13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
Назначение. Трехфазные преобразователи предназначены для преобразования электроэнергии постоянного тока бортовой сети в электроэнергию трехфазного переменного тока напряжением 36 В, частотой 400 Гц.
Устройство и принцип действия этих преобразователей электроэнергии аналогичны устройству и принципу действия однофазного преобразователя.
На самолетах, где резервным источником электроэнергии трехфазного тока является правый генератор ГО-16ПЧ8, установлен трехфазный трансформатор. К нему от генератора подводится переменное трехфазное напряжение 115 В частотой 400 Гц, которое трансформатором преобразуется в переменное трехфазное напряжение 36 В частотой 400 Гц. На этих самолетах правый генератор ГО-16ПЧ8 является резервным источником электроэнергии трехфазного тока только тогда, когда он не подключен к бортовой сети переменного однофазного тока. Это значит, что генератор не может быть использован одновременно как источник электроэнергии однофазного и трехфазного тока.
Основные данные преобразователя ПТ-1000ЦС
Напряжение питания....................................................................................................27 В
Потребляемый ток…....................................................................................не более 60 А
Выходное напряжение........................................................................................36 В
Номинальный ток нагрузки........................................................................................16 А
Отдаваемая мощность.........................................................................................1000 В-А
Частота переменного тока.......................................................................................400 Гц
Режим работы..................................................................................................длительный
На самолете основной и резервный преобразователи питаются электроэнергией постоянного тока от основной шины бортовой сети. Цепь пуска преобразователей ПТ-1000ЦС защищена предохранителем СП-5, цепь питания основного ПТ-1000ЦС — автоматом защиты АЗР-70 и резервного — предохранителем ИП-75. Автомат защиты и предохранители расположены в распределительной коробке «РК кабины экипажа».
Возле основного преобразователя ПТ-1000ЦС установлена релейная коробка КПР-9, которая автоматически включает резервный преобразователь (трансформатор) в том случае, когда с электрощитка энергетики включен, но не работает основной преобразователь.
Основные данные преобразователя ПТ-125Ц
Напряжение питания....................................................................................................27 В
Потребляемый ток .......................................................................................не более 8 А
Выходное напряжение.................................................................................................36 В
Ток нагрузки...................................................................................................................2 А
Отдаваемая мощность...........................................................................................125 В-А
Частота переменного тока ......................................................................................400 Гц
Режим работы..................................................................................................длительный
Преобразователь ПТ-125Ц питается постоянным током от аварийной шины бортовой сети. Он включается автоматически только в том случае, когда включен авиагоризонт левого летчика и к сети трехфазного тока не подключен основной или резервный преобразователь ПТ-1000ЦС (трансформатор — на самолетах, где резервным источником электроэнергии переменного трехфазного тока является правый генератор ГО-16ПЧ8).
Предполетная проверка и контроль работы в полете. Управление работой и контроль трехфазных преобразователей осуществляются с электрощитка энергетики (см. рис. 1).
Переключатель на три положения «ПТ-1000. Основной — Выключено — Резерв» предназначен для включения основного или резервного преобразователя (резервного трансформатора). Лампочка «Включен резервный ПТ-1000» с красным светофильтром горит, когда включен в работу резервный преобразователь (трансформатор).
Вольтметр «Переменный ток 36 В. I— II Ф» имеет деления от 0 до 40 В, цену деления 2 В и оцифровку через 10 В; при отсчете его показания необходимо умножать на 10. Прибор постоянно подключен к бортовым шинам фаз I и II. К Фазам I и III или II и III его можно подключить с помощью двух кнопок «Замер напряжения».
Работоспособность источников электроэнергии трехфазного переменного тока следует проверять после подключения к бортовой сети генераторов СТГ-18ТМО и ГО-16ПЧ8.
С целью проверки основного преобразователя необходимо включить АЗР-70 «ПТ-1000 основной» на распределительной коробке «РК кабины экипажа» и переключатель на электрощитке энергетики установить в положение «ПТ-1000 основной». Показания вольтметра должны быть равными 36±2 В и при нажатии каждой кнопки «Замер напряжения» они должны не выходить за эти пределы.
Для проверки автоматического включения резервного преобразователя (трансформатора) в случае отказа основного нужно выключить АЗР-70 «ПТ-1000 основной». Должна загореться лампочка «Включен резервный ПТ-1000». Затем надо проверить напряжение так же, как при работе основного преобразователя, после чего включить АЗР-70. Во время проверки основного и резервного преобразователей следует также проверять работу потребителей электроэнергии трехфазного переменного тока.
Для проверки автоматического включения преобразователя ПТ-125Ц в случае отказа основного и резервного источников необходимо включить авиагоризонт левого летчика и переключатель «ПТ-1000» на электрощитке энергетики установить в положение «Выключено». Если авиагоризонт работает нормально, то это значит, что включился преобразователь ПТ-125Ц. После проверки (перед полетом) необходимо включить основной преобразователь, установив переключатель на электрощитке в положение «Основной ПТ-1000».
В полете при нормальной его работе должен быть включен основной преобразователь. Если он откажет, то автоматически включится резервный преобразователь (трансформатор) и загорится лампочка «Включен резервный ПТ-1000».
В этом случае переключатель на электрощитке нужно установить в положение «Резерв».
Следует также иметь в виду, что если будет включен и откажет резервный источник электроэнергии (преобразователь или трансформатор), то основной преобразователь автоматически не включится.
Если откажет резервный преобразователь или сеть постоянного тока переключится на аварийное питание от бортовых аккумуляторных батарей, то при включенном авиагоризонте левого летчика автоматически включится преобразователь ПТ-125Ц, от которого будет питаться только этот авиагоризонт.
На самолетах, где в качестве резервного источника электроэнергии трехфазного тока используется правый генератор ГО-16ПЧ8, сеть трехфазного тока переключается на аварийное питание также в случае отказа левого или правого генератора ГО-16ПЧ8 и преобразователя ПТ-1000Ц. Если на таком самолете откажет левый генератор ГО-16ПЧ8, то необходимо внимательно контролировать работу преобразователя ПТ-1000Ц, который в этом случае не будет иметь резерва.
Когда не включаются в работу основной и резервный преобразователи (трансформатор), нужно заменить предохранитель СП-5 «КПР-9» на распределительной коробке «РК кабины экипажа».
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и