logo
Ан-24 А и РЭО

15. Система флюгирования воздушных винтов

Назначение, состав и размещение. Система флюгирования воз­душных винтов двигателей обеспечивает:

автоматический ввод винта во флюгерное положение при рабо­те двигателя на режиме 35,5±2° и более по указателю положения рычага топлива (УПРТ) и падении давления масла в системе из­мерителя крутящего момента (ИКМ) ниже 10 кгс/см2;

автоматический ввод винта во флюгерное положение при работе двигателя на режиме 26±2° и более по УПРТ и возникновении на валу винта отрицательной тяги более 720—850 кгс (только на дви­гателях АИ-24 2-й серии);

принудительный ввод винта во флюгерное положение при рабо­те двигателя на любом режиме;

световую сигнализацию о готовности системы к автоматическо­му флюгированию винта по крутящему моменту;

световую сигнализацию о возникновении отрицательной тяги бо­лее 720—850 кгс;

вывод винта из флюгерного положения;

проверку автоматического флюгирования винта от системы ИКМ;

проверку системы сигнализации отрицательной тяги;

проверку системы путем частичного флюгирования винта.

В любом случае при флюгировании винта автоматически оста­навливается двигатель. Проверка системы флюгирования осущест­вляется без ввода винта во флюгерное положение и без останова двигателя.

На каждом двигателе установлены следующие агрегаты систе­мы флюгирования винта (рис. 13):

флюгернасос с электродвигателем;

электромагнитные клапаны проверки сигнализации отрицатель­ной тяги и вывода винта из флюгерного положения;

сигнализаторы отрицательной тяги и вывода винта из флюгер­ного положения;

датчики блокировки автоматического флюгирования по режи­мам работы двигателя, по крутящему моменту и по отрицательной тяге.

На потолке между шпангоутами № 9—10 установлены програм­мные механизмы ПМК-18 (на самолетах первых выпусков — АВП-4), предназначенные для выработки временной программы флюгирования винтов.

Электромагнитные реле системы флюгирования воздушных вин­тов установлены в релейной коробке (РК) на потолке между шпан­гоутами № 10—11.

На щитке флюгирования (рис. 14), расположенном на фонаре кабины экипажа, установлены следующие органы управления и контроля системы флюгирования каждого винта: кнопка флюгиро­вания КФЛ-37, кнопка «Частичное флюгирование», нажимные вы­ключатели проверки автоматического флюгирования по крутящему моменту (по ИКМ) и сигнализации отрицательной тяги, а также лампочки «Флюгирование», «Вывод из флюгера» и «Готовность ав­тофлюгера».

Кнопка КФЛ-37 предназначена для принудительного ввода вин­та во флюгерное положение и вывода его из этого положения. В ней имеется лампочка, которая горит, когда двигатель остановлен, ког­да винт флюгируется по крутящему моменту, а также при нали­чии отрицательной тяги более 720—850 кгс.

Рис. 14. Щиток флюгирования

Лампочка «Флюгирование» сигнализирует о включении флюгер-насоса, горит при флюгировании винта и выводе его из флюгерного положения. Лампочка «Вывод из флюгера» горит, когда винт снят с упора, а также при выводе его из флюгерного положения. Лам­почка «Готовность автофлюгера» горит, когда система автоматиче­ского флюгирования винта по крутящему моменту готова к ра­боте.

Система флюгирования винтов питается электроэнергией посто­янного тока от основных шин бортовой сети. Цепи ее питания защищены АЗР-6 «Флюгирование», установленными на щите АЗС, и предохранителями, которые расположены в левом ЦРУ.

Принцип работы. Принудительный ввод винта во флюгерное по­ложение. Для принудительного ввода винта во флюгерное положе­ние нужно кратковременно нажать кнопку ДФЛ-37 (см. рис. 13). При этом через ее замкнувшиеся контакты и программный меха­низм включается цепь питания электромагнита кнопки, которым в дальнейшем она удерживается в нажатом положении. Одновремен­но через контакты кнопки КФЛ-37 производятся следующие вклю­чения:

включается программный механизм, после чего он отрабатыва­ет программу ввода винта во флюгерное положение;

замыкается цепь питания контактора 2, включающего электро­двигатель флюгернасоса (загорается лампочка «Флюгирование», винт вводится во флюгерное положение);

включается реле в РК флюгирования, которое замыкает цепь питания стоп-крана (останавливается двигатель).

Если флюгируется винт левого двигателя, то автоматически вы­ключается левый генератор ГО-16ПЧ8.

В течение нескольких секунд винт вводится во флюгерное поло­жение. Через 12 с после нажатия кнопки КФЛ-37 программный механизм разрывает цепь питания ее электромагнита, кнопка под действием пружины приходит в исходное положение и размыкают­ся ее контакты, в результате чего выключается электродвигатель флюгернасоса и гаснет лампочка «Флюгирование».

Программный механизм приходит е исходное положение и вы­ключается через 30 с после начала флюгирования винта. Электро­питание стоп-крана будет включено от системы флюгирования до начала вывода винта из флюгерного положения.

Автоматическое флюгирование винта по крутящему моменту. Подготовкой и включением системы автоматического флюгирова­ния винта по крутящему моменту управляют следующие агрегаты (см. рис. 13):

датчик 11 блокировки автоматического флюгирования по режи­мам работы двигателя, который расположен в автомате дозировки топлива; его контакты замкнуты при режиме работы двигателя 35,5±2° и более по УПРТ;

датчики 9 и 10 системы ИКМ; контакты датчика 9 размыкаются при давлении масла в ИКМ свыше 10 кгс/см2, а датчика 10 замы­каются при давлении более 25 кгс/см2;

реле подготовки 7, расположенное в РК флюгирования.

Принцип работы системы автоматического флюгирования вин­та по крутящему моменту состоит в следующем. При увеличении крутящего момента на валу двигателя повышается давление масла в системе ИКМ. Когда оно достигнет указанных выше значений, размыкаются контакты датчика 9, а затем замыкаются — датчика 10. При установке двигателю режима 35±2° по УПРТ через авто­мат защиты АЗР-6, замкнутые контакты датчика 11 и датчика 10 включаются реле 7 и лампочка 8, сигнализирующая о готовности системы. Замкнув свои контакты, реле 7 становится на самоблоки­ровку через автомат защиты АЗР-6 и датчик 11. Этим система под­готовлена к флюгированию винта в случае отказа двигателя.

Если давление масла в системе ИКМ упадет ниже 10 кгс/см2, то через АЗР-6, датчик И, контакты реле 7 и замкнувшиеся контакты датчика 9 подключаются реле, расположенные в РК флюгирования. В результате система включается и отрабатывает цикл ввода вин­та во флюгерное положение так же, как при нажатии кнопки КФЛ-37 во время принудительного флюгирования винта, но те­перь функции этой кнопки выполняют реле. Они же в самом начале флюгирования включают сигнальную лампочку в кнопке КФЛ-37.

Автоматическое флюгирование винта по отрицательной тяге включается датчиком 6. Если двигателю установлен режим выше 26±2° по УПРТ и возникнет отрицательная тяга более 720—850 кгс, то за счет смещения вала винта подается под давлением масло к датчику 6, который при этом включает реле в РК флюгиро­вания. В результате система включается и отрабатывает цикл флю­гирования так же, как и после ее включения от датчика 9 ИКМ. При уменьшении давления масла в командном канале системы ав­томатического флюгирования винта по отрицательной тяге ниже 2.5 кгс/см2 замыкаются контакты сигнализатора 15, через которые включается сигнальная лампочка в кнопке КФЛ-37.

Вывод винта из флюгерного положения. Для вывода винта из флюгерного положения нужно потянуть на себя кнопку КФЛ-37 и удерживать ее в течение всего времени, пока должен работать флюгернасос. При этом через автомат защиты АЗР-6 и замкнувшиеся контакты кнопки включается контактор 2, который, в свою очередь, включает электродвигатель флюгернасоса (загорается лампочка «Флюгирование»). Одновременно через контакты кнопки включа­ется реле, расположенное в РК флюгирования.

В результате срабатывания реле происходит следующее: включается клапан вывода винта из флюгерного положения, ко­торый при этом закрывает доступ масла от флюгернасоса в канал большого шага винта и открывает в канал малого;

разрывается цепь, по которой подавалось напряжение на стоп-кран от системы флюгирования, когда винт находился во флюгерном положении.

За счет давления масла, создаваемого флюгернасосом, сигнали­затор давления включает лампочку «Вывод из флюгера».

При отпускании кнопки КФЛ-37 ока возвращается под дейст­вием пружины в исходное положение, система приходит в началь­ное состояние, по электропитание стоп-крана остается выклю­ченным.

Проверка системы частичным флюгированием винта осущест­вится при режиме работы двигателя 34° по УПРТ. Для проверки коротким импульсом нажимают кнопку 1 «Частичное флюгирова­ние» При нажатой кнопке через ее замкнувшиеся контакты включается контактор 2, который подключает электродвигатель флю­гернасоса (винт флюгируется) и лампочку «Флюгирование». После отпускания кнопки система приходит в исходное состояние.

Если по какой-либо неисправности системы после отпускания кнопки винт будет вводиться во флюгерное положение, то необхо­димо немедленно прекратить подачу топлива в двигатель, установив , выключатель «Стоп-кран» в положение «Закрыто».

Проверка системы автоматического флюгирования винта по кру­тящему моменту осуществляется при снятых с упоров винтах. Для проверки устанавливают двигателю режим 41° по УПРТ. В резуль­тате система автоматического флюгирования подготавливается к работе, как было рассмотрено ранее.

Убедившись, что горит лампочка «Готовность автофлюгера», на­жимают выключатель 12 «Проверка автофлюгера по ИКМ». При этом через замкнувшиеся контакты выключателя шунтируется дат­чик 11 блокировки автоматического флюгирования по режимам работы двигателя, т. е. напряжение теперь подводится к реле под­готовки не только через датчик 11, но и через контакты выключа­теля. Шунтирование датчика 11 осуществляется с той целью, чтобы система при проверке оставалась подготовленной к флю-гированию независимо от датчика, т. е. от режима работы дви­гателя.

О дновременно через другие контакты выклю­чателя срабатывает реле в РК флюгирования, ко­торое включает клапан вывода винта из флюгера и разрывает цепь включе­ния стоп-крана от систе­мы флюгирования. Вслед­ствие этого при срабаты­вании системы на флюги-рование винта он не бу­дет флюгироваться и дви­гатель не будет останав­ливаться.

Нажимая переключа­тель проверки, двигателю устанавливают режим 0° по УПРТ, поэтому давле­ние масла в системе ИКМ падает ниже 10 кгс/см2, система флюгирования включается и отрабатыва­ет цикл, как при автома­тическом флюгировании винта. Но по причине ука­занных выше переключе­ний винт не флюгируется и двигатель не останавли­вается.

Через 2—3 с после загорания лампочки «Флю-гирование» и лампочки в кнопке КФЛ-37 выключа­тель проверки можно отпустить. В соответствии с циклом, отраба­тываемым программным механизмом, флюгернасос будет работать и лампочки должны гореть в течение 12 с.

Если по какой-либо неисправности системы после отпускания выключателя винт начнет флюгироваться, необходимо немедленно остановить двигатель, установив выключатель «Стоп-кран» в поло­жение «Закрыто».

Следует помнить, что во время проверки системы автоматичес­кого флюгирования винта левого двигателя автоматически выклю­чается левый генератор ГО-16ПЧ8 и к бортовой сети подключается правый генератор.

После проверки для повторного подключения левого генератора необходимо выключить и опять включить его выключатель возбуж­дения, а затем нажать кнопку «Включение ГО на бортсеть» на электрощитке энергетики.

Проверка сигнализации отрицательной тяги осуществляется при установленных на упор винтах. Для проверки устанавливают дви­гателю режим 0° по УПРТ и нажимают выключатель 14 «Провер­ка автофлюгера по отрицательной тяге». Подключается электро­магнитный клапан 13 и масло от насоса регулятора оборотов пода­ется в проверочное устройство флюгирования по отрицательной тяге. В результате смещается вал винта, как при наличии отрица­тельной тяги, уменьшается давление масла в командном канале и сигнализатор 15 включает лампочку в кнопке КФЛ-37. Датчик 6 не срабатывает и винт не флюгируется, так как двигателю установ­лен режим менее 26° по УПРТ.