logo
Ан-24 А и РЭО

58. Центральная гировертикаль цгв-14

Назначение, принцип действия и пользование в полете. Цент­ральная гировертикаль ЦГВ-4 предназначена для определения по­ложения самолета в пространстве относительно истинной вертика­ли, а также выдает электрические сигналы, пропорциональные уг­лам крена и тангажа, в канал стабилизации антенны радиолокаци­онной станции РПСН-2 для стабилизации антенны.

Принцип действия ЦГВ-4 основан на использовании свойства гироскопа (крена и тангажа) с тремя степенями свободы сохра­нять неизменным (вертикально) направление главной оси в про­странстве.

Комплект центральной гировертикали состоит из указателя УВ-2К, кнопки «Арретир ЦГВ», кнопки переключения «Крен-Тан­гаж», установленных на левой панели приборной доски, и датчика ЦГВ-4 — над потолком кабины пассажиров, между шпангоутами № 12 и 13 (рис. 87). Питается комплект постоянным током напря­жением 28,5 В и переменным трехфазным током напряжением 36 В, частотой 400 Гц. Включается в работу с помощью автомата защиты сети АЗС-2 с надписью «ЦГВ-4» на щите АЗС, а также выключате­лем с надписью «ЦГВ», который установлен на левой панели при­борной доски.

Защита цепи питания постоянным током производится автома­том защиты сети АЗС-2 на щите АЗС, а цепи переменного тока — тремя предохранителями СП-5, расположенными на панели пере­менного тока 115/36 В.

За 3—5 мин до выруливания на старт необходимо включить пи­тание ЦГВ-4 и нажать кнопку «Арретир ЦГВ» на время 30—40 с. При нажатии кнопки «Арретир ЦГВ» включается система ускорен­ного восстановления прибора в рабочее положение.

В полете указатель постоянно подключен на показания углов крена. Среднее (нулевое) положение стрелки указателя соответст­вует горизонтальному положению самолета. Если стрелка отклоня­ется к индексу «П», то это соответствует правому крену, а к индек­су «Л» — левому крену.

Если нажать кнопку «Тангаж» и удерживать ее, то указатель подключится на показание углов тангажа. Отклонение стрелки к индексу «П» соответствует пикированию, а к индексу «Л» — кабри­рованию.

Примечание. В полете с ускорениями категорически запрещается нажи­мать кнопку «Арретир ЦГВ», так как происходит выбивание прибора из рабо­чего положения.

При отказе в полете авиагоризонтов ЦГВ-4 можно использовать для определения пространственного положения самолета относи­тельно истинного горизонта выше описанным способом.