logo search
Ан-24 А и РЭО

50. Вариометр вр-10

Назначение и принцип действия. Кабинный вариометр ВР-10 (рис. 74) предназначен для указания «вертикальной скорости» в герметической кабине, т. е. скорости изменения давления в кабине самолета (мм рт. ст./с), и используется как вспомогательный прибор. Принцип действия вариометра основан на измерении разности давления воздуха в корпусе прибора, соединенного с герметической кабиной капиллярной трубкой, и давлением внутри манометриче­ской коробки, соединенной с кабиной через трубопровод большого сечения.

У становлен вариометр на сред­ней панели приборной доски.

Устройство и работа. Варио­метр ВР-10 состоит из герметич­ного корпуса (рис. 75), где уста­новлена манометрическая короб­ка 5, которая является чувстви­тельным элементом прибора. Ма­нометрическая коробка через пе­редающий механизм воздействует на стрелку. Внешняя поверхность коробки через капиллярную труб­ку воспринимает кабинное давле­ние воздуха, а внутренняя по­лость находится под действием кабинного давления воздуха, поступаемого внутрь коробки через трубопровод большого сечения.

Н а лицевой части прибора име­ется шкала от 0 до 10 м/с на подъ­ем и спуск, а также кремальера, служащая для установки стрелки на нуль.

Вариометр работает следующим образом. При постоянном давлении воздуха в герметической кабине (не­изменный режим работы авиадвига­телей при включенной системе над­дува и постоянной высоте полета) разность давлений воздуха внутри и вне коробки равна нулю и стрел­ка прибора стоит на нуле. С подня­тием на высоту или уменьшении подачи воздуха авиадвигателями дав­ление внутри корпуса прибора будет уменьшаться медленнее, чем внутри кабины самолета. Под действием разности давлений мано­метрическая коробка сжимается и перемещает стрелку по шкале вверх от нулевой отметки шкалы. После набора высоты (изменения давления) давление воздуха в кабине корпуса прибора и внутри манометрической коробки уравнивается, и стрелка прибора возвра­щается на нулевую отметку шкалы.

При снижении самолета давление внутри манометрической ко­робки увеличивается, а внутри корпуса прибора образуется разре­жение воздуха. При этом манометрическая коробка расширяется, и стрелка прибора перемещается вниз от нулевой отметки шкалы. По кабинному вариометру скорость изменения давления в гермети­ческой кабине при наборе высоты или снижении самолета не долж­на превышать 2—3 м/с. При проверке вариометра перед полетом стрелка должна находиться на нуле. Допуск ±0,3 м/с.