logo
Ан-24 А и РЭО

11. Преобразователь по-750

Назначение и устройство. Преобразователь ПО-750 (2-й серии) предназначен для следующих целей:

питания самых необходимых потребителей электроэнергии пе­ременного однофазного тока в случае отказа обоих генераторов ГО-16ПЧ8 в полете;

питания потребителей электроэнергии, работа которых необхо­дима во время запуска двигателей на земле;

использования для питания потребителей электроэнергии пере­менного однофазного тока, суммарная мощность которых не пре­вышает мощности преобразователя, при проверке их работоспособ­ности на земле.

ПО-750 (2-й серии) преобразует постоянный ток бортовой сети в переменный однофазный ток напряжением 115 В, частотой 400 Гц. Основными составными частями преобразователя являют­ся электродвигатель постоянного тока и генератор переменного тока, которые собраны в общем корпусе и на общем валу. Электро­двигатель питается электроэнергией постоянного тока от бортовой сети и приводит в действие генератор, который вырабатывает эле­ктроэнергию переменного тока.

На корпусе преобразователя установлена коробка, в которой размещены пусковые и регулирующие устройства, необходимые для обеспечения его работы.

Преобразователь ПО-750 питается от аварийной шины сети по­стоянного тока.

В преобразователе имеется центробежный выключатель, авто­матически выключающий его, когда обороты электродвигателя-генератора по какой-либо неисправности превысят допустимую вели­чину. Повторный пуск преобразователя, отключенного центробеж­ным выключателем, возможен только после нажатия на кнопку, которая расположена на его корпусе и приводит при этом элемен­ты выключателя в первоначальное положение.

Основные данные

Напряжение питания....................................................................................................27 В

Потребляемый ток................................................................................не более 56 А

Выходное напряжение...............................................................................................115 В

Выходная мощность..............................................................................................750 В-А

Отдаваемый ток.........................................................................................................6,51 А

Частота тока..............................................................................................................400 Гц

Режим работы.......................................................................................продолжительный

Управление работой. Для управления работой преобразователя на самолете имеются:

переключатель на три положения «ПО-750 — Выключено — Аэродромное питание», установленный на электрощитке энергетики и обеспечивающий включение в работу преобразователя, а также подключение к бортовой сети аэродромного источника электро­энергии переменного однофазного тока;

переключатель на два положения «Земля — Воздух», который установлен на панели переменного тока и предназначен для под­ключения преобразователя к основной и аварийной или только к аварийной шине переменного однофазного тока; если преобразо­ватель включен, то при положении этого переключателя «Земля» он подключается к основной и аварийной, а в положении «Воз­дух» — только к аварийной шине питания аппаратуры. Для пере­ключателя «Земля — Воздух» нормальным является положение «Воздух», когда он закрыт защитным колпачком.

При включении преобразователя на основную и аварийную ши­ны суммарная мощность работающих потребителей электроэнер­гии переменного однофазного тока не должна превышать его вы­ходную мощность. В этом случае нельзя включать КВ-радиопередатчик, радиолокационную станцию, обогрев стекол фонаря каби­ны экипажа.

К основной шине питания аппаратуры электроэнергия подводит­ся от преобразователя через предохранитель СП-10, установленный на панели переменного тока за крышкой с надписью «Предохрани­тели». Цепь питания преобразователя защищена предохранителем ИП-75, расположенным в распределительной коробке «РК-аккумуляторов», а цепь управления (пуска) — автоматом защиты АЗС-2 с надписью «Включение ПО-750 и аэродромного питания», кото­рый установлен на щите АЗС. Этот АЗС-2 защищает также цепь контактора подключения к бортовой сети аэродромного источника электроэнергии переменного однофазного тока. _ Необходимо помнить, что преобразователь можно включить в работу только в том случае, когда к бортовой сети переменного однофазного тока не подключен ни один из генераторов ГО-16ПЧ8. Если преобразователь ПО-750 включен и к сети подключается генератор, то в момент нажатия кнопки «Включение ГО-16 на бортсеть» преобразователь автоматически выключается. Это происхо­дит благодаря блокировке электрических систем подключения гене­раторов и преобразователя.

Предполетная проверка и управление в полете. Так как преобра­зователь ПО-750 потребляет от сети постоянного тока сравнитель­но большую мощность, то во избежание разряда бортовых аккуму­ляторных батарей проверять его работоспособность на земле сле­дует только при подключенном к бортовой сети аэродромном источнике электроэнергии или хотя бы одном бортовом генераторе постоянного тока.

Работоспособность преобразователя необходимо проверять сле­дующим образом:

убедиться, что переключатель на панели переменного тока на­ходится в положении «Воздух»;

включить АЗС-2 «Включение ПО-750 и аэродромного питания» на щите АЗС;

для включения преобразователя переключатель на электрощит­ке энергетики установить в положение «ПО-750»;

в качестве нагрузки преобразователя включить самые мощные потребители электроэнергии переменного тока, питающиеся от ава­рийной шины (УКВ-радиостанцию № 1 и систему опознавания);

при помощи галетного переключателя, вольтметра и частотоме­ра убедиться, что напряжение 115 В есть только на аварийной ши­не, его величина равна 115±4 В, а частота — 400±4 Гц;

выключив потребители электроэнергии переменного однофазно­го тока, подсоединенные к основной шине, проверить подключение преобразователя к основной и аварийной шинам питания аппара­туры, для чего переключатель на панели радиста установить в по­ложение «Земля», а затем убедиться в наличии напряжения только на этих двух шинах;

переключатель на панели переменного тока установить в поло­жение «Воздух»;

после подключения к сети генератора ГО-16ПЧ8 проверить ав­томатическое включение преобразователя при отказе обоих генера­торов, для чего выключить возбуждение обоих генераторов ГО-16ПЧ8 и убедиться в наличии напряжения 115 В только на ава­рийной шине;

включить возбуждение генераторов и левый генератор подклю­чить к бортовой сети.

Автоматическое включение преобразователя проверяют только на базовых аэродромах.

В полете переключатель «ПО-750 — Выключено — Аэродромное питание» должен находиться в положении «ПО-750», а переключа­тель «Земля — Воздух» — в положении «Воздух». При этих усло­виях и в случае отказа (отключения от бортовой сети) обоих гене­раторов ГО-16ПЧ8 преобразователь включится автоматически и от него будут питаться только потребители электроэнергии, подсоеди­ненные к аварийной шине. Так как выходная мощность преобразователя несколько меньше, чем суммарная мощность этих потреби­телей, то на время работы УКВ-радиостанции № 1 в режиме пере­дачи рекомендуется выключать радиокомпас № 1, в против­ном случае станция может не обеспечить требуемую дальность связи.

Следует также помнить, что выключатели возбуждения отка­завших генераторов ГО-16ПЧ8 необходимо выключить, потому что при некоторых неисправностях сети и включенных выключателях возбуждения преобразователь ПО-750 может не включиться.

Если при аварийном питании сети от преобразователя требует­ся включить потребитель электроэнергии напряжением 115 В, под­соединенный к основной шине, то нужно убедиться, что выключены все потребители электроэнергии напряжением 115 В основной сети. После этого надо выключить потребители электроэнергии аварий­ной сети, по мощности равноценные тому, который будет вклю­чаться. Затем установить переключатель на панели переменного то­ка в положение «Земля» и включить нужный потребитель электро­энергии.