logo
Ан-24 А и РЭО

17. Сигнализатор обледенения рио-2м

Назначение и состав. Радиоизотопный сигнализатор обледене­ния предназначен для получения световой сигнализации об обледе­нении самолета. На самолетах последних выпусков устанавливает­ся сигнализатор РИО-3, который по назначению, принципу его ра­боты и использованию аналогичен сигнализатору РИО-2М.

В комплект сигнализатора входят: датчик, электронный блок, переключатель на три положения «РИО-2М. Сигнализация обле­денения— Отключено — Контроль», лампочка «Обледенение само­лета» с красным светофильтром и лампочка «Контроль РИО» с зеленым светофильтром.

Датчик предназначен для получения электрических сигналов об обледенении самолета; он установлен снаружи самолета на пра­вом борту между шпангоутами № 1 и 2. Электронный блок явля­ется исполнительным устройством; он включает необходимые элек­трические цепи по сигналам датчика; размещен под полом между шпангоутами № 8 и 9.

Переключатель предназначен для включения сигнализатора в работу, а вместе с лампочкой «Контроль РИО» обеспечивает про­верку его работоспособности на земле. Лампочка «Обледенение самолета» служит для сигнализации о включении в работу сигна­лизатора и обледенении датчика.

Переключатель и лампочки расположены на правой панели при­борной доски пилотов.

На амортизационной стойке правого шасси установлен конце­вой выключатель, блокирующий включение сигнализатора в рабо­ту на земле. Это необходимо потому, что при отсутствии обдува и включенном его обогреве, датчик выходит из строя.

Принцип действия сигнализатора состоит в следующем. Основ­ными частями датчика (рис. 17) являются цилиндрический штырь, расположенный снаружи, и счетчик заряженных частиц 4, который размещен в фюзеляже самолета. В штыре имеются радиоактивный источник 1 небольшой мощности и нагревательный элемент 3 про­волочного типа.

Счетчик заряженных частиц по принципу действия представля­ет собой газоразрядный прибор. Когда стенка штыря 2, обращен­ная к окну 5 датчика, и это окно не покрыто льдом, то под дейст­вием излучения радиоактивного источника газ в счетчике ионизи­рован и поэтому счетчик имеет небольшое электрическое сопротивление. Когда стенка штыря или окно покрываются льдом, то он поглощает излучение радиоактивного источника, за счет чего ионизация газа в счетчике уменьшается, а его электрическое со­противление увеличивается. При толщине слоя льда около 1 мм это увеличение сопротивления воспринимается электронным блоком как сигнал

Рис. 17. Радиоизотопный сигнализатор обледенения

обледенения: электронный блок включает лампочку «Обледенение самолета» и нагревательный элемент штыря. Однако вследствие нагрева штыря лед с него сбрасывается и прекращает­ся подача сигнала обледенения на электронный блок, который при этом выключает обогрев штыря и с некоторой задержкой — лам­почку «Обледенение самолета».

В случае продолжающегося обледенения описанный процесс по­вторяется и в результате задержки выключения лампочка «Обле­денение самолета» горит непрерывно.

Так как температура газа в счетчике влияет на его ионизацию, то сигнализатор работает устойчиво только при температурах на­ружного воздуха от —30° до +25°.

Сигнализатор РИО-2М питается от основных шин бортовой се­ти постоянного, а также переменного однофазного тока. Он потреб­ляет постоянный ток около 0,5 А и переменный — не более 2,6 А.

Предполетная проверка и включение. Перед полетом необходи­мо убедиться в чистоте датчика, предварительно сняв чехол с его штыря. Следует помнить, что загрязнение датчика будет экраниро­вать счетчик заряженных частиц, что равносильно наличию льда и вызовет нарушения в работе сигнализатора. После осмотра дат­чика следует включить АЗС-2 «Сигнализация обледенения», кото­рый установлен на щите АЗС и защищает цепь питания сигнализа­тора по постоянному току.

Для проверки работоспособности сигнализатора необходимо пе­реключатель на правой панели приборной доски установить на 2—

3 мин в положение «Контроль», в результате чего кратковременно загораются лампочки «Обледенение самолета» и «Контроль РИО». По истечении указанного времени переключатель установить на 2—4 с в положение «Отключено», а затем: опять в положение «Конт­роль». Должны повторно загореться на 22±7 с лампочка «Обледе­нение самолета» и на 10±4 с — лампочка «Контроль РИО». По­вторное загорание лампочки «Контроль РИО» свидетельствует об исправности цепи обогрева датчика.

После погашения лампочек переключатель следует опять уста­новить в положение «Отключено», а сигнализатор РИО-2М нужно включать в работу на исполнительном старте (переключатель ус­танавливается в положение «Сигнализация обледенения»). При этом необходимо иметь в виду, что сигнализатор работает устойчи­во через 15 мин после его включения.

При отказе сигнализатора в полете следует проверить, вклю­чен ли АЗС-2 «Сигнализация обледенения» на щите АЗС и заме­нить предохранитель СП-5, который установлен на панели пере­менного тока и защищает цепь питания сигнализатора.

Сигнализатор РИО-2М выключают после посадки самолета (на рулении), устанавливая переключатель «РИО-2М» в положение «Отключено».