logo search
Ан-24 А и РЭО

20. Система сигнализации и тушения пожара

Назначение и состав. На самолете установлены две стационар­ные противопожарные системы: ССП-2А и ССП-7. Система ССП-2А предназначена для противопожарной защиты четырех отсеков — гондол двигателей и отсеков топливных баков, система ССП-7 для обнаружения и тушения пожара в двигателях.

Системы ССП-2А и ССП-7 обеспечивают:

световую и звуковую сигнализацию о пожаре;

автоматическое включение тушения пожара в отсеках гондол двигателей и топливных баков;

ручное включение пожаротушения в отсеках и двигателях;

автоматическое включение пожаротушения в отсеках и двигате­лях при посадке с убранными шасси;

проверку исправности элементов и агрегатов системы.

На самолете в состав системы ССП-2А входят следующие эле­менты и агрегаты, установленные вне кабины экипажа: 72 датчика ДПС-1АГ, четыре исполнительных блока БИ-2АУ, шесть огнетуши­телей ОС-8М, четыре (по числу отсеков) электромагнитных распре­делительных крана.

Каждый датчик ДПС-1АГ представляет собой батарею термо­пар и является датчиком пожара, воспринимающим скорость изме­нения и величину температуры окружающей среды. Датчики объ­единены в группы, в каждой группе три датчика соединены после­довательно. В каждом из четырех отсеков установлено шесть групп датчиков.

Исполнительный блок БИ-2АУ состоит из шести идентичных не­зависимых каналов. Основным элементом такого канала является чувствительное электромагнитное реле. К этому реле подключена указанная выше одна группа датчиков ДПС-1АГ. Исполнительные блоки установлены на потолке пассажирского салона между шпан­гоутами № 23 и 25.

Огнетушители ОС-8М имеют пиропатроны, обеспечивающие электрическое дистанционное открытие баллонов, и установлены в гондоле левого двигателя. Три огнетушителя относятся к первой и три — ко второй очереди пожаротушения.

Электромагнитный кран предназначен для подачи огнегасящей смеси от огнетушителей в соответствующий отсек. Краны объедине­ны в блоки по два и по одному блоку установлено в гондоле каж­дого двигателя.

На щитке пожаротушения (рис. 18), расположенном на фонаре кабины экипажа, установлены следующие органы управления и контроля системы ССП-2А: четыре (по числу отсеков) лампы-кнопки; шесть лампочек с желтыми светофильтрами, сигнализирую­щих об исправности пиропатронов огнетушителей; кнопка второй очереди пожаротушения; переключатель «Пожаротушение — Про­верка».

Лампы-кнопки установлены в ряд в порядке расположения от­секов на самолете, имеют соответствующие надписи, которые под­свечиваются лампочками при их горении.

На самолетах последних выпусков, где имеется вспомогатель­ная силовая установка, система ССП-2А обеспечивает также сиг­нализацию и тушение пожара в отсеке этой установки, поэтому на щитке пожаротушения установлено пять ламп-кнопок. Кроме того, на таких самолетах в отсеках гондолы правого двигателя и вспомо­гательной силовой установки расположено по три группы датчиков.

Каждая лампа-кнопка предназначена для открытия распредели­тельного крана данного отсека и ручного разряда огнетушителей первой очереди. Лампочка в ней горит при пожаре в соответствую­щем отсеке, а также когда открыт распределительный кран этого отсека. Сигнальные лампочки огнетушителей первой очереди имеют обозначения I, IA, IБ, а второй очереди — II, IIА, IIБ.

Кнопка второй очереди пожаротушения обеспечивает включение пожаротушения второй очередью огнетушителей только при усло­вии, что открыт хотя бы один распределительный кран (горит хотя бы одна лампа-кнопка).

Переключатель «Пожаротушение — Проверка» имеет три поло­жения и предназначен для включения электропитания систем ССП-2А и ССП-7 в режиме готовности к пожаротушению или в режиме проверки. При его среднем положении противопожарная система выключается.

Система ССП-7 включает в себя:

четыре датчика ДТБ-2А, которые установлены по одному на ло­бовом картере и на корпусе камеры сгорания каждого двигателя;

исполнительный блок ССП-7-БИ, расположенный на потолке пассажирского салона между шпангоутами № 25 и 26;

четыре огнетушителя ОС-2ИЛ с пиропатронами, размещенных по два у противопожарных перегородок двигателей (два огнетушителя используются

Рис. 18. Щиток пожаротушения

для тушения пожара в одном и два — в другом двигателе).

Перечисленные агрегаты системы ССП-7 по назначению и устройству аналогичны соответствующим агрегатам системы ССП-2А.

На щитке пожаротушения установлены следующие устройства сигнализации и управления стационарной противопожарной систе­мы ССП-7:

две лампочки с красными светофильтрами «Пожар внутри ле­вого двигателя» и «Пожар внутри правого двигателя», каждая из которых горит при пожаре в двигателе;

четыре лампочки с желтыми светофильтрами, сигнализирующие об исправности пиропатронов огнетушителей;

две кнопки пожаротушения в двигателях.

Два концевых выключателя, включающие систему пожаротуше­ния при посадке самолета с убранными шасси, установлены за ниж­ней обшивкой фюзеляжа между шпангоутами № 14—15 и № 30—31. Электромагнитные реле системы сигнализации и тушения пожара размещены в релейной коробке на потолке переднего грузового от­сека. Проверка системы ССП-7 осуществляется со щитка проверки (рис. 19), установленного на фонаре кабины экипажа. На щитке имеются кнопка «Включение датчиков» и галетный переключатель «Датчики двигателей и крыльев» на 11 положений, обозначения которых означают следующее:

«Краны» — распределительные краны;

«1 внутр.» и «2 внутр.» — датчики ДТБ-2А левого двигателя;

«3 внутр.» и «4 внутр.» — датчики ДТБ-2А правого двигателя;

ш есть положений, каж­дое из которых обозна­чено тремя числами, соответствуют датчикам ДПС-1АГ (в одном поло­жении переключателя проверяются три датчика в каждом отсеке).

Противопожарная система питается от аварий­ной шины бортовой сет постоянного тока. Цепи ее питания защищены тремя АЗС-10 «Система пожа­ротушения», расположен­ными на щите АЗС.

Принцип работы и управление системой ССП-2А. Автомати­ческое включение пожаротушения в отсеках про­исходит при условиях, что система включена в режим готовности к пожаротушению и в каком-либо из отсеков возник пожар.

Схема принципа работы системы ССП-2А приведена на рис. 20. С целью упрощения на ней показана только одна группа датчиков ДПС-1АГ (поз. 6) и распределительный кран 7 одного отсека, упу­щены некоторые промежуточные реле и другие элементы, не опре­деляющие принцип работы системы.

Для включения готовности к пожаротушению необходимо вклю­чить АЗС-10 «Система пожаротушения» на щите АЗС и переклю­чатель «Пожаротушение — Проверка» установить в положение «По­жаротушение». В результате включаются лампочки 9, 11 сигнали­зации исправности пиропатронов огнетушителей, а также аналогич­ные лампочки огнетушителей ОС-2ИЛ. Их минусовые цепи питания замкнуты через нити накаливания пиропатронов огнетушителей, поэтому лампочки будут гореть только при условии целости этих нитей. В то же время лампочка по сравнению с накальной нитью пиропатрона представляет собой большое электрическое сопротив­ление, вследствие чего в цепи протекает ток сравнительно малой величины, которого достаточно для свечения лампочки, но не хва­тает для срабатывания пиропатрона.

Если в отсеке возникнет пожар, то в результате их нагрева и по­вышения температуры датчики создадут электродвижущую силу, за счет которой потечет ток через обмотку чувствительного реле Р3, расположенного в исполнительном блоке БП-2АУ. Когда темпера­тура нагрева датчиков достигнет 150° и будет нарастать со скоро­стью не менее 2° в секунду, величины этого тока будет достаточно для срабатывания реле и оно замкнет свои контакты. Этим вклю­чится промежуточное реле Р4, которое включает сирену, лампу-кнопку и электромагнитный распределительный кран. Распредели­тельный кран откроется и встанет на самоблокировку через АЗС-10 и переключатель, вследствие чего он будет открыт до выключения электропитания системы. При этом через замкнутые

Рис. 20. Схема принципа работы ССП-2А:

1 — кнопки проверки; 2 — переключатель проверки; 3— концевые выключатели вклю­чения пожаротушения при посадке с убранными шасси; 4 — лампа-кнопка; 5 — сире­на; 6 — группа датчиков ДПС-1АГ; 7 — распределительный кран; 8 — кнопка второй очереди пожаротушения; 9, 11 — лампочки сигнализации исправности пиропатронов огнетушителей первой и второй очередей пожаротушения; 10, 12 — пиропатроны огне­тушителей

контакты рас­пределительного крана будет осуществлено:

замыкание цепи питания лампы-кнопки, которая теперь будет гореть до тех пор, пока открыт кран;

включение реле Р5, в результате чего погаснут лампочки сигна­лизации исправности пиропатронов огнетушителей первой очереди, напряжение бортовой сети подводится к этим пиропатронам и огне­тушители разряжаются;

подведение напряжения бортовой сети к кнопке пожаротушения второй очереди, в результате чего пожаротушение огнетушителями второй очереди возможно будет включить только в том случае, когда открыт распределительный кран хотя бы одного отсека.

Если пожар будет потушен, то прекратит звучать сирена. Одна­ко для проверки ликвидации пожара необходимо:

через 15 с после погасания лампочек огнетушителей первой оче­реди кратковременно установить переключатель «Пожаротушение—Проверка» в среднее положение, т. е. выключить электропи­тание системы, вследствие чего закроется распределительный кран;

повторно включить систему, установив переключатель в поло­жение «Пожаротушение».

Если пожар ликвидирован, то лампа-кнопка после указанных действий повторно не загорится, так как датчики не будут сигнали­зировать о пожаре. Однако во время пожара цепи датчиков могут быть повреждены, что тоже вызовет отсутствие сигнализации. По­этому необходимо визуально убедиться в ликвидации пожара.

В случае продолжающегося пожара датчики ДПС-1АГ будут выдавать соответствующий сигнал и после включения системы лам­па-кнопка загорится повторно, а также будет звучать сирена.

Закрывать распределительный кран ранее чем через 15 с после срабатывания огнетушителей первой очереди запрещается, так как в это время через него под давлением проходит огнегасящая смесь, которая впоследствии не даст возможности открыть кран.

Пожаротушение огнетушителями второй оче­реди включают в том случае, когда с помощью огнетушителей первой очереди пожар не был ликвидирован.

Если лампа-кнопка данного отсека горит (кран открыт), для включения пожаротушения необходимо нажать кнопку второй оче­реди пожаротушения. При этом через замкнувшиеся контакты кнопки включается реле Р6, вследствие чего разряжаются огнету­шители второй очереди и гаснут лампочки, сигнализирующие об исправности их пиропатронов.

Когда лампа-кнопка соответствующего отсека не горит, необхо­димо:

для открытия распределительного крана нажать лампу-кнопку, которая при этом должна загореться;

для разряда огнетушителей второй очереди нажать кнопку по­жаротушения этой очереди.

Через 15 с после включения огнетушителей второй очереди нуж­но убедиться в ликвидации пожара, как было указано выше.

Ручное управление пожаротушением огнету­шителями первой очереди осуществляется в случае, ког­да пожар замечен визуально, а система автоматически не включает­ся, а также при пожаре в двигателе.

Для разряда огнетушителей первой очереди в один отсек необ­ходимо нажать лампку-кнопку соответствующего отсека. При этом через замкнувшиеся контакты кнопки замыкается цепь питания рас­пределительного крана и он открывается.

В дальнейшем система работает как при автоматическом пожа­ротушении.

Если огнетушители первой очереди необходимо разрядить в два и более отсека, то лампы-кнопки следует нажать по возможности одновременно. Это обусловлено тем, что после срабатывания пиро­патронов огнетушителей вследствие создавшегося в трубопроводах давления распределительные краны других отсеков могут не от­крыться.

Принцип работы системы ССП-7. В случае пожара в двигателе по сигналу, который выдается хотя бы одним из датчиков этого двигателя, срабатывает реле в исполнительном блоке ССП-7-БИ. В результате включаются сирена и соответствующая лампочка «По­жар двигателя».

После останова двигателя для тушения пожара необходимо нажать кнопку пожаротушения данного двигателя. При нажатии кнопки разряжаются два огнетушителя этого двигателя и гаснут лампочки сигнализации исправности их пиропатронов.

Одновременно с целью блокирования очага пожара разряжают огнетушители ОС-8М первой, а при необходимости и второй очере­ди—в гондолу двигателя. Когда пожар ликвидирован, выключают­ся сирена и лампочка сигнализации пожара двигателя.

При отсутствии сигнализации о пожаре в двигателе, когда по­жар замечен визуально, или в случае отказа двигателя, пожароту­шение в двигателе включают так же, как и при наличии сигнали­зации.

Пожаротушение при посадке с убранными шасси включается концевыми выключателями, срабатывающими за счет смятия нижней обшивки фюзеляжа. При этом достаточно срабатывания одного концевого выключателя, вследствие чего от­крываются распределительные краны отсеков и загораются четыре лампы-кнопки, разряжаются все огнетушители ОС-8М и ОС-2ИЛ и гаснут лампочки сигнализации исправности их пиропатронов.

Предполетная проверка. Противопожарную систему необходимо проверять перед запуском двигателей, газотурбинной установки. Для ее включения в режим проверки нужно включить АЗС-10 на щите АЗС и переключатель «Пожаротушение — Проверка» устано­вить в положение «Проверка». После этого убедиться, что все лампочки, сигнализирующие об исправности пиропатронов огне­тушителей, горят, а лампы-кнопки и лампочки пожара двигателей не горят.

В дальнейшем в процессе проверки система срабатывает как при пожаре, но огнетушители не разряжаются, так как переключа­тель установлен в положение «Проверка».

Для проверки системы ССП-7 переключатель на щитке провер­ки надо установить поочередно в положения «1 внутр.», «2 внутр.», «3 внутр.» и «4 внутр.», при каждом его положении нажимая кноп­ку проверки. Когда кнопка нажата, должна звучать сирена и го­реть лампочка пожара соответствующего двигателя.

С целью проверки датчиков отсеков необходимо последователь­но установить переключатель в положения, соответствующие этим датчикам, и нажать кнопку проверки. Во всех положениях переклю­чателя при нажатой кнопке должны гореть все лампы-кнопки и звучать сирена.

Для проверки распределительных кранов следует установить переключатель на щитке проверки в положение «Краны» и нажать все лампы-кнопки, которые при этом должны загореться и гореть после их отпускания. Одновременно должны погаснуть три лампочки сигнализации

исправности пиропатронов огнетушителей пер­вой очереди.

Горение ламп-кнопок после их нажатия свидетельствует об от­крытии распределительных кранов. Для проверки их закрытия следует переключатель на щитке пожаротушения установить в сред­нее положение, а затем опять в положение «Проверка». После этого должны гореть все лампочки контроля исправности пиропатронов огнетушителей и не должны гореть лампы-кнопки. Если пожара нет и горит хотя бы одна лампа-кнопка, то нельзя устанавливать пере­ключатель в положение «Пожаротушение», так как разрядятся огнетушители первой очереди.

После проверки, перед запуском двигателей или газотурбин­ной установки переключатель на щитке пожаротушения необходимо установить в положение «Пожаротушение». Переключатель провер­ки должен находиться в положении «Краны». Выключать противо­пожарную систему следует после остановки двигателей.

На самолетах первых выпусков порядок проверки системы ССП-2А несколько отличается от рассмотренного. На этих самоле­тах переключатель проверки не имеет положения «Краны», но имеет положение «Выключено», и распределительные краны проверяются одновременно с датчиками отсеков. При каждом соответствующем положении переключателя проверки, нажатии и отпускании кнопки проверки лампы-кнопки продолжают гореть. Это свидетельствует об открытии распределительных кранов. Перед установкой пере­ключателя проверки в очередное положение их нужно закрыть, для чего переключатель на щитке пожаротушения необходимо устано­вить в среднее положение, а затем для дальнейшей проверки опять установить его в положение «Проверка».