55. Указатель поворота эуп-53
Назначение и принцип действия. Электрический указатель поворота ЭУП-53 (рис. 81) предназначен для указания поворота самолета вокруг вертикальной оси, а также для правильного выполнения разворота самолета с поперечным креном до 45° при скорости полета 500 км/ч. Принцип действия указателя поворота основан на использовании свойства гироскопа с двумя степенями свободы совмещать ось собственного вращения с осью вынужденного вращения.
Установлен ЭУП-53 на левой панели приборной доски, питается постоянным током напряжением 28,5 В. Величина тока, потребляемая прибором, не превышает 0,13 А.
Включается прибор в работу с помощью выключателя с надписью «ЭУП», который расположен на левой панели приборной доски. Защита цепи питания от коротких замыканий осуществляется автоматом защиты сети АЗС-2 с надписью «ЭУП-53», установленным на щите АЗС.
Устройство и работа. Указатель поворота состоит из двух самостоятельных приборов: указателя поворота и указателя скольжения, размещенных в одном корпусе.
Чувствительным элементом и основной частью в указателе поворота является гироскоп с двумя степенями свободы, у которого главная ось расположена горизонтально. В роли гироскопа (рис. 82) используется электродвигатель постоянного тока, ротор 1 которого вращается с частотой 6000 об/мин. Электрический гироскоп через передающий механизм воздействует на стрелку. Для успокоения колебаний стрелки 5 служит воздушный демпфер 6, состоящий из цилиндра, внутри которого движется поршень.
Н а лицевой части прибора смонтирована шкала и указатель скольжения. На шкале указателя вправо и влево от нулевой отметки имеются три деления и цифра 45° на крайних делениях. Деление шкалы вправо и влево от нулевой отметки шкалы рассчитаны на показания правильного разворота самолета вокруг вертикальной оси с поперечными кренами 15, 30 и 45° при скорости полета 500 км/ч.
Угловая скорость разворота самолета для поперечного крена в 15° составляет 1,1°/с; для поперечного крена 30° — 2,3 /с и для крена 45°—47с
Внизу лицевой части прибора расположен указатель скольжения, который служит для указания скольжения самолета и работает на принципе свойств физического маятника. Состоит из стеклянной трубки, заполненной жидкостью (толуолом). Внутри трубки помещен стеклянный шарик, который указывает скольжение самолета.
Указатель поворота работает следующим образом. При повороте самолета вокруг вертикальной оси на гироскоп действует момент внешней силы, благодаря ему в гироскопе возникает гироскопический момент, который поворачивает ротор гироскопа и рамку вокруг оси X — X. Стрелка прибора отклоняется и показывает наличие разворота самолета вокруг вертикальной оси. После прекращения поворота самолета гироскопический момент исчезает и под действием пружин 3 главная ось ротора гироскопа устанавливается параллельно поперечной оси самолета, а стрелка указателя поворота — в нулевое положение.
При повороте самолета относительно поперечной и продольной осей гироскопический момент отсутствует и стрелка указателя не отклоняется от нулевого деления шкалы.
П редполетный осмотр и пользование указателем поворота в полете. Перед полетом внешним осмотром убедиться в целостности корпуса, стекла прибора, отсутствии отслоений белой краски на отметках шкалы и стрелке, а также в креплении прибора к приборной доске. Жидкость, заполняющая трубку указателя скольжения, должна быть прозрачной и не иметь пузырьков воздуха.
При осмотре прибора стрелка должна стоять на нулевой отметке шкалы. Допускается отклонение стрелки на ± 1°. При горизонтальном положении самолета шарик указателя скольжения должен находиться в центре трубки. Затем следует включить питание указателя поворота и по истечении 2—3 мин проверить его на работоспособность. Для чего нажать рукой на левую панель приборной доски, создав ей некоторое движение вокруг вертикальной оси. Если стрелка отклоняется, прибор исправен.
В полете необходимо пользоваться одновременно показаниями указателя поворота и указателя скольжения.
Положения стрелки указателя поворота и шарика указателя скольжения при различных эволюциях самолета показаны на рис. 83.
1. Прямолинейный полет со скольжением на левое крыло. Стрелка указателя поворота остается против среднего индекса, так как самолет не поворачивается вокруг своей вертикальной оси. Шарик указателя скольжения под действием силы тяжести скатывается влево от центра трубки.
2. Прямолинейный полет без скольжения. Стрелка указателя поворота находится против среднего индекса шкалы, а шарик указателя скольжения под действием силы тяжести находится в центре трубки.
3. Прямолинейный полет со скольжением на правое крыло. Стрелка указателя поворота остается против среднего индекса, а шарик указателя скольжения скатывается вправо от центра трубки.
4. Левый вираж с внутренним скольжением. Стрелка указателя поворота отклоняется влево, а шарик указателя скольжения под действием центробежной силы скатывается влево от центра трубки.
5. Левый правильный вира ж. Стрелка указателя поворота отклоняется влево от среднего индекса шкалы в результате прецессии гироскопа. Шарик указателя скольжения остается в центре трубки, так как на шарик действует сила тяжести и центробежная сила. Он устанавливается по равнодействующей этих двух сил, которая проходит через центр трубки.
6. Левый вираж с внешним скольжением. Стрелка указателя поворота отклоняется влево от среднего индекса шкалы, а шарик указателя скольжения под действием центробежной силы — вправо от центра трубки.
7. Правый вираж с внешним скольжением. Стрелка указателя поворота отклоняется вправо, а шарик указателя скольжения — влево.
8. Правый вираж правильный. Стрелка указателя поворота отклоняется вправо, а шарик указателя скольжения остается
в центре.
9. Правый вираж с внутренним скольжением. Стрелка указателя поворота и шарик указателя скольжения отклоняются вправо.
Таким образом, сопоставление показаний указателя поворота и указателя скольжения позволяет поддерживать прямолинейный горизонтальный полет и совершать правильные (координированные) развороты.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и