logo
Ан-24 А и РЭО

16. Электрооборудование топливной системы

Назначение и состав. Топливная система предназначена для пи­тания двигателей и газотурбинной установки топливом на всех ре­жимах их работы. Левый двигатель питается топливом из баков ле­вой половины крыла, правый двигатель и двигатель газотурбинной установки — из баков правого полукрыла. При необходимости включают кольцевание системы и оба двигателя могут питаться из баков одного полукрыла.

Топливные емкости каждой половины крыла образуют две ана­логичные по устройству и расположению системы, в состав каждой из которых входят баки первой и второй расходных групп. К пер­вой группе относится бак-отсек (кессон), расположенный в средней части крыла, ко второй группе — два мягких центральных бака.

Электрооборудование топливной системы обеспечивает: выра­ботку топлива из баков с автоматическим или ручным управлени­ем; управление централизованной заправкой баков топливом; сиг­нализацию давления топлива при выработке и заправке; управле­ние перекрывными (пожарными) кранами и краном кольцевания; сигнализацию о засорении топливных фильтров.

Электрооборудование топливной системы работает совместно с системой программного управления и измерения топлива СПУТ1-5А, относящейся к приборному оборудованию самолета. В состав электрооборудования топливной системы входят:

подкачивающие насосы ЭЦН-14 первых расходных групп с элек­тродвигателями;

подкачивающие насосы агрегаты 463 вторых расходных групп с электродвигателями;

перекрывные (пожарные) краны двигателей и газотурбинной установки;

кран кольцевания топливной системы;

краны системы централизованной заправки;

сигнализаторы давления топлива за подкачивающими насоса­ми, перед двигателями, сигнализаторы засорения фильтров и сиг­нализатор критического давления топлива при заправке;

Рис. 16. Щиток централизованной заправки топлива

топливный щиток с органами управления и лампочками сигна­лизации (рис. 15);

щиток централизованной заправки (рис. 16).

Указанные агрегаты расположены:

подкачивающие насосы ЭЦН-14 — по одному в баках-кессонах, насосы 463 — по два у каждой второй группы баков;

перекрывные краны — по одному на двигателях и в отсеке газо­турбинной установки;

кран кольцевания — на переднем лонжероне центроплана, у нер­вюры № 1;

четыре крапа централизованной заправки — на топливных баках;

сигнализаторы давления — по одному за каждым подкачиваю­щим насосом, а на каждом двигателе установлен сигнализатор дав­ления и сигнализатор засорения фильтра тонкой очистки топлива;

сигнализатор критического давления при заправке вместе со щитком централизованной заправки — в отсеке шасси гондолы ле­вого двигателя, а на самолетах первых выпусков — правого;

топливный щиток — на средней панели приборной доски; на этом щитке имеются органы управления подкачивающими насоса­ми, пожарными кранами и краном кольцевания, а также сигналь­ные лампочки;

переключатель управления перекрывным (пожарным) краном газотурбинной установки и лампочка, сигнализирующая о положе­нии этого крана, — на вертикальной панели левого пульта.

Система питается от бортовой сети постоянного тока. Цепи питания электродвигателей топливных насосов защищены предо­хранителями ИП-15, ИП-20, расположенными в РК топливных насо­сов. К шине этой распределительной коробки электроэнергия под­водится от шины левого ЦРУ. Если шина левого ЦРУ по какой-ли­бо неисправности будет обесточена, то шина РК топливных насосов автоматически подключится к шине правого ЦРУ. В левом и пра­вом ЦРУ установлено по одному предохранителю ИП-75, каждый из которых в соответствующем случае защищает цепь питания ши­ны РК топливных насосов. Цепи управления насосами, кранами и сигнализации защищены АЗС и АЗР, расположенными на щите АЗС.

Принцип работы и управление системой выработки топлива. Электродвигатели подкачивающих насосов включаются с топлив­ного щитка. Лампочки, сигнализирующие о работе топливных на­сосов и наличии давления топлива перед двигателями, включаются сигнализаторами давления. Включение лампочек сигнализации по­ложения кранов обеспечивается концевыми выключателями. Лам­почка «Отказ топливного фильтра» включается сигнализатором, срабатывающим при засорении фильтра тонкой очистки топлива за счет увеличения разности давления топлива перед фильтром и за ним.

Выработка топлива может осуществляться при автоматическом или ручном управлении. Основным является автоматический ре­жим, при отказе которого систему переключают на ручное управ­ление. Перед включением системы необходимо включить автоматы защиты «Топливная система» на щите АЗС и открыть перекрывные краны.

Для включения автоматического режима выработки топлива следует включить выключатель «Автоматический расход топлива» на средней панели приборной доски, включить с топливного щитка насосы вторых (дежурных) групп баков, а также насосы первых групп баков в режим «Автоматический» (должны гореть соответст­вующие сигнальные лампочки).

Выработка топлива после включения системы будет происхо­дить из первых групп баков. Это достигается установленным ре­жимом работы насосов первых и вторых групп баков, а также на­личием обратных клапанов давления в топливной системе.

Топливные насосы вторых групп баков работают в дежурном режиме. От них топливо поступит к двигателям только тогда, ког­да оно не будет поступать от насосов первых групп баков (при от­казе этих насосов, эволюциях самолета, выработке топлива из ба­ков первых групп).

Когда закрыт кран кольцевания, топливо из баков левого и пра­вого полукрыльев вырабатывается автономно.

После выработки топлива из первой группы оно будет выраба­тываться из второй группы баков, а насосы первых групп некото­рое время работают на холостом ходу.

В топливных баках вторых групп имеются верхние сигнализа­торы расхода топлива поплавкового типа. При выработке топлива в баках обеих вторых групп до уровня срабатывания этих сигна­лизаторов (560 л) автоматически выключаются подкачивающие насосы первых групп баков.

Равномерность выработки топлива из баков обеих полукрыльев контролируют с помощью топливомера. При неравномерной выра­ботке открывают кран кольцевания и выключают подкачивающие насосы групп баков с меньшим количеством топлива. После вы­равнивания количества топлива в полукрыльях включают все под­качивающие насосы и закрывают кран кольцевания.

Ручное управление выработкой топлива из бака-кессона вклю­чают в случае отказа насоса этого бака в режиме «Автоматиче­ский», т. е. при погасании сигнальной лампочки насоса на топлив­ном щитке и наличии топлива в баке-кессоне (последнее определя­ется с помощью измерительной части системы). Для включения насоса соответствующий переключатель устанавливают в положе­ние «Ручное». Если насос включится, то после выработки топлива из бака-кессона его нужно выключить вручную.

Электродвигатель насоса ЭЦН-14 охлаждается топливом, поэто­му работа насоса на холостом ходу допускается в течение не более 30 мин. Если насос автоматически и вручную не включается, а в ба­ке-кессоне имеется топливо, то выключают все подкачивающие на­сосы данного полукрыла и производят выработку топлива из бака-кессона самотеком (при этом высота полета не должна быть более 6000 м). После выработки топлива из бака-кессона включают насо­сы дежурной группы баков.

Централизованная заправка самолета топливом

Система централизованной заправки предназначена для заправ­ки самолета топливом снизу под давлением. На щитке централизо­ванной заправки (см. рис. 16) расположены органы управления и сигнальные лампочки, назначение которых указано имеющимися возле них надписями. Система централизованной заправки питает­ся электроэнергией постоянного и переменного однофазного токов бортовой сети.

Производить заправку самолета топливом через систему цент­рализованной заправки разрешается только при наличии аэродром­ного источника электроэнергии постоянного тока.

На самолете предусмотрена возможность централизованной за­правки самолета топливом при питании системы непосредственно от аэродромных источников электроэнергии постоянного и перемен­ного токов, подсоединенных к соответствующим бортовым розет­кам, и без включения каких-либо потребителей электроэнергии в кабине экипажа. Однако для повышения надежности работы системы рекомендуется перед заправкой подключать аэродромные ис­точники электроэнергии к бортовой сети самолета.

Перед заправкой самолета топливом нужно произвести сле­дующую подготовку:

подсоединить аэродромный источник электроэнергии к борто­вой розетке «АР-1»;

убедиться, что все автоматы защиты и выключатели потребите­лей электроэнергии в кабине экипажа выключены;

включить АЗС-2 «Включение ПО-750 и аэродромного питания» и АЗС-5 «БУ-10»;

установить выключатель «Автоматический расход топлива — вы­ключено» на средней панели приборной доски в положение «Авто­матический расход топлива»;

при помощи переключателя и вольтметра сети постоянного тока убедиться, что напряжение аэродромного источника электроэнер­гии находится в пределах 28,5—29 В, после чего подключить этот источник к бортовой сети;

если имеется аэродромный источник электроэнергии переменно­го однофазного тока, проверить его напряжение, которое должна быть равным 115±3,5 В, после чего подключить источник к борто­вой сети; при отсутствии этого источника включить преобразова­тель ПО-750 2-й серии, убедиться, что его напряжение равно 115±3,5 В и подключить его к основной шине сети напряжением 115 В, установив переключатель «ПО-750» на панели переменного тока в положение «Земля».

Для заправки самолета топливом необходимо:

открыть створку шасси, где расположены заправочный штуцер и щиток централизованной заправки, и включить освещение этого отсека шасси;

на щитке централизованной заправки включить АЗР-6 «Краны заправки» и выключатель «Питание системы заправки», в резуль­тате чего должна загореться лампочка «Включено 115 В» с желтым светофильтром, сигнализирующая о наличии напряжения питания блока автоматики системы; после этого включить АЗС-2 «Сигнали­зация давления»;

убедиться, что горят лампочки «Лампа горит — кран закрыт» с синими светофильтрами, сигнализирующие о закрытом положе­нии кранов заправки;

проверить работу электромеханизмов управления кранами, для чего нажать переключатели «Управление кранами заправки» на 13—15 с в положение «Открыты» и убедиться, что лампочки с си­ними светофильтрами погасли, а затем нажать переключатели на 13—15 с в положение «Закрыты», в результате чего должны заго­реться лампочки с синими светофильтрами (краны закрыты);

открыть краны заправляемых групп баков, удерживая переклю­чатели кранов 13—15 с в положении «Открыты», и убедиться, что погасли соответствующие лампочки;

проверить чистоту бортового штуцера и наконечника для за­правки топлива под давлением;

соединить наконечник с бортовой заправочной горловиной и вставить штырь металлизации в гнездо на горловине, после чего произвести заправку баков от топливозаправщика.

Во время заправки должна гореть лампочка «Включено 115 В», сигнализирующая о наличии переменного и постоянного напряже­ний питания системы. При погасании лампочки необходимо немед­ленно прекратить заправку и закрыть краны нажатием переключа­телей «Управление кранами заправки» на 13—15 с в положение «Закрыты».

Следует иметь в виду, что при отсутствии электропитания по переменному току и заполнении баков топливом краны автомати­чески не закроются. Если в таком случае заправка не будет пре­кращена, то при случайном отказе поплавкового клапана это мо­жет привести к разрушению бака и силового набора крыла топли­вом, подаваемым под давлением. Если в процессе заправки загорится сигнальная лампочка «Критическое давление» с крас­ным светофильтром, необходимо уменьшить давление топлива, по­ступающего от топливозаправщика.

Когда заправка баков производится не полностью, нужно за­крыть краны вручную, нажав переключатели «Управление крана­ми заправки» на 13—15 с в положение «Закрыты» и убедившись, что загорелись соответствующие лампочки. Если же заправка баков производится полностью, то при заполнении групп баков топливом по сигналам от датчиков топливомера включаются лампочки «Лам­па горит — бак заполнен» с желтыми светофильтрами, автоматиче­ски закрываются краны заправки и загораются лампочки «Лампа горит — кран закрыт».

Лампочки, сигнализирующие о закрытии кранов, должны заго­реться через 13—15 с (время, в течение которого электромеханизм закрывает кран) после включения сигнализации о заполнении ба­ков. Если по истечении указанного времени лампочки «Лампа го­рит — кран закрыт» не загорятся, следует немедленно закрыть краны, нажав переключатели «Управление кранами заправки» в положение «Закрыты», и удерживать их так 13—15 с (до загорания лампочек «Лампа горит — кран закрыт»). Одновременно нужно прекратить подачу топлива от топливозаправщика, а затем устра­нить неисправность.

После окончания заправки самолета топливом необходимо: выключить все выключатели на щитке заправки и освещение отсека шасси;

выключить преобразователь ПО-750 2-й серии, автоматы защи­ты на щите АЗС и выключатель «Автоматический расход топлива», а переключатель «ПО-750» на панели переменного тока установить в положение «Воздух»;

отключить аэродромный источник электроэнергии от бортовой сети и отсоединить его от бортовой розетки;

откачать топливо из трубопроводов заправки самолета обратно в топливозаправщик и после этого отсоединить наконечник от бор­тового штуцера заправки; закрыть створки шасси.