62. Тахометр итэ-2
Назначение, устройство и принцип работы. Электрический тахометр ИТЭ-2 предназначен для измерения частоты вращения вала авиадвигателя АИ-24, выраженной в процентах от числа максимальных оборотов в минуту.
Принцип действия тахометра основан на взаимодействии магнитного поля шестиполюсного постоянного магнита с магнитным полем вихревых токов, возникающих в чувствительном элементе указателя.
Комплект тахометра (рис. 99) состоит из сдвоенного указателя ИТЭ-2, установленного на средней панели приборной доски, и двух датчиков ДТЭ-1, установленных по одному на каждом авиадвигателе.
Двухстрелочный указатель объединяет в одном корпусе два механизма (рис. 100), которые работают независимо один от другого. Каждый механизм состоит из синхронного электродвигателя переменного трехфазного тока и узла измерителя. На конце вала ротора электродвигателя укреплен магнитный узел 6 с шестью парами постоянных магнитов, между полюсами которых расположен чувствительный элемент 7 (металлический диск из алюминиево-марганцевистого сплава), укрепленный на одной оси с ведущей шестерней, воздействующей на стрелку.
Рис. 99. Тахометр ИТЭ-2
Рис. 100. Принципиальная электрическая схема тахометра ИТЭ-2:
1 — стрелки; 2 — ось и втулка; 3 — шкала; 4 — зубчатая передача; 5 — противодействующая пружина; 6 — магнитный узел (муфта); 7 — чувствительный элемент; 8 — гистерезисный диск; 9 — статор указателя; 10— постоянный магнит; 11 — статор датчика 12 — ротор датчика
Шкала указателя имеет деления от 0 до 110% с оцифровкой через 20% и ценой деления 1%.
Датчик ДТЭ-1 представляет собой трехфазный синхронный генератор переменного тока, состоящий из ротора 12 и статора И. В качестве ротора используется четырехполюсный постоянный магнит, а в качестве статора — четырехполюсная трехфазная обмотка, соединенная звездой.
Работает тахометр следующим образом. Ротор датчика-генератора получает вращение от авиадвигателя АИ-24 и возбуждает в статорных обмотках переменную э. д. с. Под действием э. д. с. от датчика потечет трехфазный переменный ток, частота которого пропорциональна частоте вращения главного вала авиадвигателя (см. рис. 100). Переменный ток, протекая по обмоткам статора указателя, создает вращающееся магнитное поле, которое, взаимодействуя с магнитным полем ротора — магнита, приводит во вращение ротор электродвигателя, который вращает магнитный узел. При вращении магнитного узла в чувствительном элементе индуктируются вихревые токи.
В результате взаимодействия магнитного поля вихревых токов с магнитным полем магнитного узла создается вращающий момент, который увлекает чувствительный элемент в сторону вращения магнита. Движение оси чувствительного элемента через зубчатую передачу 4 передается на стрелку 1, которая показывает частоту вращения главного вала авиадвигателя, выраженную в процентах от максимальных оборотов.
Демпфирование подвижной системы в указателе осуществляют зубчатые передачи, которые своим трением гасят возникающие колебания.
Предполетный осмотр тахометра. Перед полетом при внешнем осмотре необходимо убедиться в целости стекла, окраски, в надежности крепления указателя к приборной доске, а также в отсутствии различного рода механических повреждений. Во время пробы авиадвигателей убедиться, что стрелка указателя плавно, без рывков и колебаний перемещается по шкале при изменении положения рычага управления двигателя.
Колебания стрелки указателя не должны превышать следующих величин: ±1,5% в диапазоне от 10% до 15%; ±1% в диапазоне от 15 до 25%; ±0,5% в остальной части шкалы.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и