создания избыточного давления воздуха в герметичной части передатчика и волноводе, что необходимо для исключения электрического пробоя при разрежении воздуха с подъемом на высоту.
Вентиляторы обдува обеспечивают принудительное охлаждение блоков станции.
Рис. 52. Индикатор штурмана с пультом станции РПСН-2:
1-ручка подвижного визира; 2-экран индикатора для определения угла сноса; 3-шкала отсчета углов сноса; 4-переключатель режимов; 5 - сигнальная лампочка «Обзор»
Рис. 53. Пульт управления и контроля станции РПСН-2
В кабине экипажа установлены: пульт управления и контроля — на средней панели верхнего щитка; индикатор летчика — в нише над средней панелью приборной доски; индикатор штурмана с пультом — на горизонтальной панели правого пульта; коробка предохранителей и регулировок — на правом борту между шпангоутами № 4 и 5; блок навигационных устройств — под левым пультом на полу между шпангоутами № 5 и 6.
Антенный блок расположен в носовом отсеке за радиопрозрачным обтекателем. В левом носовом отсеке (радиоотсеке) размещены: приемо-передатчик, блок синхронизации, распределительные коробки и помпа воздушной подкачки. Блок разверток и питания индикаторов, а также блок питания установлены в правом носовом отсеке (электроотсеке). Волноводный тракт соединяет приемопередатчик и антенный блок. Вентиляторы обдува установлены возле блоков 2, 3, 5 и 8.
Станция питается электроэнергией постоянного, переменного однофазного и переменного трехфазного токов от основных шин бортовой сети. Цепи ее питания защищены:
по постоянному току — тремя АЗС, установленными на щите АЗС и имеющими общую надпись «Локатор»;
по переменному однофазному току — предохранителем СП-15, расположенным на панели переменного тока за крышкой с надписью «Предохранители»;
по переменному трехфазному току — тремя предохранителями СП-5, которые расположены на панели переменного тока.
Основные данные
Дальность действия в режимах «Обзор» и «Дальний обзор»
(обнаружения крупных промышленных центров)...................... до 120—180 км
Дальность обнаружения:
грозовых зон..................................................................................... » 120 км
горных вершин при полете на высоте 2500 м и с
превышением над ними 900 м...................................................... » 120 »
Дальность обнаружения самолетов:
по I каналу................................................................................не менее 15 км
» II »............................................................................................. » » 30 »
Пределы измеряемых углов сноса...................................................................±20°
Точность определения:
путевой скорости..............................................................................................±3%
угла сноса..........................................................................................................±1,5°
Масштабы развертки:
для индикатора штурмана..............................................................50, 180, 280 км
» » пилота....................................................................50, 120, 200 км
Масштаб меток дальности для индикаторов штурмана и пилота:
при масштабе развертки 50 км.......................................................................10 км
при масштабе развертки 180, 280, 120, 200 км ...........................................40 км
Возможные углы крена, при которых обеспечивается стабилизация антенны:
по тангажу..........................................................................................................±10°
по поперечному крену.......................................................................................±20°
Возможные углы поворота антенны относительно горизонтальной
плоскости дистанционно вручную ..................................................................±10°
Частота периодов автоматического качания антенны .................20 циклов/мин
Длительность импульсов передатчика................................................2 или 1 мкс
Частота повторения импульсов передатчика..............................500 или 1000 Гц
Мощность передатчика в импульсе.............................................................60 кВт
Потребляемый ток:
постоянный..........................................................................................................11А
переменный однофазный.......................................................................около 14 А
» трехфазный (на одну фазу)...........................................не более 5 А
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и