logo
Ан-24 А и РЭО

62. Тахометр итэ-2

Назначение, устройство и принцип работы. Электрический тахо­метр ИТЭ-2 предназначен для измерения частоты вращения вала авиадвигателя АИ-24, выраженной в процентах от числа макси­мальных оборотов в минуту.

Принцип действия тахометра основан на взаимодействии маг­нитного поля шестиполюсного постоянного магнита с магнитным полем вихревых токов, возникающих в чувствительном элементе указателя.

Комплект тахометра (рис. 99) состоит из сдвоенного указателя ИТЭ-2, установленного на средней панели приборной доски, и двух датчиков ДТЭ-1, установленных по одному на каждом авиадвига­теле.

Двухстрелочный указатель объединяет в одном корпусе два ме­ханизма (рис. 100), которые работают независимо один от другого. Каждый механизм состоит из синхронного электродвигателя пере­менного трехфазного тока и узла измерителя. На конце вала рото­ра электродвигателя укреплен магнитный узел 6 с шестью парами постоянных магнитов, между полюсами которых расположен чув­ствительный элемент 7 (металлический диск из алюминиево-марганцевистого сплава), укрепленный на одной оси с ведущей шестер­ней, воздействующей на стрелку.

Рис. 99. Тахометр ИТЭ-2

Рис. 100. Принципиальная электрическая схема тахометра ИТЭ-2:

1 — стрелки; 2 — ось и втулка; 3 — шкала; 4 — зубчатая передача; 5 — противодействующая пружина; 6 — магнитный узел (муфта); 7 — чувстви­тельный элемент; 8 — гистерезисный диск; 9 — статор указателя; 10— по­стоянный магнит; 11 — статор датчика 12 — ротор датчика

Шкала указателя имеет деления от 0 до 110% с оцифровкой че­рез 20% и ценой деления 1%.

Датчик ДТЭ-1 представляет собой трехфазный синхронный ге­нератор переменного тока, состоящий из ротора 12 и статора И. В качестве ротора используется четырехполюсный постоянный магнит, а в качестве статора — четырехполюсная трехфазная об­мотка, соединенная звездой.

Работает тахометр следующим образом. Ротор датчика-гене­ратора получает вращение от авиадвигателя АИ-24 и возбуждает в статорных обмотках переменную э. д. с. Под действием э. д. с. от датчика потечет трехфазный переменный ток, частота которого про­порциональна частоте вращения главного вала авиадвигателя (см. рис. 100). Переменный ток, протекая по обмоткам статора указателя, создает вращающееся магнитное поле, которое, взаимо­действуя с магнитным полем ротора — магнита, приводит во вра­щение ротор электродвигателя, который вращает магнитный узел. При вращении магнитного узла в чувствительном элементе индук­тируются вихревые токи.

В результате взаимодействия магнитного поля вихревых токов с магнитным полем магнитного узла создается вращающий момент, который увлекает чувствительный элемент в сторону вращения магнита. Движение оси чувствительного элемента через зубчатую передачу 4 передается на стрелку 1, которая показывает частоту вращения главного вала авиадвигателя, выраженную в процентах от максимальных оборотов.

Демпфирование подвижной системы в указателе осуществляют зубчатые передачи, которые своим трением гасят возникающие ко­лебания.

Предполетный осмотр тахометра. Перед полетом при внешнем осмотре необходимо убедиться в целости стекла, окраски, в надеж­ности крепления указателя к приборной доске, а также в отсутст­вии различного рода механических повреждений. Во время пробы авиадвигателей убедиться, что стрелка указателя плавно, без рыв­ков и колебаний перемещается по шкале при изменении положения рычага управления двигателя.

Колебания стрелки указателя не должны превышать следующих величин: ±1,5% в диапазоне от 10% до 15%; ±1% в диапазоне от 15 до 25%; ±0,5% в остальной части шкалы.