logo search
Ан-24 А и РЭО

26. Внутреннее освещение и подсвет приборов

Освещение кабины экипажа делится на общее и индивидуальное. Общее освещение осуществляется двумя плафонами белого и двумя плафонами красного света, которые расположены на потолке кабины. Включить можно плафоны белого или красного света с помощью переключателя, установленного на передней торцевой части верхнего щитка летчиков.

Для работы с картой и ведения записей в полете в условиях осве­щения кабины экипажа красным светом применяются индивидуаль­ные светильники белого света типа КЛСРК-45, установленные на бортах кабины. На арматуре каждого светильника имеются ручка реостата для включения, выключения, регулировки яркости свече­ния лампы, а также кнопка, предназначенная для кратковремен­ного включения лампы.

Лампы освещения кабины экипажа питаются постоянным током от аварийной шины бортовой сети.

Подсвет приборов, надписей, панелей, пультов и щитков осу­ществляется красным светом с помощью кабинных ламп заливаю­щего света и светильников индивидуального подсвета приборов. Лампы заливающего света установлены на щитках, пультах и т. п., индивидуальные светильники — возле каждого прибора.

В каждом светильнике подсвета приборов па приборной доске летчиков имеются две лампы, питающиеся по двум раздельным цепям. В случае неисправности одной из цепей прибор подсвечивается одной лампой. Надписи на щитках и панелях подсвечивают­ся светильниками с помощью светопроводов.

Освещение приборов индивидуальными светильниками и щит­ков с помощью светопроводов имеет нормальный и аварийный ре­жимы. При нормальном режиме напряжение подается на все лампы светильников индивидуального освещения приборов и арматур подсвета светопроводов. В случае аварийного питания бортовой сети постоянного тока нерегулируемое напряжение подводится толь­ко к светильникам тех приборов, которые работают в этих усло­виях.

При обесточивании основной шины сети постояного тока или неисправности цепи освещения наиболее ответственных светопрово­дов автоматически включаются четыре кабинные лампы, обеспечи­вающие аварийное освещение приборной доски заливающим крас­ным светом. Две эти лампы установлены на потолке и по одной — на вертикальных панелях левого и правого пультов.

Все лампы красного света питаются от бортовой сети постоянного тока. Цепи их питания защищены автоматами защиты, распо­ложенными на щите АЗС и на приборной доске радиста, а также предохранителями типа СП, которые установлены на РК кабины экипажа, на вертикальных панелях левого и правого пультов и на приборной доске радиста.

Подсвет приборов на панелях приборной доски, центральном, левом пультах и верхнем щитке включается с помощью переключа­теля на три положения «Освещение приборов — Аварийное», распо­ложенного на левой панели приборной доски. Он обеспечивает включение подсвета в нормальном и аварийном режимах. Подсвет левого пульта включается со щита АЗС, приборной доски радиста и щита АЗС — с приборной доски радиста. Яркость подсвета регу­лируется с помощью ручек реостатов, которые установлены на ле­вом и правом пультах, на верхнем щитке и на приборной доске радиста.

Лампы аварийного освещения приборной доски заливающим светом включаются автоматически только в том случае, когда ручки реостатов регулировки их яркости, расположенные на левом пуль­те, выведены, т. е. повернуты против хода часовой стрелки.

Предполетная проверка освещения кабины экипажа и подсвета приборов осуществляется следующим образом.

Включением плафонов общего и ламп индивидуального освеще­ния проверяется их исправность.

Для проверки подсвета приборов необходимо:

переключатель «Освещение приборов — Аварийное» на левой панели приборной доски установить в положение «Освещение при­боров» и включить АЗС подсвета на приборной доске радиста;

поворотом ручек реостатов убедиться, что включаются все лам­пы подсвета и регулируется яркость их свечения;

поворачивая против хода часовой стрелки ручки реостатов на левом пульте, убедиться, что автоматически зажигаются лампы ава­рийного подсвета приборной доски заливающим красным светом;

установить арматуры этих ламп в положение, обеспечивающее осве­щение приборной доски;

перевести переключатель на левой панели приборной доски из положения «Подсвет приборов» в положение «Аварийный» и убе­диться, что подсвечиваются все приборы, для которых предусмот­рен аварийный подсвет.

Освещение пассажирского салона делится на общее, дежурное и проходное.

Общее освещение осуществляется лампами дневного света, которые разделены на четыре группы. Каждая группа вклю­чается с помощью отдельного выключателя. Выключатели уста­новлены на злектрощитке бортпроводника. Лампы общего освеще­ния питаются от основной шины бортовой сети переменного одно­фазного тока. Их общая цепь питания защищена предохранителем СП-20, расположенным в распределительной коробке переменного тока напряжением 115 В. Кроме того, на электрощитке бортпровод­ника установлены четыре предохранителя СП-5, каждый из кото­рых защищает цепь питания одной группы ламп.

Основное освещение можно включать только при питании бор­товой сети от аэродромного источника электроэнергии переменного тока или от генератора ГО-16ПЧ8. Его включение при питании бор­товой сети от преобразователя П-750 2-й серии запрещается, так как это может привести к выходу преобразователя из строя. При отри­цательных температурах наружного воздуха перед включением основного освещения пассажирский салон рекомендуется прогреть от наземного кондиционера.

В полете при включенных лампах основного освещения необхо­димо вести наблюдение за их работой. Если какая-либо из ламп по­гасла или горит неустойчиво (мигает), необходимо выключить всю группу, к которой относится эта лампа. Несвоевременное отключе­ние лампы может привести к перегреву и сгоранию ее пускового дросселя, в результате чего из-под облицовочных панелей потолка пассажирского салона появляется дым.

Дежурное освещение предназначено для освещения пас­сажирского салона при неработающем основном освещении. Это освещение осуществляется лампами, которые питаются от аварий­ной шины бортовой сети постоянного тока. Цепь питания ламп за­щищена АЗР-15, который одновременно является выключателем дежурного освещения и установлен на электрощитке бортпровод­ника.

Проходное освещение предназначено для того, чтобы осветить проход в пассажирский салон и кабину экипажа без пред­варительного подключения источника электроэнергии к бортовой сети, которое осуществляется из кабины экипажа. Для этого лампы проходного освещения питаются непосредственно от бортовых акку­муляторов или от шины наружных средств аэродромного обслужи­вания, когда к этой шине подводится напряжение от разъема аэро­дромного питания АР-1, к которому подсоединен аэродромный источник электроэнергии постоянного тока.

К проходному освещению относятся часть ламп дежурного осве­щения, один плафон белого света в кабине экипажа, плафон на по­толке переднего багажного отсека, плафон над входом в пассажирский салон и лампа освещения верхней ступени лестницы у входа в пассажирский салон. Проходное освещение включается с помо­щью переключателей, которые установлены по одному у входной двери самолета и в кабине экипажа у двери справа. Для включения освещения нужно рукоятку одного из них переключить в другое по­ложение.