20. Система сигнализации и тушения пожара
Назначение и состав. На самолете установлены две стационарные противопожарные системы: ССП-2А и ССП-7. Система ССП-2А предназначена для противопожарной защиты четырех отсеков — гондол двигателей и отсеков топливных баков, система ССП-7 для обнаружения и тушения пожара в двигателях.
Системы ССП-2А и ССП-7 обеспечивают:
световую и звуковую сигнализацию о пожаре;
автоматическое включение тушения пожара в отсеках гондол двигателей и топливных баков;
ручное включение пожаротушения в отсеках и двигателях;
автоматическое включение пожаротушения в отсеках и двигателях при посадке с убранными шасси;
проверку исправности элементов и агрегатов системы.
На самолете в состав системы ССП-2А входят следующие элементы и агрегаты, установленные вне кабины экипажа: 72 датчика ДПС-1АГ, четыре исполнительных блока БИ-2АУ, шесть огнетушителей ОС-8М, четыре (по числу отсеков) электромагнитных распределительных крана.
Каждый датчик ДПС-1АГ представляет собой батарею термопар и является датчиком пожара, воспринимающим скорость изменения и величину температуры окружающей среды. Датчики объединены в группы, в каждой группе три датчика соединены последовательно. В каждом из четырех отсеков установлено шесть групп датчиков.
Исполнительный блок БИ-2АУ состоит из шести идентичных независимых каналов. Основным элементом такого канала является чувствительное электромагнитное реле. К этому реле подключена указанная выше одна группа датчиков ДПС-1АГ. Исполнительные блоки установлены на потолке пассажирского салона между шпангоутами № 23 и 25.
Огнетушители ОС-8М имеют пиропатроны, обеспечивающие электрическое дистанционное открытие баллонов, и установлены в гондоле левого двигателя. Три огнетушителя относятся к первой и три — ко второй очереди пожаротушения.
Электромагнитный кран предназначен для подачи огнегасящей смеси от огнетушителей в соответствующий отсек. Краны объединены в блоки по два и по одному блоку установлено в гондоле каждого двигателя.
На щитке пожаротушения (рис. 18), расположенном на фонаре кабины экипажа, установлены следующие органы управления и контроля системы ССП-2А: четыре (по числу отсеков) лампы-кнопки; шесть лампочек с желтыми светофильтрами, сигнализирующих об исправности пиропатронов огнетушителей; кнопка второй очереди пожаротушения; переключатель «Пожаротушение — Проверка».
Лампы-кнопки установлены в ряд в порядке расположения отсеков на самолете, имеют соответствующие надписи, которые подсвечиваются лампочками при их горении.
На самолетах последних выпусков, где имеется вспомогательная силовая установка, система ССП-2А обеспечивает также сигнализацию и тушение пожара в отсеке этой установки, поэтому на щитке пожаротушения установлено пять ламп-кнопок. Кроме того, на таких самолетах в отсеках гондолы правого двигателя и вспомогательной силовой установки расположено по три группы датчиков.
Каждая лампа-кнопка предназначена для открытия распределительного крана данного отсека и ручного разряда огнетушителей первой очереди. Лампочка в ней горит при пожаре в соответствующем отсеке, а также когда открыт распределительный кран этого отсека. Сигнальные лампочки огнетушителей первой очереди имеют обозначения I, IA, IБ, а второй очереди — II, IIА, IIБ.
Кнопка второй очереди пожаротушения обеспечивает включение пожаротушения второй очередью огнетушителей только при условии, что открыт хотя бы один распределительный кран (горит хотя бы одна лампа-кнопка).
Переключатель «Пожаротушение — Проверка» имеет три положения и предназначен для включения электропитания систем ССП-2А и ССП-7 в режиме готовности к пожаротушению или в режиме проверки. При его среднем положении противопожарная система выключается.
Система ССП-7 включает в себя:
четыре датчика ДТБ-2А, которые установлены по одному на лобовом картере и на корпусе камеры сгорания каждого двигателя;
исполнительный блок ССП-7-БИ, расположенный на потолке пассажирского салона между шпангоутами № 25 и 26;
четыре огнетушителя ОС-2ИЛ с пиропатронами, размещенных по два у противопожарных перегородок двигателей (два огнетушителя используются
Рис. 18. Щиток пожаротушения
для тушения пожара в одном и два — в другом двигателе).
Перечисленные агрегаты системы ССП-7 по назначению и устройству аналогичны соответствующим агрегатам системы ССП-2А.
На щитке пожаротушения установлены следующие устройства сигнализации и управления стационарной противопожарной системы ССП-7:
две лампочки с красными светофильтрами «Пожар внутри левого двигателя» и «Пожар внутри правого двигателя», каждая из которых горит при пожаре в двигателе;
четыре лампочки с желтыми светофильтрами, сигнализирующие об исправности пиропатронов огнетушителей;
две кнопки пожаротушения в двигателях.
Два концевых выключателя, включающие систему пожаротушения при посадке самолета с убранными шасси, установлены за нижней обшивкой фюзеляжа между шпангоутами № 14—15 и № 30—31. Электромагнитные реле системы сигнализации и тушения пожара размещены в релейной коробке на потолке переднего грузового отсека. Проверка системы ССП-7 осуществляется со щитка проверки (рис. 19), установленного на фонаре кабины экипажа. На щитке имеются кнопка «Включение датчиков» и галетный переключатель «Датчики двигателей и крыльев» на 11 положений, обозначения которых означают следующее:
«Краны» — распределительные краны;
«1 внутр.» и «2 внутр.» — датчики ДТБ-2А левого двигателя;
«3 внутр.» и «4 внутр.» — датчики ДТБ-2А правого двигателя;
ш есть положений, каждое из которых обозначено тремя числами, соответствуют датчикам ДПС-1АГ (в одном положении переключателя проверяются три датчика в каждом отсеке).
Противопожарная система питается от аварийной шины бортовой сет постоянного тока. Цепи ее питания защищены тремя АЗС-10 «Система пожаротушения», расположенными на щите АЗС.
Принцип работы и управление системой ССП-2А. Автоматическое включение пожаротушения в отсеках происходит при условиях, что система включена в режим готовности к пожаротушению и в каком-либо из отсеков возник пожар.
Схема принципа работы системы ССП-2А приведена на рис. 20. С целью упрощения на ней показана только одна группа датчиков ДПС-1АГ (поз. 6) и распределительный кран 7 одного отсека, упущены некоторые промежуточные реле и другие элементы, не определяющие принцип работы системы.
Для включения готовности к пожаротушению необходимо включить АЗС-10 «Система пожаротушения» на щите АЗС и переключатель «Пожаротушение — Проверка» установить в положение «Пожаротушение». В результате включаются лампочки 9, 11 сигнализации исправности пиропатронов огнетушителей, а также аналогичные лампочки огнетушителей ОС-2ИЛ. Их минусовые цепи питания замкнуты через нити накаливания пиропатронов огнетушителей, поэтому лампочки будут гореть только при условии целости этих нитей. В то же время лампочка по сравнению с накальной нитью пиропатрона представляет собой большое электрическое сопротивление, вследствие чего в цепи протекает ток сравнительно малой величины, которого достаточно для свечения лампочки, но не хватает для срабатывания пиропатрона.
Если в отсеке возникнет пожар, то в результате их нагрева и повышения температуры датчики создадут электродвижущую силу, за счет которой потечет ток через обмотку чувствительного реле Р3, расположенного в исполнительном блоке БП-2АУ. Когда температура нагрева датчиков достигнет 150° и будет нарастать со скоростью не менее 2° в секунду, величины этого тока будет достаточно для срабатывания реле и оно замкнет свои контакты. Этим включится промежуточное реле Р4, которое включает сирену, лампу-кнопку и электромагнитный распределительный кран. Распределительный кран откроется и встанет на самоблокировку через АЗС-10 и переключатель, вследствие чего он будет открыт до выключения электропитания системы. При этом через замкнутые
Рис. 20. Схема принципа работы ССП-2А:
1 — кнопки проверки; 2 — переключатель проверки; 3— концевые выключатели включения пожаротушения при посадке с убранными шасси; 4 — лампа-кнопка; 5 — сирена; 6 — группа датчиков ДПС-1АГ; 7 — распределительный кран; 8 — кнопка второй очереди пожаротушения; 9, 11 — лампочки сигнализации исправности пиропатронов огнетушителей первой и второй очередей пожаротушения; 10, 12 — пиропатроны огнетушителей
контакты распределительного крана будет осуществлено:
замыкание цепи питания лампы-кнопки, которая теперь будет гореть до тех пор, пока открыт кран;
включение реле Р5, в результате чего погаснут лампочки сигнализации исправности пиропатронов огнетушителей первой очереди, напряжение бортовой сети подводится к этим пиропатронам и огнетушители разряжаются;
подведение напряжения бортовой сети к кнопке пожаротушения второй очереди, в результате чего пожаротушение огнетушителями второй очереди возможно будет включить только в том случае, когда открыт распределительный кран хотя бы одного отсека.
Если пожар будет потушен, то прекратит звучать сирена. Однако для проверки ликвидации пожара необходимо:
через 15 с после погасания лампочек огнетушителей первой очереди кратковременно установить переключатель «Пожаротушение—Проверка» в среднее положение, т. е. выключить электропитание системы, вследствие чего закроется распределительный кран;
повторно включить систему, установив переключатель в положение «Пожаротушение».
Если пожар ликвидирован, то лампа-кнопка после указанных действий повторно не загорится, так как датчики не будут сигнализировать о пожаре. Однако во время пожара цепи датчиков могут быть повреждены, что тоже вызовет отсутствие сигнализации. Поэтому необходимо визуально убедиться в ликвидации пожара.
В случае продолжающегося пожара датчики ДПС-1АГ будут выдавать соответствующий сигнал и после включения системы лампа-кнопка загорится повторно, а также будет звучать сирена.
Закрывать распределительный кран ранее чем через 15 с после срабатывания огнетушителей первой очереди запрещается, так как в это время через него под давлением проходит огнегасящая смесь, которая впоследствии не даст возможности открыть кран.
Пожаротушение огнетушителями второй очереди включают в том случае, когда с помощью огнетушителей первой очереди пожар не был ликвидирован.
Если лампа-кнопка данного отсека горит (кран открыт), для включения пожаротушения необходимо нажать кнопку второй очереди пожаротушения. При этом через замкнувшиеся контакты кнопки включается реле Р6, вследствие чего разряжаются огнетушители второй очереди и гаснут лампочки, сигнализирующие об исправности их пиропатронов.
Когда лампа-кнопка соответствующего отсека не горит, необходимо:
для открытия распределительного крана нажать лампу-кнопку, которая при этом должна загореться;
для разряда огнетушителей второй очереди нажать кнопку пожаротушения этой очереди.
Через 15 с после включения огнетушителей второй очереди нужно убедиться в ликвидации пожара, как было указано выше.
Ручное управление пожаротушением огнетушителями первой очереди осуществляется в случае, когда пожар замечен визуально, а система автоматически не включается, а также при пожаре в двигателе.
Для разряда огнетушителей первой очереди в один отсек необходимо нажать лампку-кнопку соответствующего отсека. При этом через замкнувшиеся контакты кнопки замыкается цепь питания распределительного крана и он открывается.
В дальнейшем система работает как при автоматическом пожаротушении.
Если огнетушители первой очереди необходимо разрядить в два и более отсека, то лампы-кнопки следует нажать по возможности одновременно. Это обусловлено тем, что после срабатывания пиропатронов огнетушителей вследствие создавшегося в трубопроводах давления распределительные краны других отсеков могут не открыться.
Принцип работы системы ССП-7. В случае пожара в двигателе по сигналу, который выдается хотя бы одним из датчиков этого двигателя, срабатывает реле в исполнительном блоке ССП-7-БИ. В результате включаются сирена и соответствующая лампочка «Пожар двигателя».
После останова двигателя для тушения пожара необходимо нажать кнопку пожаротушения данного двигателя. При нажатии кнопки разряжаются два огнетушителя этого двигателя и гаснут лампочки сигнализации исправности их пиропатронов.
Одновременно с целью блокирования очага пожара разряжают огнетушители ОС-8М первой, а при необходимости и второй очереди—в гондолу двигателя. Когда пожар ликвидирован, выключаются сирена и лампочка сигнализации пожара двигателя.
При отсутствии сигнализации о пожаре в двигателе, когда пожар замечен визуально, или в случае отказа двигателя, пожаротушение в двигателе включают так же, как и при наличии сигнализации.
Пожаротушение при посадке с убранными шасси включается концевыми выключателями, срабатывающими за счет смятия нижней обшивки фюзеляжа. При этом достаточно срабатывания одного концевого выключателя, вследствие чего открываются распределительные краны отсеков и загораются четыре лампы-кнопки, разряжаются все огнетушители ОС-8М и ОС-2ИЛ и гаснут лампочки сигнализации исправности их пиропатронов.
Предполетная проверка. Противопожарную систему необходимо проверять перед запуском двигателей, газотурбинной установки. Для ее включения в режим проверки нужно включить АЗС-10 на щите АЗС и переключатель «Пожаротушение — Проверка» установить в положение «Проверка». После этого убедиться, что все лампочки, сигнализирующие об исправности пиропатронов огнетушителей, горят, а лампы-кнопки и лампочки пожара двигателей не горят.
В дальнейшем в процессе проверки система срабатывает как при пожаре, но огнетушители не разряжаются, так как переключатель установлен в положение «Проверка».
Для проверки системы ССП-7 переключатель на щитке проверки надо установить поочередно в положения «1 внутр.», «2 внутр.», «3 внутр.» и «4 внутр.», при каждом его положении нажимая кнопку проверки. Когда кнопка нажата, должна звучать сирена и гореть лампочка пожара соответствующего двигателя.
С целью проверки датчиков отсеков необходимо последовательно установить переключатель в положения, соответствующие этим датчикам, и нажать кнопку проверки. Во всех положениях переключателя при нажатой кнопке должны гореть все лампы-кнопки и звучать сирена.
Для проверки распределительных кранов следует установить переключатель на щитке проверки в положение «Краны» и нажать все лампы-кнопки, которые при этом должны загореться и гореть после их отпускания. Одновременно должны погаснуть три лампочки сигнализации
исправности пиропатронов огнетушителей первой очереди.
Горение ламп-кнопок после их нажатия свидетельствует об открытии распределительных кранов. Для проверки их закрытия следует переключатель на щитке пожаротушения установить в среднее положение, а затем опять в положение «Проверка». После этого должны гореть все лампочки контроля исправности пиропатронов огнетушителей и не должны гореть лампы-кнопки. Если пожара нет и горит хотя бы одна лампа-кнопка, то нельзя устанавливать переключатель в положение «Пожаротушение», так как разрядятся огнетушители первой очереди.
После проверки, перед запуском двигателей или газотурбинной установки переключатель на щитке пожаротушения необходимо установить в положение «Пожаротушение». Переключатель проверки должен находиться в положении «Краны». Выключать противопожарную систему следует после остановки двигателей.
На самолетах первых выпусков порядок проверки системы ССП-2А несколько отличается от рассмотренного. На этих самолетах переключатель проверки не имеет положения «Краны», но имеет положение «Выключено», и распределительные краны проверяются одновременно с датчиками отсеков. При каждом соответствующем положении переключателя проверки, нажатии и отпускании кнопки проверки лампы-кнопки продолжают гореть. Это свидетельствует об открытии распределительных кранов. Перед установкой переключателя проверки в очередное положение их нужно закрыть, для чего переключатель на щитке пожаротушения необходимо установить в среднее положение, а затем для дальнейшей проверки опять установить его в положение «Проверка».
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и