47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
Назначение и принцип действия. Комбинированный указатель скорости КУС-730/1100 (рис. 69) предназначен для измерения приборной скорости от 50 до 730 км/ч и истинной воздушной скорости от 400 до 1100 км/ч.
П ринцип действия КУС-730/1100 основан на измерении скоростного напора встречного потока воздуха с автоматическим введением поправки на плотность и сжимаемость воздуха с поднятием на высоту.
В полете приборная скорость используется для пилотирования самолета, истинная воздушная скорость — для целей самолетовождения. Знание летчиком приборной скорости дает возможность правильно пилотировать самолет в воздухе, так как полет самолета ниже минимальной скорости приводит к падению самолета. Увеличение скорости полета сверх допустимой приводит к разрушению самолета.
Показания приборной скорости используются пилотами для выдерживания скоростей при взлете, для выдерживания заданного режима скорости по маршруту, при маневрировании и планировании в районе аэродрома и при посадке.
Показание истинной воздушной скорости полета необходимо штурману для выполнения различных навигационных расчетов.
КУС-730/1100 установлены на левой и средней панелях приборной доски.
Питаются указатели скорости статическим и полным давлением от приемников воздушного давления ПВД-7 системы питания анероидно-мембранных приборов.
Устройство и работа. Комбинированный указатель скорости состоит из герметичного корпуса, на лицевой стороне которого нанесены две шкалы: внутренняя и внешняя.
Внутренняя шкала — шкала истинной воздушной скорости отградуирована от 400 до 1100 км/ч с оцифровкой через 100 км/ч и ценой деления 10 км/ч. Внешняя — шкала приборной скорости — от 50 до 750 км/ч с оцифровкой через 100 км/ч и ценой деления 10 км/ч.
С обратной стороны корпус имеет два штуцера: динамический, обозначенный буквой «Д», который соединяется с камерой приемника полного давления ПВД-7, и статический, обозначенный буквой «С», соединен со статической камерой приемника ПВД-7.
Для измерения приборной и истинной воздушной скорости в корпусе прибора смонтированы два механизма, работающие от одного чувствительного элемента — манометрической коробки.
Механизм приборной скорости (рис. 70) состоит из манометрической коробки 22, имеющей две гофрированные мембраны. Внутренняя полость манометрической коробки соединена трубопроводом с динамическим штуцером приемника воздушного давления. При подаче давления в манометрическую коробку верхний центр 23 коробки перемещается и через передающий механизм воздействует на широкую стрелку 2, которая по внешней шкале показывает приборную скорость.
Механизм истинной воздушной скорости состоит из анероидной коробки 20, тяги 19, оси 16, тяги 15, поводков 10, 11, 12, оси 28, сектора 27 и узкой стрелки 5, которая по внутренней шкале показывает приближенную истинную воздушную скорость.
Указатель скорости работает следующим образом. При движени самолета относительно воздуха полное давление встречного потока воздуха, воспринимаемое приемником ПВД-7, передается во внутреннюю полость манометрической коробки, а в герметичный корпус прибора — статическое давление. Под действием скоростного напора (динамического давления) верхний центр 23 (см. рис. 70) манометрической коробки перемещается. Перемещение верхнего центра чувствительного элемента прибора преобразуется при помощи передаточного механизма во вращательное движение стрелки прибора, указывающей по внешней шкале приборную скорость.
Одновременно перемещение (движение) чувствительного элемента прибора передается на механизм истинной воздушной скорости.
Скорость вращения (при полете у земли) оси сектора 4 механизма приборной скорости и оси сектора 27 механизма истинной воздушной скорости одинакова. Следовательно, показания стрелок будут также одинаковы.
С изменением высоты полета изменяется статическое давление в корпусе прибора. Под действием статического давления анероидная коробка прогибается и перемещает свой верхний центр 21, который через систему передач дополнительно поворачивает узкую стрелку, указывающую приближенную истинную воздушную скорость. Ошибка на сжимаемость воздуха для узкой стрелки учитывается автоматически градуировкой шкалы. Таким образом с поднятием на высоту показания узкой стрелки будут больше показаний широкой стрелки на величину плотности и сжимаемости воздуха.
Ошибки указателя скорости КУС-730/1100 подразделяются на три группы: инструментальные, аэродинамические и методические.
Инструментальные ошибки указателя скорости возникают по тем же причинам и аналогичны инструментальным ошибкам высотомера ВД-10. Они определяются в лаборатории путем сличения показаний проверяемого указателя скорости с эталонным прибором. Результаты проверки, не выходящие из пределов допусков, наносят на график (таблицу), который устанавливается в кабине самолета. Инструментальные ошибки учитываются в полете по графику или таблице.
Аэродинамические ошибки возникают вследствие искажения воздушного потока перед приемниками воздушного давления. Как показывает опыт, невозможно установить приемник в таком месте самолета, где он находился бы в неискаженном потоке воздуха. Следовательно, приемники воздушных давлений воспринимают скоростной напор, искаженный влиянием самолета. Вследствие этого исправный указатель скорости в полете не точно измеряет скорость движения самолета относительно воздуха.
Аэродинамические ошибки определяются на заводе-изготовителе самолета и заносятся в специальный график или таблицу поправок. Учитываются эти ошибки в полете по специальному графику или таблице для обеих стрелок.
Методические ошибки возникают из-за несовпадения действительной плотности воздуха с расчетной, принятой при расчете шкалы указателя скорости, а также вследствие сжимаемости встречного потока воздуха.
Шкала указателя воздушной скорости тарируется согласно стандартной плотности воздуха, равной 0,125 кг-с/м4 при давлении 760 мм рт. ст. и температуре +15° С. При подъеме на высоту плотность воздуха уменьшается. Следовательно, на высоте скоростной напор будет меньше и прибор покажет скорость меньше действительной воздушной скорости полета самолета.
Кроме того, плотность воздуха также зависит от температуры. Если температура воздуха увеличивается, то плотность воздуха уменьшается. Из сказанного следует, что при увеличении температуры воздуха прибор будет занижать скорость, а при температурах ниже +15° С — завышать показания воздушной скорости.
Во всех случаях, когда плотность и температура воздуха отличаются от расчетных данных, показания прибора не будут равны истинной воздушной скорости. Эта методическая ошибка для широкой стрелки учитывается на линейке НЛ-10М, а для узкой стрелки частично — с помощью анероидной коробки. Кроме того, ошибка за счет изменения плотности воздуха может быть учтена путем приближенного вычисления в уме.
Ошибки указателя скорости на сжимаемость встречного потока воздуха возникают вследствие сжимаемости воздуха впереди самолета. Летящий самолет оказывает давление на воздушные массы воздуха, сжимая его. При этом плотность воздуха увеличивается, что вызывает увеличение скоростного напора и, следовательно, завышение показаний указателя скорости.
При полете на скоростях менее 400 км/ч ошибки на сжимаемость встречного потока воздуха незначительные и ими пренебрегают. При скоростях, больших 400 км/ч, особенно на больших высотах, ошибки достигают значительных величин и поэтому их необходимо учитывать при расчете скоростей.
Ошибки на сжимаемость встречного потока воздуха учитываются по таблице только для широкой стрелки.
Предполетный осмотр и пользование указателем скорости в полете. Внешним осмотром необходимо убедиться, что видимых дефектов нет, обращая внимание на целость стекла, корпуса, окраску шкалы и стрелок, а также крепления прибора к приборной доске. Краны переключения статики и динамики на горизонтальном пульте левого летчика и кран статики на вертикальном пульте правого летчика должны находиться в положении «Основная» и законтрены. При осмотре стрелки указателей должны быть в исходном положении. Убедиться, что таблицы инструментальных ошибок находятся у рабочего- места летчиков, а также сняты заглушки с приемников статического давления и чехлы с приемников ПВД-7 и ППД-1. После чего проверить исправность электрической цепи обогрева приемников статического давления, а также приемников ПВД-7 и ППД-1.
При определении в полете истинной воздушной скорости по широкой стрелке КУС-730/1100 необходимо в показание прибора вводить пять поправок: инструментальную, аэродинамическую, на изменение плотности воздуха, температурную и на сжимаемость воздуха. Инструментальную поправку определяют по таблице, которая находится в кабине экипажа. Аэродинамическую поправку берут из формуляра самолета или определяют по таблице. Поправка на изменение плотности и температуры воздуха вводится при помощи навигационной линейки НЛ-10М. Поправку на сжимаемость воздуха определяют по таблице.
Рис. 71. Приемник воздушных давлений ПВД-7
Чтобы в полете определить истинную воздушную скорость по узкой стрелке, необходимо в показание узкой стрелки ввести три поправки: температурную, инструментальную и аэродинамическую.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и