42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
Органы управления и контроля работы станции расположены на пульте управления и контроля, индикаторе летчика, коробке предохранителей и регулировок и на индикаторе штурмана с пультом.
Пульт управления и контроля (см. рис. 53) обеспечивает включение и выключение станции, управление ее работой, переключение управления на этот пульт или пульт штурмана, проверку работоспособности станции, а также включение некоторых резервных систем станции, используемых в случае отказа основных.
Лицевая панель пульта управления и контроля разделена на две части. На верхней ее части расположены органы управления и контрольный прибор которые в полете при нормальной работе станции не используются. На нижней части пульта установлены органы оперативного управления станцией.
Переключатель «Высокое — Станция — Выкл.» служит для включения и выключения электропитания станции. Когда он установлен в положение «Станция», подаются все напряжения питания блоков станции, за исключением высокого напряжения на передатчик. Кроме того, индикаторы станции включаются через 1,5—2 мин после включения низких напряжений. При установке переключателя в положение «Высокое» подаются все напряжения, но высокое напряжение на передатчик поступает только при условии, что с момента включения низких напряжений прошло время около 5 мин. Лампочка «Высокое» с оранжевым светофильтром горит, когда на передатчик поступает высокое напряжение.
Переключатели «Режим работы» и «Самолеты — Горы — Грозы» предназначены для переключения режимов работы при управлении станцией с данного пульта. Когда галетный переключатель «Режим работы» установлен в положение «Препят.» (Препятствия), при помощи перекидного переключателя можно включить режим «Самолеты» или «Горы — Грозы». Положение галетного переключателя «Выкл. стаб. танг.» предназначено для выключения системы стабилизации антенны по тангажу, что используется при полете с набором высоты или снижением с целью обзора пространства в направлении полета. Систему стабилизации антенны выключают также в случае ее отказа.
Лампочка с красным светофильтром, установленная возле переключателя «Самолеты — Горы — Грозы», горит, когда станция работает в режиме «Горы — Грозы», независимо от того, с какого пульта включен этот режим. Горение лампочки сигнализирует о том, что на удалениях от самолета до 15 км цели могут с помощью станции не обнаруживаться в результате действия ВАРУ.
Ручка «Изо — Эхо» предназначена для включения и выключения системы контурной индикации в режиме «Препятствия», а также для регулировки уровня подавления сигналов, отраженных от зон грозовой деятельности.
Ручка «Наклон антенны» служит для управления антенной по углу места. Угол между горизонтальной плоскостью и электрической осью антенны отсчитывается по шкале, расположенной над этой ручкой. Такая же ручка с поворотной шкалой имеется на пульте штурмана. Если хотя бы на одном из пультов шкала углов наклона антенны соответствующей ручкой не установлена на нуль, то эти шкалы подсвечиваются на обоих пультах.
Переключатель «Штурман — Пилот» предназначен для переключения управления станцией на данный пульт или пульт штурмана. При положении переключателя «Штурман» горит расположенная над ним лампочка с зеленым светофильтром и одновременно на индикаторе штурмана подсвечивается табло «Пульт включен».
Включение режима работы станции и управление антенной по углу места осуществляются с того пульта, на который установлен переключатель «Штурман — Пилот». Кроме того, систему «Изо — Эхо» можно включить только при управлении станцией с пульта управления и контроля.
Остальные органы управления на обоих пультах действуют независимо от положения этого переключателя.
Лампочка «Обзор» с зеленым светофильтром горит, когда станция работает в режимах «Обзор», «Дальний обзор», «Маяк», «Скорость», «Снос» или «Снос точно». Ее горение сигнализирует о том, что станция работает в режиме, не обеспечивающем обнаружение встречных препятствий.
Переключатель «Масштаб развертки» предназначен для переключения масштабов развертки на индикаторах летчика первого и второго каналов.
Лампочка «Вкл. «50 км» с красным светофильтром горит, когда на индикаторах пилота включен масштаб развертки 50 км. Если управление станцией переключено на пульт штурмана и с этого пульта включены режим «Обзор» и масштаб развертки для индикатора штурмана 50 км, то для улучшения разрешающей способности станции по дальности автоматически включается длительность импульсов передатчика 1 мкс, а также частота их посылок 1000 Гц. Так как при такой частоте импульсов работа с другим масштабом развертки невозможна, то на индикаторах пилота автоматически включается масштаб развертки 50 км. Об этом сигнализирует горение лампочки «Вкл. «50 км».
Переключатель «АРЧ — РРЧ», расположенный на верхней части лицевой панели пульта управления и контроля, предназначен для включения системы автоматической или ручной регулировки промежуточной частоты приемника. Нормальным является его переключение в положение «АРЧ». Когда переключатель установлен в положение «РРЧ», ручная регулировка частоты осуществляется с помощью ручки «РРЧ».
Контрольный прибор с переключателем «Контроль» служит для проверки работоспособности станции путем измерения напряжений и токов в отдельных ее электрических цепях. При положении переключателя «115 В» прибором измеряется напряжение бортовой сети, подводимое к станции, и его стрелка должна находиться на отметке «115». Когда переключатель установлен в любое из пяти последующих положений, обозначенных величинами напряжений, стрелка прибора должна находиться против черты с индексом «V». При измерении тока магнетрона показания прибора должны находиться в пределах делений шкалы 14—20, а при измерении токов смеси-телей (кристаллов) приемника и УПЧ — между делениями шкалы 4—12.
Переключатель «Синхр. — Контроль — II канал» предназначен для включения резервной системы синхронизации станции при отказе основной, а также для проверки работоспособности станции по второму каналу. Нормальным является его переключение в положение «Контроль».
Регулятор «РДУ» (ручная регулировка усиления) используется в лабораторных условиях.
На индикаторе летчика (см. рис. 51) установлены:
ручки «Яркость» и «Фокус» для регулировки яркости и фокусировки изображения на экранах индикатора летчика первого и второго приемных каналов;
лампочка «Внимание, канал II» с красным светофильтром, которая загорается, когда станция включена для работы по второму каналу и в зоне обзора имеются самолеты с ответчиками;
ручка «Дифференц.», предназначенная для регулировки изображения на экране индикатора первого канала при работе станции в режимах «Обзор», «Дальний обзор», «Скорость» и «Маяк». Когда эта ручка повернута влево до упора, связанный с ней концевой выключатель выключает систему дифференцирования.
На коробке предохранителей и регулировок установлены две ручки «Яркость меток», предназначенные для регулировки яркости меток дальности на экранах индикаторов летчика первого и второго каналов.
На приборной доске летчиков имеются две ручки реостатов «Подсвет I канала» и «Подсвет II канала» для регулировки яркости подсвета экранов индикатора летчика, а также две лампочки «Внимание, локатор», которые по назначению анало'гичны сигнальной лампочке «Внимание, канал II», расположенной на индикаторе летчика.
На индикаторе штурмана с пультом установлены органы управления, обеспечивающие регулировку изображения на этом индикаторе и управление станцией во всех режимах ее работы. Подвижный визир с ручкой предназначен для «фиксации» ЛФП самолета при определении угла сноса. Ручки «Яркость», «Фокус» и «Метки», установленные возле индикатора с радиально-секторной разверткой, служат для регулировки изображения на экране этого индикатора. Ручка реостата «Подсвет шкалы» предназначена для регулировки яркости подсвета экрана индикатора.
Переключатель «Канал I — Канал II» обеспечивает подключение индикатора штурмана к первому или второму приемному каналу станции. Так как в настоящее время второй канал не используется, то переключатель следует всегда устанавливать в положение «Канал I».
Ручка потенциометра «РРУ» служит для регулировки яркости отметок целей на индикаторах первого канала летчика и штурмана (в режимах «Самолеты» и «Горы — Грозы» она не действует).
Возле индикатора, предназначенного для определения угла сноса, установлены ручки «Фокус» и «Яркость», обеспечивающие соответствующие регулировки изображения на этом индикаторе. Ручка и шкала «Угол сноса» используются соответственно для поворота антенны по азимуту и отсчета углов сноса при работе станции в режимах «Снос» и «Снос точно». Ручка «Выбор цели» служит для поиска характерной цели при определении путевой скорости самолета.
Возле индикатора, предназначенного для определения угла сноса, имеется предохранитель на 0,5 А, защищающий цепь питания этого индикатора.
Переключатель «Счисление, НИ-50БМ — РЛС» и ручка «Путевая скорость» с нумератором барабанного типа используются на самолетах, где установлен навигационный индикатор НИ-50БМ.
Остальные органы управления, имеющиеся на индикаторе штурмана с пультом, по назначению аналогичны соответствующим органам управления, установленным на пульте управления и контроля и на индикаторе летчика.
43. Включение, предполетная проверка и управление станцией РПСН-2 в полете
Радиолокационную станцию можно включать только при подключенных к бортовой сети аэродромных источниках или бортовых генераторах электроэнергии постоянного и переменного однофазного токов. Кроме того, необходимо предварительно включить преобразователь ПТ-1000ЦС и центральную гировертикаль ЦГВ-4, которая обеспечивает стабилизацию антенны. Убедившись, что переключатель «Выкл. — Станция — Высокое» на пульте управления и контроля находится в положении «Выкл.», включить автоматы защиты «Локатор» на щите АЗС.
Перед включением станции нужно органы управления на пульте управления и контроля установить в исходные положения:
переключатель контрольного прибора «Контр.» — в положение «115 В»;
переключатель «АРЧ — РРЧ» — в положение «АРЧ»;
переключатель «Синхр. — Контроль — II канал» — в положение «Контроль»;
переключатель «Штурман — Пилот» — в положение «Пилот»;
переключатель «Масштаб развертки» — в положение «50 км»;
переключатель «Режим работы» — в положение «Препят.»;
переключатель «Самолеты — Горы — Грозы» — в положение «Самолеты»;
ручку «Наклон антенны» — в положение «0» по шкале;
ручку «Изо — Эхо» — в крайнее положение против хода часовой стрелки.
На индикаторе летчика ручку «Дифференц.» установить в крайнее положение против хода часовой стрелки.
На индикаторе штурмана с пультом органы управления должны находиться в следующих исходных положениях:
переключатель «Канал I — Канал II» — в положении «Канал I»;
переключатель «Масшт. развертки» — в положении «50 км»;
ручка «Дифференц.» — в крайнем положении против хода часовой стрелки;
переключатель режимов работы — в положении «Самолеты»;
ручка «Наклон антенны» — в положении «0» по шкале;
ручка «Угол сноса» — в положении «0» по шкале.
Для включения станции переключатель «Выкл. — Станция — Высокое» установить в положение «Станция».
Через 1,5—2 мин после включения станции убедиться в наличии питающих напряжений:
при положении переключателя контрольного прибора «115 В» стрелка этого прибора должна находиться против черты «115»;
установить переключатель «Контр.» последовательно в положения «+300 В», «+250 В», «+250 В II», «—150 В» и «+150 В» — при каждом положении переключателя стрелка прибора должна находиться в пределах черты «V».
После появления развертки по движению ее линии на экране индикатора убедиться в качании антенны. Ручками «Фокус», «Яркость» и «Яркость меток» («Метки» — для индикатора штурмана) отрегулировать изображение на индикаторах. Метки дальности на экранах индикаторов должны представлять собой дуги окружностей с центром в начале развертки.
Проверить переключение масштабов развертки: при установке переключателя «Масштаб развертки» в каждое из его положений на экране индикатора должно быть соответствующее количество меток дальности.
После регулировки и проверки развертки на индикаторах летчика и штурмана и по истечении 5 мин с момента включения станции включить высокое напряжение. Для этого переключатель «Выкл. — Станция — Высокое» установить в положение «Высокое». При этом должна загореться и непрерывно гореть лампочка «Высокое» (одно-два кратковременных выключений лампочки допускается).
Проверить токи магнетрона, смесителей приемника и АПЧ. Для этого необходимо:
установить переключатель «Контр.» в положение «Ток магн.», показания контрольного прибора должны находиться в пределах 14—20 делений по шкале;
установить переключатель «Контр.» последовательно в положения «Ток крист. УПЧ» и «Ток крист. АПЧ»; при каждом положении переключателя стрелка прибора должна находиться между делениями шкалы 4 и 12.
Чтобы проверить работоспособность систем АРЧ и РРЧ, следует:
установить переключатель «Выкл. — Станция — Высокое» в положение «Станция» — стрелка контрольного прибора при положении его переключателя «Ток крист.» должна колебаться, что свидетельствует о работе системы АПЧ в режиме поиску;
установить указанный переключатель в положение «Высокое», при этом колебания стрелки прибора должны прекратиться;
переключатель «АРЧ — РРЧ» установить в положение «РРЧ» и вращением ручки «РРЧ» добиться максимальных показаний контрольного прибора при положении его переключателя «Ток крист. АПЧ», после чего поворотом ручки в небольших пределах влево или вправо добиться максимальной яркости отметок целей на экране;
установить переключатель «АРЧ — РРЧ» в положение «РРЧ», при этом яркость отметок целей не должна измениться;
установить переключатель «Контр.» в положение «115 В».
Проверить систему «Изо — Эхо». Для чего, поворачивая ручку «Изо — Эхо» вправо, убедиться, что в результате этого «а экране индикатора исчезают отдельные яркие отметки целей, после чего ручку установить в левое крайнее положение.
Проверить переключение режимов работы станции с пульта управления и контроля: Для этого необходимо:
установить переключатель «Самолеты — Горы-Грозы» в положение «Горы — Грозы», при этом на индикаторе должны исчезнуть менее яркие отметки целей, находящихся на расстояниях до 10—12 км; после этого вернуть переключатель в положение «Самолеты» и исчезнувшие отметки должны появиться;
при помощи ручки «Наклон антенны» отклонить антенну вверх до пропадания на экране индикатора отдельных отметок ближних целей и включить режим «Обзор», при этом исчезнувшие отметки должны наблюдаться; включив режим «Дальний обзор», убедиться, что указанные отметки целей засвечиваются через каждый полуцикл качания антенны.
После проверки переключения режимов работы станции с пульта управления и контроля установить ручку «Наклон антенны» в положение «0» по шкале и переключить управление станцией на пульт штурмана, установив переключатель «Штурман — Пилот» в положение «Штурман». При этом должны возле переключателя загореться зеленая лампочка и на индикаторе штурмана включиться подсвет табло «Пульт включен».
С пульта штурмана проверить включение режимов «Скорость», «Снос» и «Снос точно» для чего:
включить режим «Скорость»; на индикаторе штурмана должен быть масштаб развертки 50 км независимо от положения переключателя «Масштаб развертки»;
включить режим «Снос» или «Снос точно», при этом должны прекратиться качания антенны и появиться развертка на индикаторе для определения угла сноса; отрегулировать развертку на указанном индикаторе с помощью ручек «Яркость» и «Фокус»; поворачивая антенну при помощи ручки «Угол сноса», убедиться, что разность показаний шкалы этой ручки
Таблица 1
Проявление неисправности | Возможная причина | Способ устранения |
Станция не работает и не горят сигнальные лампочки на ее пультах управления | Выключены автоматы защиты «Локатор» на щите АЗС | включить автоматы защиты |
Станция не работает, но сигнальные лампочки на пультах управления горят | Перегорел предохранитель СП-15 за крышкой «Предохранители» на панели переменного тока | Заменить предохранитель |
Нет развертки на всех индикаторах, лампочка «Высокое» не горит, ток магнетрона равен нулю | Отказ основной системы синхронизации | Зключить резервную систему синхронизации, установив переключатель «Синхр. — Контроль— II канал» на пульте управления и контроля в положение «II канал» |
На экране индикатора летчика или штурмана нет развертки, но светится яркая точка | Перегорел предохранитель на 0,25 А в цепи напряжения 250 В с надписью соответственно «Пил.» или «Шт.», установленный на коробке предохранителей и регулировок | Заменить предохранитель |
Нет развертки на экране индикатора летчика или штурмана | Перегорел предохранитель на 0,25 А в цепи напряжения 115 В с надписью соответственно «Пил.» или «Шт.», установленный на коробке предохранителей и регулировок | Заменить предохранитель |
Отметки целей наблюдаются только в секторе 10—15° по центру или по краям экранов индикаторов | Отказ системы стабилизации антенны | Проверить работу центральной гировертикали ЦГВ-4 Заменить три предохранителя СП-5 «Локатор» на панели переменного тока Использовать режим «Выкл. стаб. танг.» |
Не включается режим «Скорость», «Снос» или «Снос точно» | Перегорели предохранители на блоке навигационных устройств | Заменить предохранители |
На экранах всех индикаторов нет отметок целей или наблюдается «секторение». При установке переключателя «Контр.» в положение «Ток крист.» наблюдаются колебания стрелки контрольного прибора или его показания меньше 4-х | Отказ системы АРЧ | Включить систему РРЧ: переключатель «АРЧ— РРЧ» на пульте управления и контроля установить в положение «РРЧ», переключатель «Контр.» установить в положение «Ток. крист. АПЧ», включить режим «Обзор», после чего поворотом ручки «РРЧ» добиться |
Продолжение табл. 1
Проявление неисправности | Возможная причина | Способ устранения |
делений шкалы |
| максимальных показаний контрольного прибора, а затем — четких отметок целей на экранах индикаторов |
Нет отметок целей на индикаторах, лампочка «Высокое» не горит и ток магнетрона равен нулю | Перегорел предохранитель на 10 А на коробке предохранителей и регулировок | Заменить предохранитель |
Нет развертки на экранах индикаторов летчика и штурмана | Перегорел предохранитель на 0,5 А на коробке предохранителей и регулировок | Заменить предохранитель |
Недостаточная яркость отметок целей | Занижено напряжение бортовой сети 115 В | Отрегулировать напряжение генератора ГО-16 |
и углового положения линии развертки на азимутальной сетке экрана индикатора штурмана не превышает 1°.
Во время проверки работоспособности станции с обоих пультов должны в соответствии с включаемыми режимами работы станции загораться лампочки «Обзор» на этих пультах, а также лампочка, установленная на пульте управления и контроля и сигнализирующая о включении режима «Горы — Грозы».
После проверки работоспособности станции переключить управление на пульт управления и контроля, установить органы управления в исходные положения. Выключить электропитание станции, а если проверка осуществлялась перед выруливанием со стоянки на исполнительный старт, то выключить высокое напряжение, установив переключатель «Выкл. — Станция — Высокое» в положение «Станция».
Во время руления передатчик (высокое напряжение) должен быть выключен. Включать передатчик следует на исполнительном старте перед взлетом.
Во время взлета при необходимости осуществлять обзор воздушного пространства в направлении полета нужно переключатель «Режим работы» на пульте управления и контроля установить в положение «Выкл. стаб. танг.». При этом выключается стабилизация антенны па продольному крену и станция работает в режиме «Препятствия».
В полете в случае неисправности станции следует проверить правильность положения органов управления, после чего в зависимости от проявления неисправности включить имеющиеся резервные системы (РРЧ, синхронизации) или заменить соответствующие предохранители. Простейшие неисправности станции и их возможные причины приведены в табл. 1. Однако нужно иметь в виду, что неисправности в работе станции, возникшие по разным причинам, могут иметь одинаковое проявление.
При необходимости работоспособность станции в полете можно проверить аналогично ее проверке на земле.
Станцию следует выключать перед посадкой после выхода на предпосадочную прямую. Перед ее выключением нужно органы управления станции установить в исходные положения.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и