logo
Ан-24 А и РЭО

49. Вариометр вар-30-3

Назначение и принцип действия. Вариометр ВАР-30-3 предна­значен для измерения вертикальной скорости набора высоты или снижения самолета. Принцип действия вариометра основан на из­мерении разности давлений воздуха внутри корпуса прибора, сое­диненного с атмосферой через капиллярную трубку и давлением внутри манометрической коробки, соединенной с атмосферой тру­бопроводом большого сечения.

Рис. 73. Устройство вариометра ВАР-30-3:

1 — спиральная пружина; 2 — трибка; 3 — сектор; 4 — валик сектора; 5 — ры­чаг валика; 6—противовес; 7 — капиллярная трубка; 8— штуцер; 8— трубо­провод; 10 — тяга; 11 — манометрическая коробка; 12— штифт; 13 — стойка; 14 — плоская пружина; 15 — эксцентрик; 16 — ведущий рычаг; 17 — ведомый рычаг; 18— шестерня эксцентрика; 19— шестерня кремальеры; 20 — головка кремальеры

Показания прибора используются для пилотирования самолета в горизонтальном полете, при снижении и при наборе высоты. Знание летчиком величины вертикальной скорости позволяет под­бирать наиболее выгодные режимы набора высоты или спуска, что особенно важно при полете по приборам в облаках, ночью, при пробивании облаков и при выполнении посадки.

Вариометр является очень чувствительным прибором и быстро реагирует на незначительные изменения вертикальной скорости по­лета. Поэтому, он позволяет выдерживать заданную высоту полета с большей точностью, чем высотомер ВД-10.

Установлены вариометры на левой и средней панелях приборной доски. Питаются вариометры статическим давлением от приемни­ков. ПВД-7, системы питания анероидно-мембранных приборов.

Устройство и работа. Состоит вариометр ВАР-30-3 из герметич­ного корпуса, соединенного с атмосферой через капиллярную труб­ку 7 (рис. 73). Внутри корпуса установлена манометрическая ко­робка 11, которая является чувствительным элементом прибора. При работе вариометра чувствительный элемент, воспринимающий разность давлений воздуха внутри корпуса прибора и внутри мано­метрической коробки, деформируется. Возвратно-поступательное перемещение чувствительного элемента преобразуется во вращательное движение стрелки, которая перемещаясь по шкале, показы­вает величину вертикальной скорости.

На лицевой части прибора имеется кремальера, которая служит для установки стрелки на нуль. (Стрелка на нуль устанавливается техником по приборам). Шкала прибора отградуирована от 0 до 30 м/с на подъем и спуск. Участок шкалы от 0 до 10 м/с имеет оцифровку через 5 м/с и цену деления 1 м/с. Участок шкалы от 10 до 30 м/с имеет оцифровку через 10 м/с и цену деления 2 м/с. Деле­ния шкалы от 0 до 10 м/с широкие, а затем сужаются (шкала «за­тухает»). Затухание шкалы достигается путем введения в передаю­щий механизм кривошипно-кулисного звена 14, 15, которое меняет передаточное отношение, и следовательно, и угол поворота стрелки.

Вариометр работает следующим образом. У земли давление воз­духа внутри манометрической коробки и в корпусе прибора одина­ково, и стрелка вариометра находится на нуле. При наборе высоты атмосферное давление наружного воздуха понижается. Давление воздуха во внутренней полости манометрической коробки начнет уменьшаться со скоростью, пропорциональной скорости набора вы­соты, а в корпусе прибора будет уменьшаться значительно медлен­нее за счет выхода воздуха через капиллярную трубку. Под дейст­вием разности давлений манометрическая коробка сжимается и свое движение передает на стрелку, которая показывает вертикаль­ную скорость подъема самолета.

При переходе самолета в горизонтальный полет перепад давле­ния воздуха внутри манометрической коробки и в корпусе прибора будет равен нулю, и стрелка вариометра установится на нуль через 2—3 с. Следовательно, вариометр не сразу показывает прямолиней­ный горизонтальный полет, а с некоторым запаздыванием, и это на­до учитывать при пользовании прибором в полете.

При снижении самолета давление воздуха во внутренней полос­ти манометрической коробки увеличивается быстрее, чем в корпусе прибора. Манометрическая коробка будет расширяться и воздей­ствовать на стрелку, которая покажет вертикальную скорость сни­жения самолета.

При касании самолета о землю давление воздуха в корпусе прибора и внутри манометрической коробки выравнивается через 2—3 с, и стрелка вариометра устанавливается на нулевую отметку шкалы.

Предполетный осмотр и пользование вариометром в полете. Внешним осмотром убедиться, что видимых дефектов нет. При ос­мотре обратить внимание на целость корпуса, стекла, окраску шка­лы и стрелок, крепления прибора к приборной доске. Стрелки ва­риометров должны быть установлены на нулевой отметке.

Смещение стрелок с нулевой отметки шкалы не должно превы­шать ±0,5 м/с. Если стрелка прибора смещена с нулевой отметки шкалы более чем на ±0,5 м/с — производится юстировка прибора, для чего необходимо отвернуть кремальеру вытянуть на себя, а за­тем поворотом кремальеры привести стрелку к нулю. После установ­ки стрелки на нуль кремальеру вдвинуть обратно и завернуть до отказа. Перечисленные операции выполняет техник по приборам. Котировочный узел обеспечивает юстировку прибора в пределах не менее ±3 м/с.

В полете вариометры используются для выдерживания прямо­линейного горизонтального полета. При выполнении горизонталь­ного полета стрелка вариометра удерживается на нуле, что свиде­тельствует о неизменности высоты полета. При нарушении горизон­тального полета стрелка прибора отклоняется вверх или вниз, что предупреждает летчика о необходимости выравнивания самолета.

«Хождение» стрелки по шкале прибора указывает на то, что подъем или снижение выполняется с переменной вертикальной скоростью. При переходе самолета в прямолинейный горизонтальный полет необходимо учитывать, что вариометр выдает показание с некоторым заметным запаздыванием (2—3 с). При взлете или по­садке необходимо следить за показаниями вариометров и не допу­скать превышения вертикальной скорости набора или снижения. Кроме того, вариометры используются при выполнении полета по приборам в облаках и ночью, а также при пробивании облаков и при выполнении посадки.