logo
Ан-24 А и РЭО

5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети

В процессе летной эксплуатации бортовой электрической сети осуществляются ее осмотр и проверка работоспособности, контроль и регулировка работы отдельных ее агрегатов, а также устранение простейших неисправностей в полете. При внешнем осмотре необ­ходимо убедиться в целости приборов контроля, органов управле­ния и регулировки источников электроэнергии, в целости и чистоте перемычек металлизации, экранировки, надежности крепления ка­белей, фидеров, разъемов, отдельных агрегатов. Осматривая рас­пределительные устройства, следует обращать внимание на целость изоляции проводов, надежность изоляции шин и проводов от кор­пуса самолета.

Работу потребителей электроэнергии постоянного тока можно проверять под напряжением только при подключенных к бортовой сети аэродромных источниках или бортовых генераторах. Исполь­зовать для этой цели бортовые аккумуляторные батареи запреща­ется. Ручки регулировочных устройств, реостатов нужно поворачи­вать плавно, не прикладывая больших усилий. При отказе или не­исправности какого-либо устройства следует в первую очередь проверить положение его органов управления и регулировки, убе­диться в правильности этого положения.

Перед заменой предохранителя на каком-либо участке сети не­обходимо отключить этот участок. Разрешается менять находящие­ся под напряжением только предохранители типа СП, расположен­ные в закрытых держателях на лицевых панелях РК кабины экипажа, панели переменного тока, боковой стенке щита АЗС. Пре­дохранители в открытых держателях в панели переменного тока под напряжением 115 В необходимо менять только с помощью специ­альных щипцов с изолированными губками.

Категорически запрещается:

нарушать экранировку проводки и металлизацию;

оставлять открытыми электрощитки, распределительные устрой­ства и т. п.;

расстыковывать штепсельные разъемы, заменять электролампы на участке сети, который находится под напряжением;

изменять в чем-либо монтаж электрической сети, устанавливать перемычки или создавать короткие замыкания на участках элект­рических цепей;

устанавливать предохранители или автоматы защиты, не соот­ветствующие по номиналу данной электрической цепи;

заменять без крайней на то необходимости более одного раза вышедший из строя предохранитель или более одного раза вклю­чать автомат защиты, когда его «выбивает»;

силой удерживать во включенном положении рукоятку АЗС (этот автомат защиты всегда следует включать резко, не задержи­вая руку на его рукоятке, так как при перегрузке в цепи даже крат­ковременная задержка рукоятки может привести к нежелательным последствиям);

включать или выключать оборудование, источники электроэнер­гии при заправке, сливе, течи топлива или масла;

проверять наличие напряжения «на искру»;

подключать к бортовой сети электрические устройства, которые не установлены на самолете и не входят в состав его оборудова­ния.