16. Электрооборудование топливной системы
Назначение и состав. Топливная система предназначена для питания двигателей и газотурбинной установки топливом на всех режимах их работы. Левый двигатель питается топливом из баков левой половины крыла, правый двигатель и двигатель газотурбинной установки — из баков правого полукрыла. При необходимости включают кольцевание системы и оба двигателя могут питаться из баков одного полукрыла.
Топливные емкости каждой половины крыла образуют две аналогичные по устройству и расположению системы, в состав каждой из которых входят баки первой и второй расходных групп. К первой группе относится бак-отсек (кессон), расположенный в средней части крыла, ко второй группе — два мягких центральных бака.
Электрооборудование топливной системы обеспечивает: выработку топлива из баков с автоматическим или ручным управлением; управление централизованной заправкой баков топливом; сигнализацию давления топлива при выработке и заправке; управление перекрывными (пожарными) кранами и краном кольцевания; сигнализацию о засорении топливных фильтров.
Электрооборудование топливной системы работает совместно с системой программного управления и измерения топлива СПУТ1-5А, относящейся к приборному оборудованию самолета. В состав электрооборудования топливной системы входят:
подкачивающие насосы ЭЦН-14 первых расходных групп с электродвигателями;
подкачивающие насосы агрегаты 463 вторых расходных групп с электродвигателями;
перекрывные (пожарные) краны двигателей и газотурбинной установки;
кран кольцевания топливной системы;
краны системы централизованной заправки;
сигнализаторы давления топлива за подкачивающими насосами, перед двигателями, сигнализаторы засорения фильтров и сигнализатор критического давления топлива при заправке;
Рис. 16. Щиток централизованной заправки топлива
топливный щиток с органами управления и лампочками сигнализации (рис. 15);
щиток централизованной заправки (рис. 16).
Указанные агрегаты расположены:
подкачивающие насосы ЭЦН-14 — по одному в баках-кессонах, насосы 463 — по два у каждой второй группы баков;
перекрывные краны — по одному на двигателях и в отсеке газотурбинной установки;
кран кольцевания — на переднем лонжероне центроплана, у нервюры № 1;
четыре крапа централизованной заправки — на топливных баках;
сигнализаторы давления — по одному за каждым подкачивающим насосом, а на каждом двигателе установлен сигнализатор давления и сигнализатор засорения фильтра тонкой очистки топлива;
сигнализатор критического давления при заправке вместе со щитком централизованной заправки — в отсеке шасси гондолы левого двигателя, а на самолетах первых выпусков — правого;
топливный щиток — на средней панели приборной доски; на этом щитке имеются органы управления подкачивающими насосами, пожарными кранами и краном кольцевания, а также сигнальные лампочки;
переключатель управления перекрывным (пожарным) краном газотурбинной установки и лампочка, сигнализирующая о положении этого крана, — на вертикальной панели левого пульта.
Система питается от бортовой сети постоянного тока. Цепи питания электродвигателей топливных насосов защищены предохранителями ИП-15, ИП-20, расположенными в РК топливных насосов. К шине этой распределительной коробки электроэнергия подводится от шины левого ЦРУ. Если шина левого ЦРУ по какой-либо неисправности будет обесточена, то шина РК топливных насосов автоматически подключится к шине правого ЦРУ. В левом и правом ЦРУ установлено по одному предохранителю ИП-75, каждый из которых в соответствующем случае защищает цепь питания шины РК топливных насосов. Цепи управления насосами, кранами и сигнализации защищены АЗС и АЗР, расположенными на щите АЗС.
Принцип работы и управление системой выработки топлива. Электродвигатели подкачивающих насосов включаются с топливного щитка. Лампочки, сигнализирующие о работе топливных насосов и наличии давления топлива перед двигателями, включаются сигнализаторами давления. Включение лампочек сигнализации положения кранов обеспечивается концевыми выключателями. Лампочка «Отказ топливного фильтра» включается сигнализатором, срабатывающим при засорении фильтра тонкой очистки топлива за счет увеличения разности давления топлива перед фильтром и за ним.
Выработка топлива может осуществляться при автоматическом или ручном управлении. Основным является автоматический режим, при отказе которого систему переключают на ручное управление. Перед включением системы необходимо включить автоматы защиты «Топливная система» на щите АЗС и открыть перекрывные краны.
Для включения автоматического режима выработки топлива следует включить выключатель «Автоматический расход топлива» на средней панели приборной доски, включить с топливного щитка насосы вторых (дежурных) групп баков, а также насосы первых групп баков в режим «Автоматический» (должны гореть соответствующие сигнальные лампочки).
Выработка топлива после включения системы будет происходить из первых групп баков. Это достигается установленным режимом работы насосов первых и вторых групп баков, а также наличием обратных клапанов давления в топливной системе.
Топливные насосы вторых групп баков работают в дежурном режиме. От них топливо поступит к двигателям только тогда, когда оно не будет поступать от насосов первых групп баков (при отказе этих насосов, эволюциях самолета, выработке топлива из баков первых групп).
Когда закрыт кран кольцевания, топливо из баков левого и правого полукрыльев вырабатывается автономно.
После выработки топлива из первой группы оно будет вырабатываться из второй группы баков, а насосы первых групп некоторое время работают на холостом ходу.
В топливных баках вторых групп имеются верхние сигнализаторы расхода топлива поплавкового типа. При выработке топлива в баках обеих вторых групп до уровня срабатывания этих сигнализаторов (560 л) автоматически выключаются подкачивающие насосы первых групп баков.
Равномерность выработки топлива из баков обеих полукрыльев контролируют с помощью топливомера. При неравномерной выработке открывают кран кольцевания и выключают подкачивающие насосы групп баков с меньшим количеством топлива. После выравнивания количества топлива в полукрыльях включают все подкачивающие насосы и закрывают кран кольцевания.
Ручное управление выработкой топлива из бака-кессона включают в случае отказа насоса этого бака в режиме «Автоматический», т. е. при погасании сигнальной лампочки насоса на топливном щитке и наличии топлива в баке-кессоне (последнее определяется с помощью измерительной части системы). Для включения насоса соответствующий переключатель устанавливают в положение «Ручное». Если насос включится, то после выработки топлива из бака-кессона его нужно выключить вручную.
Электродвигатель насоса ЭЦН-14 охлаждается топливом, поэтому работа насоса на холостом ходу допускается в течение не более 30 мин. Если насос автоматически и вручную не включается, а в баке-кессоне имеется топливо, то выключают все подкачивающие насосы данного полукрыла и производят выработку топлива из бака-кессона самотеком (при этом высота полета не должна быть более 6000 м). После выработки топлива из бака-кессона включают насосы дежурной группы баков.
Централизованная заправка самолета топливом
Система централизованной заправки предназначена для заправки самолета топливом снизу под давлением. На щитке централизованной заправки (см. рис. 16) расположены органы управления и сигнальные лампочки, назначение которых указано имеющимися возле них надписями. Система централизованной заправки питается электроэнергией постоянного и переменного однофазного токов бортовой сети.
Производить заправку самолета топливом через систему централизованной заправки разрешается только при наличии аэродромного источника электроэнергии постоянного тока.
На самолете предусмотрена возможность централизованной заправки самолета топливом при питании системы непосредственно от аэродромных источников электроэнергии постоянного и переменного токов, подсоединенных к соответствующим бортовым розеткам, и без включения каких-либо потребителей электроэнергии в кабине экипажа. Однако для повышения надежности работы системы рекомендуется перед заправкой подключать аэродромные источники электроэнергии к бортовой сети самолета.
Перед заправкой самолета топливом нужно произвести следующую подготовку:
подсоединить аэродромный источник электроэнергии к бортовой розетке «АР-1»;
убедиться, что все автоматы защиты и выключатели потребителей электроэнергии в кабине экипажа выключены;
включить АЗС-2 «Включение ПО-750 и аэродромного питания» и АЗС-5 «БУ-10»;
установить выключатель «Автоматический расход топлива — выключено» на средней панели приборной доски в положение «Автоматический расход топлива»;
при помощи переключателя и вольтметра сети постоянного тока убедиться, что напряжение аэродромного источника электроэнергии находится в пределах 28,5—29 В, после чего подключить этот источник к бортовой сети;
если имеется аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока, проверить его напряжение, которое должна быть равным 115±3,5 В, после чего подключить источник к бортовой сети; при отсутствии этого источника включить преобразователь ПО-750 2-й серии, убедиться, что его напряжение равно 115±3,5 В и подключить его к основной шине сети напряжением 115 В, установив переключатель «ПО-750» на панели переменного тока в положение «Земля».
Для заправки самолета топливом необходимо:
открыть створку шасси, где расположены заправочный штуцер и щиток централизованной заправки, и включить освещение этого отсека шасси;
на щитке централизованной заправки включить АЗР-6 «Краны заправки» и выключатель «Питание системы заправки», в результате чего должна загореться лампочка «Включено 115 В» с желтым светофильтром, сигнализирующая о наличии напряжения питания блока автоматики системы; после этого включить АЗС-2 «Сигнализация давления»;
убедиться, что горят лампочки «Лампа горит — кран закрыт» с синими светофильтрами, сигнализирующие о закрытом положении кранов заправки;
проверить работу электромеханизмов управления кранами, для чего нажать переключатели «Управление кранами заправки» на 13—15 с в положение «Открыты» и убедиться, что лампочки с синими светофильтрами погасли, а затем нажать переключатели на 13—15 с в положение «Закрыты», в результате чего должны загореться лампочки с синими светофильтрами (краны закрыты);
открыть краны заправляемых групп баков, удерживая переключатели кранов 13—15 с в положении «Открыты», и убедиться, что погасли соответствующие лампочки;
проверить чистоту бортового штуцера и наконечника для заправки топлива под давлением;
соединить наконечник с бортовой заправочной горловиной и вставить штырь металлизации в гнездо на горловине, после чего произвести заправку баков от топливозаправщика.
Во время заправки должна гореть лампочка «Включено 115 В», сигнализирующая о наличии переменного и постоянного напряжений питания системы. При погасании лампочки необходимо немедленно прекратить заправку и закрыть краны нажатием переключателей «Управление кранами заправки» на 13—15 с в положение «Закрыты».
Следует иметь в виду, что при отсутствии электропитания по переменному току и заполнении баков топливом краны автоматически не закроются. Если в таком случае заправка не будет прекращена, то при случайном отказе поплавкового клапана это может привести к разрушению бака и силового набора крыла топливом, подаваемым под давлением. Если в процессе заправки загорится сигнальная лампочка «Критическое давление» с красным светофильтром, необходимо уменьшить давление топлива, поступающего от топливозаправщика.
Когда заправка баков производится не полностью, нужно закрыть краны вручную, нажав переключатели «Управление кранами заправки» на 13—15 с в положение «Закрыты» и убедившись, что загорелись соответствующие лампочки. Если же заправка баков производится полностью, то при заполнении групп баков топливом по сигналам от датчиков топливомера включаются лампочки «Лампа горит — бак заполнен» с желтыми светофильтрами, автоматически закрываются краны заправки и загораются лампочки «Лампа горит — кран закрыт».
Лампочки, сигнализирующие о закрытии кранов, должны загореться через 13—15 с (время, в течение которого электромеханизм закрывает кран) после включения сигнализации о заполнении баков. Если по истечении указанного времени лампочки «Лампа горит — кран закрыт» не загорятся, следует немедленно закрыть краны, нажав переключатели «Управление кранами заправки» в положение «Закрыты», и удерживать их так 13—15 с (до загорания лампочек «Лампа горит — кран закрыт»). Одновременно нужно прекратить подачу топлива от топливозаправщика, а затем устранить неисправность.
После окончания заправки самолета топливом необходимо: выключить все выключатели на щитке заправки и освещение отсека шасси;
выключить преобразователь ПО-750 2-й серии, автоматы защиты на щите АЗС и выключатель «Автоматический расход топлива», а переключатель «ПО-750» на панели переменного тока установить в положение «Воздух»;
отключить аэродромный источник электроэнергии от бортовой сети и отсоединить его от бортовой розетки;
откачать топливо из трубопроводов заправки самолета обратно в топливозаправщик и после этого отсоединить наконечник от бортового штуцера заправки; закрыть створки шасси.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и