17. Сигнализатор обледенения рио-2м
Назначение и состав. Радиоизотопный сигнализатор обледенения предназначен для получения световой сигнализации об обледенении самолета. На самолетах последних выпусков устанавливается сигнализатор РИО-3, который по назначению, принципу его работы и использованию аналогичен сигнализатору РИО-2М.
В комплект сигнализатора входят: датчик, электронный блок, переключатель на три положения «РИО-2М. Сигнализация обледенения— Отключено — Контроль», лампочка «Обледенение самолета» с красным светофильтром и лампочка «Контроль РИО» с зеленым светофильтром.
Датчик предназначен для получения электрических сигналов об обледенении самолета; он установлен снаружи самолета на правом борту между шпангоутами № 1 и 2. Электронный блок является исполнительным устройством; он включает необходимые электрические цепи по сигналам датчика; размещен под полом между шпангоутами № 8 и 9.
Переключатель предназначен для включения сигнализатора в работу, а вместе с лампочкой «Контроль РИО» обеспечивает проверку его работоспособности на земле. Лампочка «Обледенение самолета» служит для сигнализации о включении в работу сигнализатора и обледенении датчика.
Переключатель и лампочки расположены на правой панели приборной доски пилотов.
На амортизационной стойке правого шасси установлен концевой выключатель, блокирующий включение сигнализатора в работу на земле. Это необходимо потому, что при отсутствии обдува и включенном его обогреве, датчик выходит из строя.
Принцип действия сигнализатора состоит в следующем. Основными частями датчика (рис. 17) являются цилиндрический штырь, расположенный снаружи, и счетчик заряженных частиц 4, который размещен в фюзеляже самолета. В штыре имеются радиоактивный источник 1 небольшой мощности и нагревательный элемент 3 проволочного типа.
Счетчик заряженных частиц по принципу действия представляет собой газоразрядный прибор. Когда стенка штыря 2, обращенная к окну 5 датчика, и это окно не покрыто льдом, то под действием излучения радиоактивного источника газ в счетчике ионизирован и поэтому счетчик имеет небольшое электрическое сопротивление. Когда стенка штыря или окно покрываются льдом, то он поглощает излучение радиоактивного источника, за счет чего ионизация газа в счетчике уменьшается, а его электрическое сопротивление увеличивается. При толщине слоя льда около 1 мм это увеличение сопротивления воспринимается электронным блоком как сигнал
Рис. 17. Радиоизотопный сигнализатор обледенения
обледенения: электронный блок включает лампочку «Обледенение самолета» и нагревательный элемент штыря. Однако вследствие нагрева штыря лед с него сбрасывается и прекращается подача сигнала обледенения на электронный блок, который при этом выключает обогрев штыря и с некоторой задержкой — лампочку «Обледенение самолета».
В случае продолжающегося обледенения описанный процесс повторяется и в результате задержки выключения лампочка «Обледенение самолета» горит непрерывно.
Так как температура газа в счетчике влияет на его ионизацию, то сигнализатор работает устойчиво только при температурах наружного воздуха от —30° до +25°.
Сигнализатор РИО-2М питается от основных шин бортовой сети постоянного, а также переменного однофазного тока. Он потребляет постоянный ток около 0,5 А и переменный — не более 2,6 А.
Предполетная проверка и включение. Перед полетом необходимо убедиться в чистоте датчика, предварительно сняв чехол с его штыря. Следует помнить, что загрязнение датчика будет экранировать счетчик заряженных частиц, что равносильно наличию льда и вызовет нарушения в работе сигнализатора. После осмотра датчика следует включить АЗС-2 «Сигнализация обледенения», который установлен на щите АЗС и защищает цепь питания сигнализатора по постоянному току.
Для проверки работоспособности сигнализатора необходимо переключатель на правой панели приборной доски установить на 2—
3 мин в положение «Контроль», в результате чего кратковременно загораются лампочки «Обледенение самолета» и «Контроль РИО». По истечении указанного времени переключатель установить на 2—4 с в положение «Отключено», а затем: опять в положение «Контроль». Должны повторно загореться на 22±7 с лампочка «Обледенение самолета» и на 10±4 с — лампочка «Контроль РИО». Повторное загорание лампочки «Контроль РИО» свидетельствует об исправности цепи обогрева датчика.
После погашения лампочек переключатель следует опять установить в положение «Отключено», а сигнализатор РИО-2М нужно включать в работу на исполнительном старте (переключатель устанавливается в положение «Сигнализация обледенения»). При этом необходимо иметь в виду, что сигнализатор работает устойчиво через 15 мин после его включения.
При отказе сигнализатора в полете следует проверить, включен ли АЗС-2 «Сигнализация обледенения» на щите АЗС и заменить предохранитель СП-5, который установлен на панели переменного тока и защищает цепь питания сигнализатора.
Сигнализатор РИО-2М выключают после посадки самолета (на рулении), устанавливая переключатель «РИО-2М» в положение «Отключено».
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и