28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
Назначение и состав. Лопатки входных направляющих аппаратов (ВНА) и воздухозаборники двигателей, крыло и оперение для защиты от обледенения обогреваются горячим воздухом, отбираемым от 10-й ступени компрессора каждого двигателя. Турбогенератор ТГ-16 обогревается воздухом, который подается от 10-й ступени компрессора правого двигателя.
Открытие и закрытие заслонок отбора воздуха осуществляется электромеханизмами МП-5, установленными на двигателях. При крайних положениях заслонки цепь питания электромеханизма разрывается концевыми выключателями, которые имеются в механизме. Время, в течение которого заслонка переводится из одного крайнего положения в другое, составляет не более 27 с.
Управление электромеханизмами системы обогрева ВНА и воздухозаборников двигателей производится с помощью двух переключателей «Обогрев ВНА левого, правого», расположенных на правой панели приборной доски. Каждый переключатель имеет три положения: «Открыто — Отключено — Закрыто». Здесь же размещены две лампочки с зелеными светофильтрами «ВНА левого двигателя» и «ВНА правого двигателя», которые включаются сигнализаторами давления при подаче воздуха в систему обогрева ВНА. Сигнализаторы давления по принципу действия представляют собой пневмоэлектрические реле и установлены по одному на каждом двигателе.
Для управления электромеханизмами системы обогрева крыла и оперения на правой панели приборной доски имеется переключатель на два положения «Крыло и оперение—Выключено». Там же расположены две лампочки с зелеными светофильтрами «Крыло и оперение», сигнализирующие об открытом положении заслонок отбора воздуха. Лампочки включаются концевыми выключателями при полностью открытых заслонках.
Управление электромеханизмом системы обогрева турбогенератора ТГ-16 осуществляется с горизонтальной панели правого пульта, где установлены переключатель «Обогрев турбогенератора—Выключено» и лампочка «Обогрев турбогенератора» с зеленым светофильтром. Лампочка включается концевым выключателем при открытом положении заслонки отбора воздуха.
Электромеханизмы МП-5 и лампочки сигнализации положения заслонок питаются от основных шин бортовой сети постоянного тока. Цепи питания электромеханизмов систем обогрева ВНА, крыла и оперения защищены соответственно двумя АЗС-2 «ВНА двигателей. Левого, Правого» и АЗР-6 «Крыло и оперение», расположенными на щите АЗС. Цепи управления обогревом газотурбинной установки защищены предохранителем СП-1, установленным в РК гондолы, и АЗС-2, который расположен на щите АЗС.
Предполетная проверка и включение. Перед проверкой и включением систем необходимо включить соответствующие автоматы
защиты на щите АЗС. Управление обогревом ВНА и воздухозаборников двигателей, а также крыла и хвостового оперения проверяется при работающих двигателях.
Для проверки системы обогрева ВНА и воздухозаборников двигателей необходимо:
установить переключатели «Обогрев ВНА» в положение «Открыто», в результате чего должны загореться лампочки «ВНА левого двигателя» и «ВНА правого двигателя»;
установить переключатели «Обогрев ВНА» в положение «Закрыто» — сигнальные лампочки должны погаснуть;
через 1—2 мин после погасания сигнальных лампочек установить переключатели «Обогрев ВНА» в положение «Отключено».
На самолетах последних выпусков переключатели управления обогревом ВНА и воздухозаборников двигателей имеют два положения («Открыто» и «Закрыто») и при включенном или выключенном обогреве должны находиться в соответствующем положении.
Система обогрева крыла и оперения проверяется при работе двигателей на режиме 22±2° по УПРТ. Для проверки необходимо:
на время не более 1 —1,5 мин установить переключатель «Крыло и оперение — Выключено» в положение «Крыло и оперение» и убедиться, что загорелись обе сигнальные лампочки «Крыло и оперение»;
установить указанный переключатель в положение «Выключено», после чего обе лампочки «Крыло и оперение» должны погаснуть.
Во время проверки на земле вследствие отсутствия обдува включать обогрев крыла и оперения на время более 1—1,5 мин запрещается.
Систему управления обогревом турбогенератора ТГ-16 можно проверить при неработающих двигателях. Для проверки переключатель «Обогрев турбогенератора — Выключено» следует установить в положение «Обогрев турбогенератора» и после загорания сигнальной лампочки перевести этот переключатель в положение «Выключено» (сигнальная лампочка должна погаснуть).
Когда взлет производится при температуре наружного воздуха на земле 5° и ниже и при наличии облачности, тумана, снегопада, дождя, мороси обогрев ВНА и воздухозаборников необходимо включать после запуска двигателей и выхода их на режим малого газа. С целью включения обогрева переключатели «Обогрев ВНА» необходимо установить в положение «Открыто». Когда обогрев включен, должны гореть лампочки «ВНА левого двигателя» и «ВНА правого двигателя».
Если в полете противообледенители не были своевременно включены и обледенел двигатель, то включать обогрев ВНА и воздухозаборников запрещается, так как его включение в этом случае может вызвать отказ двигателя.
В указанных выше метеорологических условиях обогрев ВНА и воздухозаборников двигателей выключают перед остановом двигателей. Для выключения обогрева нужно переключатели «Обогрев ВНА» установить в положение «Закрыто» и через 1—2 мин после погасания лампочек «ВНА левого двигателя», «ВНА правого двигателя» перевести переключатели в положение «Отключено».
При наличии вероятности обледенения противообледенительную систему крыла и оперения включают после взлета и перевода двигателей на номинальный режим работы. Для включения системы переключатель «Крыло и оперение — Выключено» нужно установить в положение «Крыло и оперение» и убедиться, что загорелись две сигнальные лампочки «Крыло и оперение». В условиях обледенения большой интенсивности обогрев крыла и оперения рекомендуется включать периодически на 3—4 мин через каждые 8—10 мин полета и выключать систему после пролета высоты принятия решения.
При интенсивном обледенении обогрев крыла и оперения вклкь чают импульсами с той целью, чтобы образовавшийся на передней кромке крыла лед подтаивал и сбрасывался. Если обогрев будет включен непрерывно, то образующаяся в результате таяния льда вода будет стекать на необогреваемую часть крыла, что приведет к обледенению этой его части.
Для выключения противообледенительной системы крыла и оперения нужно переключатель «Крыло и оперение — Выключено» установить в положение «Выключено» и убедиться, что погасли обе сигнальные лампочки «Крыло и оперение».
Обогрев турбогенератора ТГ-16 включают после взлета и перевода двигателей на номинальный режим работы, а выключают перед посадкой на высоте 200—100 м.
Для включения обогрева установки следует переключатель «Обогрев турбогенератора — Выключено» установить в положение «Обогрев турбогенератора», а для выключения — в положение «Выключено». При включенном обогреве должна гореть лампочка, сигнализирующая о его включении.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и