logo
Ан-24 А и РЭО

30. Основные сведения о радиооборудовании самолета

Установленное на самолете радиооборудование гарантирует бе­зопасность полета и предназначено для решения следующих задач:

обеспечения экипажа внутрисамолетной телефонной связью, а также радиосвязью с самолетами в воздухе и наземными пунктами управления воздушным движением;

определения навигационных элементов полета и ведения ориен­тировки в сложных метеорологических условиях независимо от вре­мени суток и видимости земли;

обеспечения расчета захода и выполнения захода на посадку;

обеспечения экипажа информацией о грозовой деятельности, встречных самолетах и препятствиях по маршруту полета.

Радиооборудование самолета по его назначению и принципу действия делится на радиосвязное, радионавигационное и радиоло­кационное.

К радиосвязному оборудованию относятся самолет­ное переговорное устройство СПУ-7, самолетное громкоговорящее устройство СГУ-15, коротковолновая радиостанция Р-836, средне­волновый передатчик, две ультракоротковолновые радиостан­ции Р-802.

Коротковолновая радиостанция Р-836 в составе передатчика Р-836 и приемника УС-8 устанавливается не на всех самолетах Ан-24. Средневолновый передатчик устанавливается на самолетах, которые летают в высоких широтах. При его наличии он вместе с упомянутым приемником УС-8, имеющим средневолновый диа­пазон частот, образует средневолновую приемо-передающую радио­станцию.

В состав радионавигационного оборудования входят радиовысотомер РВ-УМ, два радиокомпаса АРК-П и само­летное оборудование системы посадки СП-50М (курсовой радиопри­емник КРП-ФМ, глиссадный радиоприемник ГРП-2М и маркерное радиоприемное устройство МРП-56П).

На самолетах первых выпусков взамен радиовысотомера РВ-УМ и радиокомпасов АРК-11 установлены соответственно радиовысотомер РВ-2 с приставкой сигнализации СВР и радиокомпасы АРК-5 с системой электродистанционного управления (ЭДУ).

К радиолокационному оборудованию относится радиолокационная станция РПСН-2 или РПСП-3. Для повышения их эксплуатационной надежности жизненно важные объекты радио­оборудования дублированы. С этой целью установлено по два комплекта командных ультракоротковолновых радиостанций Р-802 и радиокомпасов, а на некоторых самолетах — и два усилителя са­молетного переговорного устройства.

Пульты управления, индикаторные устройства систем радиообо­рудования установлены в кабине экипажа на местах, обеспечиваю­щих экипажу удобство работы с этим оборудованием.

Антенные устройства большинства радиоаппаратуры выполнены в виде антенн закрытого типа и не создают аэродинамического со­противления.

Исключение составляют антенны коротковолновой и средневол­новой радиостанций, а также радиовысотомера.

Питание большинства радиоустройств осуществляется электро­энергией постоянного и переменного однофазного токов от бортовой сети. Радиолокационная станция питается также от бортовой сети трехфазного тока, радиовысотомер — только от сети однофазного тока, устройства СПУ-7 и СГУ-15 — только от сети постоянного тока.

Защита цепей питания радиоаппаратуры осуществляется борто­выми автоматами защиты и плавкими предохранителями типа СП, которые устанавливаются соответственно на щите АЗС, приборной доске радиста и на панели переменного тока. Кроме того, имеются плавкие предохранители на некоторых блоках радиоаппаратуры.