logo search
Ан-24 А и РЭО

52. Авиационные часы ачс-1

Назначение. Часы АЧС-1 (рис. 77) предназначены для показа­ния текущего времени в часах, минутах и секундах; измерения времени полета в часах и минутах; измерения в минутах и секун­дах коротких промежутков времени до одного часа.

Установлены часы на средней панели приборной доски и верти­кальном пульте правого пилота.

Устройство. Часы АЧС-1 состоят из трех механизмов:

механизма обычных часов для отсчета текущего времени суток;

механизма времени полета для показания времени нахождения самолета в пути;

секундомера для замера и отсчета коротких промежутков вре­мени.

Механизм суточных часов работает непрерывно, а механизм времени полета и секундомера может включаться и выключаться с помощью правой головки.

Время суток отсчитывается на большой шкале циферблата. При работе механизма часовая, минутная и секундная стрелки двига­ются непрерывно. Заводят часы вращением левой головки против хода часовой стрелки до отказа. Полный завод пружины обеспечи­вает работу механизма в течение трех суток. Для точности хода часы следует заводить один раз за двое суток. Точность, хода часов в течение суток ±20 с.

Для установки стрелок на точное время необходимо в момент прохождения секундной стрелкой цифры 12 повернуть правую го­ловку по часовой стрелке, при этом стрелки часов остановятся. Затем вытянуть левую головку на себя до упора, и вращая ее про­тив часовой стрелки, перевести стрелки на текущее время.

При подаче сигнала точного времени необходимо правую го­ловку повернуть против часовой стрелки.

Показания времени полета отсчитываются на верхней шкале циферблата часов. Работа механизма времени полета определяется тремя положениями сигнального моста, покрытого красной и све­тящейся массой (или белого и серого цветов).

Пуск механизма времени полета осуществляется нажатием на левую головку; в отверстии циферблата появится красный цвет (или серый), и стрелки часов начнут перемещаться. Остановка механиз­ма времени полета производится вторым нажатием левой головки; в отверстии циферблата появится светящаяся масса и красный цвет (или белый и серый цвет). Возврат стрелок в нулевое положение осуществляется третьим нажатием левой головки; в отверстии по­явится только светящаяся масса (или белый цвет).

Показания секундомера отсчитываются на нижней шкале ци­ферблата часов, механизм которого управляется правой головкой. При первом нажатии на правую головку механизм секундомера приходит в действие. Остановка механизма производится вторич­ным нажатием на ту же головку. Возврат стрелок в нулевое поло­жение, когда они остановлены, осуществляется третьим нажатием на правую головку. Перед полетом проверить, заведены ли часы, и установить на них точное время.

Перед установкой стрелок на точное время при температуре ниже +5о С необходимо включить электрообогреватель и прогреть часы в течение 5—7 мин.

Электрообогреватель питается постоянным током напряжением бортсети 28,5 В. Выключатель обогрева часов установлен на пульте правого пилота.