logo search
Ан-24 А и РЭО

28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16

Назначение и состав. Лопатки входных направляющих аппаратов (ВНА) и воздухозаборники двигателей, крыло и оперение для за­щиты от обледенения обогреваются горячим воздухом, отбираемым от 10-й ступени компрессора каждого двигателя. Турбогенератор ТГ-16 обогревается воздухом, который подается от 10-й ступени компрессора правого двигателя.

Открытие и закрытие заслонок отбора воздуха осуществляется электромеханизмами МП-5, установленными на двигателях. При крайних положениях заслонки цепь питания электромеханизма раз­рывается концевыми выключателями, которые имеются в механиз­ме. Время, в течение которого заслонка переводится из одного край­него положения в другое, составляет не более 27 с.

Управление электромеханизмами системы обогрева ВНА и воз­духозаборников двигателей производится с помощью двух пере­ключателей «Обогрев ВНА левого, правого», расположенных на правой панели приборной доски. Каждый переключатель имеет три положения: «Открыто — Отключено — Закрыто». Здесь же разме­щены две лампочки с зелеными светофильтрами «ВНА левого дви­гателя» и «ВНА правого двигателя», которые включаются сигнали­заторами давления при подаче воздуха в систему обогрева ВНА. Сигнализаторы давления по принципу действия представляют со­бой пневмоэлектрические реле и установлены по одному на каждом двигателе.

Для управления электромеханизмами системы обогрева крыла и оперения на правой панели приборной доски имеется переклю­чатель на два положения «Крыло и оперение—Выключено». Там же расположены две лампочки с зелеными светофильтрами «Крыло и оперение», сигнализирующие об открытом положении заслонок отбора воздуха. Лампочки включаются концевыми выключателями при полностью открытых заслонках.

Управление электромеханизмом системы обогрева турбогенера­тора ТГ-16 осуществляется с горизонтальной панели правого пуль­та, где установлены переключатель «Обогрев турбогенератора—Выключено» и лампочка «Обогрев турбогенератора» с зеленым све­тофильтром. Лампочка включается концевым выключателем при открытом положении заслонки отбора воздуха.

Электромеханизмы МП-5 и лампочки сигнализации положения заслонок питаются от основных шин бортовой сети постоянного тока. Цепи питания электромеханизмов систем обогрева ВНА, кры­ла и оперения защищены соответственно двумя АЗС-2 «ВНА дви­гателей. Левого, Правого» и АЗР-6 «Крыло и оперение», располо­женными на щите АЗС. Цепи управления обогревом газотурбинной установки защищены предохранителем СП-1, установленным в РК гондолы, и АЗС-2, который расположен на щите АЗС.

Предполетная проверка и включение. Перед проверкой и вклю­чением систем необходимо включить соответствующие автоматы

защиты на щите АЗС. Управление обогревом ВНА и воздухозабор­ников двигателей, а также крыла и хвостового оперения проверяет­ся при работающих двигателях.

Для проверки системы обогрева ВНА и воздухозаборников дви­гателей необходимо:

установить переключатели «Обогрев ВНА» в положение «От­крыто», в результате чего должны загореться лампочки «ВНА ле­вого двигателя» и «ВНА правого двигателя»;

установить переключатели «Обогрев ВНА» в положение «Закры­то» — сигнальные лампочки должны погаснуть;

через 1—2 мин после погасания сигнальных лампочек устано­вить переключатели «Обогрев ВНА» в положение «Отключено».

На самолетах последних выпусков переключатели управления обогревом ВНА и воздухозаборников двигателей имеют два поло­жения («Открыто» и «Закрыто») и при включенном или выключен­ном обогреве должны находиться в соответствующем положении.

Система обогрева крыла и оперения проверяется при работе двигателей на режиме 22±2° по УПРТ. Для проверки необходимо:

на время не более 1 —1,5 мин установить переключатель «Кры­ло и оперение — Выключено» в положение «Крыло и оперение» и убедиться, что загорелись обе сигнальные лампочки «Крыло и опе­рение»;

установить указанный переключатель в положение «Выключе­но», после чего обе лампочки «Крыло и оперение» должны погас­нуть.

Во время проверки на земле вследствие отсутствия обдува вклю­чать обогрев крыла и оперения на время более 1—1,5 мин запре­щается.

Систему управления обогревом турбогенератора ТГ-16 можно проверить при неработающих двигателях. Для проверки переклю­чатель «Обогрев турбогенератора — Выключено» следует устано­вить в положение «Обогрев турбогенератора» и после загорания сигнальной лампочки перевести этот переключатель в положение «Выключено» (сигнальная лампочка должна погаснуть).

Когда взлет производится при температуре наружного воздуха на земле 5° и ниже и при наличии облачности, тумана, снегопада, дождя, мороси обогрев ВНА и воздухозаборников необходимо включать после запуска двигателей и выхода их на режим малого газа. С целью включения обогрева переключатели «Обогрев ВНА» необходимо установить в положение «Открыто». Когда обогрев включен, должны гореть лампочки «ВНА левого двигателя» и «ВНА правого двигателя».

Если в полете противообледенители не были своевременно вклю­чены и обледенел двигатель, то включать обогрев ВНА и воздухо­заборников запрещается, так как его включение в этом случае мо­жет вызвать отказ двигателя.

В указанных выше метеорологических условиях обогрев ВНА и воздухозаборников двигателей выключают перед остановом дви­гателей. Для выключения обогрева нужно переключатели «Обогрев ВНА» установить в положение «Закрыто» и через 1—2 мин после погасания лампочек «ВНА левого двигателя», «ВНА правого дви­гателя» перевести переключатели в положение «Отключено».

При наличии вероятности обледенения противообледенительную систему крыла и оперения включают после взлета и перевода дви­гателей на номинальный режим работы. Для включения системы переключатель «Крыло и оперение — Выключено» нужно устано­вить в положение «Крыло и оперение» и убедиться, что загорелись две сигнальные лампочки «Крыло и оперение». В условиях обледе­нения большой интенсивности обогрев крыла и оперения рекомен­дуется включать периодически на 3—4 мин через каждые 8—10 мин полета и выключать систему после пролета высоты принятия ре­шения.

При интенсивном обледенении обогрев крыла и оперения вклкь чают импульсами с той целью, чтобы образовавшийся на передней кромке крыла лед подтаивал и сбрасывался. Если обогрев будет включен непрерывно, то образующаяся в результате таяния льда вода будет стекать на необогреваемую часть крыла, что приведет к обледенению этой его части.

Для выключения противообледенительной системы крыла и опе­рения нужно переключатель «Крыло и оперение — Выключено» установить в положение «Выключено» и убедиться, что погасли обе сигнальные лампочки «Крыло и оперение».

Обогрев турбогенератора ТГ-16 включают после взлета и пере­вода двигателей на номинальный режим работы, а выключают пе­ред посадкой на высоте 200—100 м.

Для включения обогрева установки следует переключатель «Обо­грев турбогенератора — Выключено» установить в положение «Обо­грев турбогенератора», а для выключения — в положение «Выклю­чено». При включенном обогреве должна гореть лампочка, сигнали­зирующая о его включении.