27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
Назначение и состав. Лопасти и обтекатели втулок воздушных винтов с целью их защиты от обледенения обогреваются переменным однофазным током напряжением 115 В, частотой 400 Гц.
В состав системы входят: панель управления ПУ-24АМ, два сигнализатора обледенения СО-4А, нагревательные элементы лопастей и обтекателей втулок винтов.
Панель управления ПУ-24АМ включает в себя программный механизм, обеспечивающий поочередное включение электропитания нагревательных элементов левого п правого винтов, а также включение обогрева на заданное время при работе системы в автоматическом режиме от сигнализаторов СО-4А.
Благодаря блокировке с пневмоэлектрическими выключателями ВС-1А системы запуска двигателей панель обеспечивает включение обогрева винта только при работающем двигателе. Это необходимо потому, что на неработающем двигателе нагревательные элементы не обдуваются и при включенном обогреве могут выйти из строя.
Панель управления ПУ-24АМ установлена на потолке между шпангоутами № 16 и 17.
Сигнализаторы обледенения СО-4А предназначены для включения обогрева при работе системы в автоматическом режиме, а также обеспечивают световую сигнализацию об обледенении двигателей. Они установлены по одному на лобовых картерах двигателей.
По принципу работы сигнализатор СО-4А представляет собой пневмоэлектрическое реле. В нем разность полного и статического давлений воздушного потока воспринимается упругой мембраной, с которой соединен подвижный электрический контакт. При отсутствии обледенения и наличии разности этих давлений контакты сигнализатора разомкнуты. В случае обледенения отверстия полного давления закрываются льдом, и под
Рис. 24. Установка щитка управления противообледенительными системами на правой напели приборной доски
действием упругих сил мембраны подвижный контакт замыкается с неподвижным. В сигнализаторе имеются проволочные нагревательные элементы, предназначенные для его обогрева при обледенении.
Нагревательные элементы противообледенительной системы винтов помещены па каждой лопасти и в обтекателях втулок винтов.
На правой панели приборной доски установлены следующие элементы управления системой и контроля ее работы (рис. 24):
переключатель «Винт. Основная система — Аварийная система», предназначенный для включения системы в автоматический (основной) пли неавтоматический (аварийный) режим работы (при его среднем положении система выключена);
две лампочки с зелеными светофильтрами «Винт левый», «Винт правый», сигнализирующие о включении нагревательных элементов винтов;
две лампочки с оранжевыми светофильтрами «Обледенение левого двигателя», «Обледенение правого двигателя», которые включаются при включенной системе сигнализаторами СО-4А, когда сигнализаторы покроются льдом, а также на земле при неработающих двигателях;
нажимный переключатель «Контроль — Левая система — Правая система», предназначенный для проверки системы в основном режиме и для контроля исправности лампочек, сигнализирующих об обледенении двигателей.
Питание системы осуществляется от основной шины бортовой сети постоянного тока и от шины обогрева винтов, расположенной в РК переменного тока напряжением 115 В. Электроэнергией постоянного тока питается автоматика, а переменного — нагревательные элементы лопастей и обтекателей втулок винтов, а также лампочки, сигнализирующие о включении этих нагревательных элементов (через гасящие сопротивления).
Цепь питания по постоянному току защищена АЗР-15 и АЗР-6 «Противообледенители винтов и коков», установленными на щите АЗС. Цепи питания нагревательных элементов винтов защищены двумя предохранителями ПВ-80АС, которые расположены в РК переменного тока напряжением 115 В.
Принцип работы. При основном режиме работы системы электропитание нагревательных элементов винтов включается автоматически, когда обледенеет сигнализатор СО-4А хотя бы одного двигателя.
В случае обледенения сигнализатора замыкаются его контакты, через которые включаются соответствующая лампочка «Обледенение двигателя» и панель ПУ-24А. В результате включается обогрев сигнализатора, и программный механизм панели отрабатывает цикл длительностью 144 с, подключая попеременно на 24 с обогревательные элементы левого и правого винтов (соответственно загораются лампочки с зелеными светофильтрами). Вследствие нагрева сигнализатора лед с него сбрасывается, поэтому выключаются обогрев сигнализатора и лампочка «Обледенение двигателя». Если обледенение продолжается, то еще до истечения указанного цикла сигнализатор СО-4А обледенеет повторно и описанный процесс повторится.
Когда включена аварийная система, панель ПУ-24А подключает попеременно на 24 с нагревательные элементы левого и правого винтов независимо от наличия или отсутствия обледенения. Соответственно загораются лампочки «Винт левый» и «Винт правый».
Лампочки, сигнализирующие об обледенении двигателей, включаются так же только при обледенении сигнализаторов СО-4А.
Предполетная проверка и включение. Перед полетом работоспособность системы необходимо проверять в следующем порядке.
При подключенном к бортовой сети аэродромном источнике электроэнергии постоянного тока или генераторе ГС-24А и остановленных двигателях необходимо проверить исправность сигнализаторов СО-4А. Для этого следует включить АЗР «Противообледенители винтов и коков» на щите АЗС и переключатель «Винт» установить на 5—10 с в положение «Основная система». Когда при исправных сигнализаторах загорятся лампочки «Обледенение левого двигателя» и «Обледенение правого двигателя», надо переключатель «Винт» установить в среднее положение.
Противообледенительную систему винтов следует проверять после подключения к бортовой сети генераторов СТГ-18ТМО и ГО-16ПЧ8 и при обоих работающих двигателях. Для проверки необходимо заметить показания амперметра генератора ГО-16ПЧ8, а затем переключатель «Винт» установить на время не более 1 мин в положение «Аварийная система». В течение этого времени должны попеременно на 24 с загораться лампочки «Винт левый», «Винт правый» и показания амперметра генератора ГО-16ПЧ8 должны увеличиться на 60—65 А. По истечении указанного времени переключатель «Винт» надо установить в положение «Основная система» и, когда перестанут загораться лампочки «Винт левый» и «Винт правый», перевести переключатель «Винт» в среднее положение.
Во время проверки обогрева винтов на земле необходимо помнить следующее:
систему разрешается проверять только при обоих работающих двигателях;
во время проверки аварийную систему можно включать на время не более 1 мин, так как при включении на более длительное время вследствие недостаточного обдува винтов их нагревательные элементы могут перегреться и выйти из строя;
работу системы обязательно проверять по току нагрузки генератора ГО-16ПЧ8, так как нагревательные элементы лопастей и обтекателей втулок винта включены параллельно, поэтому при обрыве какого-либо из них система будет потреблять ток меньше указанного; в случае плохой изоляции щеток и колец, через которые ток подводится к нагревательным элементам, потребляемый ток будет больше.
Противообледенительную систему винтов следует включать в основной режим на исполнительном старте и выключать после посадки во время руления. Для ее включения нужно убедиться, что включены АЗР на щите АЗС и переключатель «Винт» установить в положение «Основная система».
Для выключения системы переключатель «Винт» следует установить в среднее положение.
Если была включена аварийная система, то перед выключением обогрева винтов следует на 2—3 мин включить основную систему, чтобы программный механизм панели ПУ-24АМ доработал цикл программы.
Ввиду недостаточной надежности автоматического включения системы от сигнализаторов СО-4А в полете при наличии или вероятности обледенения необходимо включить аварийную систему, установив переключатель «Винт» в положение «Аварийная система». В полете работу системы необходимо контролировать по загоранию лампочек «Винт левый», «Винт правый» и по показаниям амперметра генератора ГО-16ПЧ8.
При отказе системы надо проверить включение АЗР на щите АЗС. В случае отсутствия обогрева одного винта соответствующая лампочка не горит и показания амперметра генератора ГО-16ПЧ8 изменяются на 60—65 А через каждые 24 с.
Для устранения неисправности нужно заменить предохранитель ПВ-80АС в распределительной коробке переменного тока напряжением 115 В.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и