35. Командная укв радиостанция р-802
Назначение, состав и основные характеристики. Радиостанция ультракоротковолнового диапазона Р-802 предназначена для ведения двусторонней радиотелефонной связи экипажа с наземными пунктами управления воздушным движением и самолетами в воздухе.
На самолете установлены два комплекта радиостанций Р-802: «УКР-I» и «УКР-II». В состав каждой из них входят: блок АБВ, пульт дистанционного управления, антенна.
Блок АБВ объединяет в себе передатчик (блок А), приемник (блок Б) и выпрямительное устройство (блок В), а также автоматику, обеспечивающую кварцевую стабилизацию и дистанционный выбор с пульта управления рабочих частот станции.
Пульт управления (рис. 32) радиостанции № 1 имеет в своем составе запоминающее устройство на 20 каналов связи, а радиостанции № 2 —наборное устройство. Запоминающее устройство предварительно настраивается на 20 рабочих частот станции, каждая из которых затем может быть включена установкой соответствующего номера канала на этом устройстве. Наборное устройства позволяет настроить станцию на любую ее рабочую частоту. Установка частоты осуществляется при помощи трех дисков, в окошках над которыми читается набранная частота в мегагерцах. Запоминающее и наборное устройства по их установке в пульте взаимозаменяемы.
Блоки АБВ обеих станций размещены в хвостовом негерметичном отсеке на этажерке между шпангоутами № 41 и 43. Для поддержания необходимого температурного режима блоков они обдуваются воздухом, который поступает под напором встречного потока через воздухозаборник, установленный на правом борту между шпангоутами № 41 и 42.
Рис 32. Пульты дистанционного управления радиостанцией Р-802:
1 — номер канала; 2 — запоминающее устройство; 3 —наборное устройство; 4—фиксатор крепления наборного устройства в пульте; 5 — вариант станции
Так как блоки АБВ установлены в негерметичном отсеке, то для исключения случаев электрического пробоя, в передатчике и приемнике при разрежении воздуха с подъемом на высоту производится их наддув. С этой целью воздух поступает в блоки из герметичной кабины по трубопроводу, выведенному в задний багажный отсек.
Пульты управления обеих станций установлены на верхнем щитке кабины экипажа. Кроме органов управления, относящихся к запоминающему или наборному устройству, на каждом пульте имеются:
ручка «ГР» регулятора громкости принимаемых сигналов и сигналов прослушивания своей передачи в телефонах;
выключатель подавителя шумов «Вкл. — Подав, шумов»;
переключатель мощности передатчика «Мощн. Пониж. — Полн. » (если пульт имеет встроенный красный подсвет, то этот переключатель устанавливается возле пульта на верхнем щитке кабины экипажа);
выключатель «II компл. — Выкл.», при установке которого в положение «II компл.» в телефонах одновременно с приемником данной станции прослушивается с пониженной громкостью приемник другой УКВ-радиостанции самолета;
переключатель «Управл.» («Управление»), который на самолете отключен, и не используется (он используется в том случае, когда в комплект станции входят два пульта управления).
Антенна каждой радиостанции выполнена в виде металлической сетки и наклеена на внутренней поверхности радиопрозрачной обшивки законцовки киля. Выключатели электропитания радиостанций установлены возле их пультов управления на верхнем щитке кабины экипажа.
Основные данные
Диапазон частот........................................................................................метровый
Дальность связи с наземными станциями на высотах:
1000 м.........................................................................................................120 км
5000 м .......................................................................................................230 км
Время переключения рабочих частот:
для пульта с запоминающим устройством....................................................4 с
для пульта с наборным устройством.............................................................6 с
Время перехода с приема на передачу............................................................0,5 с
Полная мощность передатчика в, антенне............................................14—16 Вт
Потребляемый ток по сети напряжением 115 В, частотой 400 Гц в режимах:
«Прием»........................................................................................................2 А
«Передача» полной мощностью.................................................................3,5 А
«Передача» пониженной мощностью........................................................2,3 А
Кратковременно потребляемый ток от бортовой сети
постоянного напряжения при переключении волн.................................10,5 А
Цепи питания каждой радиостанции защищены: по постоянному току — АЗС-2, расположенным на щите АЗС; по переменному току — двумя предохранителями СП-5, которые установлены на панели переменного тока. Один предохранитель защищает цепь питания передатчика, другой — приемника.
Радиостанция «УКР-1» питается от аварийных шин бортовых сетей постоянного и переменного однофазного токов.
Принцип работы. Упрощенная структурная схема радиостанции Р-802 (рис. 33) включает в себя приемник, передатчик, систему автоматической настройки и пульт управления.
Приемник станции выполнен по супергетеродинной схеме с двойным преобразованием частоты и автоматической регулировкой усиления, а также имеет подавитель шумов. Двойное преобразование частоты в приемниках осуществляется с целью защиты от помех по так называемым зеркальным частотным каналам («защиты от зеркальных помех»).
Рис. 33. Структурная схема радиостанции Р-802
Зеркальными помехами называются сигналы мешающих станций, частоты которых fз отличаются от рабочих частот данной станции fс на удвоенную величину первой промежуточной частоты f п ее приемника:
fз = fс ± f п.
Для приемника станции Р-802 первая промежуточная частота равна разности частот первого гетеродина fг и принимаемого сигнала fс:
f п = fг — fс
откуда следует:
f г = fс + fп
В связи с этим для данного приемника являются зеркальными помехи с частотами fз = fс + 2fп (для приемников некоторых других станций fп = fс — fг и зеркальными являются помехи с частотами fз = fс + 2fп).
Если сигнал зеркальной помехи не будет достаточно подавлен .колебательными контурами высокой частоты приемника (входной цепи и УВЧ), то он поступит на вход первого смесителя, где преобразуется с колебаниями первого гетеродина в напряжение их разностной частоты, в результате чего и с учетом выше приведенных выражений получим:
fз— fг = fс + 2fп— fс — fп = fп.
Таким образом, в первом смесителе зеркальная помеха преобразуется в напряжение первой промежуточной частоты, которое в дальнейшем проходит через приемник наравне с полезным сигналом. Это значит, что зеркальная помеха подавляется только контурами высокой частоты приемника. Для большего ее ослабления она должна иметь возможно большую частоту по сравнению с полезным сигналом, что будет удовлетворяться только в том случае, когда первая промежуточная частота приемника при его проектировании будет выбрана достаточно высокой. С другой стороны, для обеспечения хорошей избирательности, осуществляемой контурами УПЧ, по соседним каналам и получения достаточного усиления напряжения каждым каскадом УПЧ промежуточная частота приемника должна выбираться сравнительно малой. С целью решения этих противоречивых задач многие приемники выполняются с двойным преобразованием частоты. В этом случае первая промежуточная частота выбирается сравнительно высокой (что обеспечивает хорошую избирательность по зеркальным каналам), а вторая — низкой (для получения хорошей избирательности контуров этой частоты и достаточно большого усиления напряжения каждым каскадом УПЧ). Например, для приемника станции Р-802Г первая промежуточная частота составляет 24,1 МГц, а вторая — 2,9 МГц.
С целью обеспечения высокой стабильности частоты настройки приемника станции Р-802. кварцевая стабилизация частоты его первого гетеродина осуществляется при помощи системы автоматической настройки, а второй гетеродин стабилизирован кварцем.
В приемнике имеется подавитель шумов, который запирает УНЧ приемника, когда напряжение на выходе второго УПЧ не превышает установленный уровень, т. е. когда на вход приемника поступают слабые сигналы. Благодаря этому при отсутствии полезного сигнала в телефонах не прослушиваются собственные шумы приемника и принимаемые слабые помехи. При поступлении на вход приемника сравнительно большого сигнала подавитель шумов автоматически выключается и этот сигнал проходит через приемник. В приемнике предусмотрена также возможность выключения подавителя шумов с пульта управления, что необходимо в случае приема слабых сигналов корреспондента.
Передатчик станции включает в себя автогенератор, буферный усилитель, усилитель мощности, модулятор и детектор самоконтроля. Автогенератор создает высокочастотные колебания, которые усиливаются буферным усилителем, а затем усилителем мощности. Напряжение звуковых частот, созданное микрофоном, усиливается модулятором, после чего поступает на усилитель мощности. В результате высокочастотные колебания в усилителе мощности модулируются по амплитуде напряжением звуковых частот. От усилителя через контакты реле переключения антенны энергия этих колебаний поступает в антенну.
Для прослушивания своей передачи незначительная часть энергии модулированных колебаний с выхода усилителя мощности подается на детектор самоконтроля. Детектор выделяет из этих колебаний напряжение звуковых частот, которое усиливается УНЧ приемника, затем через пульт управления и абонентский аппарат СПУ поступает на телефоны. Таким образом, контроль своей передачи осуществляется по высокой частоте.
Система автоматической настройки обеспечивает дистанционную настройку станции на ее рабочие частоты и кварцевую стабилизацию этих частот.
В состав системы автоматической настройки входят блок датчика опорных частот (ДОЧ), системы механической настройки» подстройки первого гетеродина приемника и автогенератора передатчика. Система механической настройки включает в себя также каналы грубого и точного слежения.
В блоке ДОЧ имеются три генератора колебаний с кварцевой стабилизацией их рабочих частот — грубой, промежуточной и точной сеток. При настройке станции на заданную частоту включается одна из фиксированных рабочих частот каждого генератора. Генератор грубой сетки может работать на 6, а промежуточной и точной сеток— на 10 частотах.
Интервалы между соседними по величине частотами каждого генератора равны между собой. В частотном интервале генератора грубой сетки укладывается 10 таких интервалов генератора промежуточной сетки, частотный интервал которого в свою очередь в 10 раз больше по сравнению с интервалом генератора точной сетки. Таким образом, если использовать все рабочие частоты генераторов блока ДОЧ и суммировать их, то можно получить 501 частоту, каждая из которых стабилизирована кварцами.
При помощи генераторов грубой, промежуточной и точной сеток осуществляется перестройка станции по частоте через каждые 10; 1 и 0,1 МГц соответственно. Частоты генераторов блока ДОЧ переключаются дистанционно с пульта управления с помощью запоминающего или наборного устройства.
Процесс работы системы автоматической настройки при настройке станции на установленную с пульта управления частоту можно разделить на следующие этапы:
включение соответствующих частот генераторов блока ДОЧ;
грубая, а затем точная механическая настройка контуров передатчика и приемника;
подстройка первого гетеродина приемника;
подстройка автогенератора передатчика.
Механическая настройка и подстройка первого гетеродина приемника осуществляются по частотам, генераторов блока ДОЧ. Автогенератор передатчика подстраивается по частоте настройки приемника.
При установке частоты на пульте управления соединенные с ним пульс-моторы блока ДОЧ включают соответствующие частоты генераторов этого блока. Канал грубого слежения системы механической настройки при помощи потенциометрической следящей системы связан с пульс-моторами блока ДОЧ. В результате этого система механической настройки приближенно устанавливает роторы блоков переменных конденсаторов, приемника и передатчика в положение, соответствующее заданной частоте.
После отработки системы, грубой механической настройки частота первого гетеродина приемника сравнивается с частотами, ДОЧ. В результате система точной механической настройки устанавливает ротор блока переменных конденсаторов более точно в заданное положение.
Вследствие отработки системы механической настройки частоты принимаемого сигнала будет находиться в полосе пропускания контуров высокой частоты приемника. Но контуры УПЧ имеют более узкую полосу пропускания частот, поэтому даже при сравнительно небольшой погрешности в настройке первого гетеродина (второй гетеродин стабилизирован кварцем), промежуточная частота может оказаться вне этой полосы. С целью исключения такого случая производится подстройка первого гетеродина электронным способом по частотам блока ДОЧ, в результате чего приемник оказывается настроенным на заданную частоту с достаточной точностью. Принцип действия системы подстройки тоже основан на сравнении частоты гетеродина с частотами генераторов блока ДОЧ.
Подстройка автогенератора передатчика осуществляется при включении станции на передачу. Во время работы передатчика незначительная часть энергии его колебаний через разомкнутые контакты реле переключения антенны, как через конденсатор, поступает на вход приемника и далее проходит через приемник как обычный сигнал. При этом напряжения с первого и второго УПЧ поступают на систему подстройки автогенератора, в которой имеются контуры, настроенные на номинальные значения первой и второй промежуточных частот приемника. Если автогенератор передатчика, как и приемник, настроен точно на заданную частоту, то частоты этих напряжений соответствуют настройке контуров, вследствие чего автогенератор не подстраивается. При неточной настройке автогенератора такого соответствия не будет, в результате чего система подстройки настроит автогенератор более точно на заданную частоту.
Предварительная настройка, включение и управление в полете. Предварительная настройка радиостанции заключается в настройке запоминающего устройства пульта управления. Каждый канал этого устройства может быть настроен на любую рабочую частоту станции. Настройка запоминающего устройства производится вручную с помощью специального ключа.
Для предварительной настройки запоминающего устройства необходимо расфиксировать и извлечь его из пульта управления. Расфиксация запоминающего устройства в пульте управления осуществляется поворотом фиксатора (см. рис. 32) по часовой стрелке до установки шлица в вертикальное положение.
В нижней части корпуса запоминающего устройства имеется вырез, через который обеспечивается доступ к барабану с 20 планками. На каждой планке расположены 14 штырей, при помощи которых осуществляется настройка данного канала на нужную частоту. Номер настраиваемого канала читается слева от соответствующей планки по узкой цилиндрической шкале, вращающейся вместе с барабаном. Каждый штырь может быть поднят или опущен и фиксируется в установленном положении канавкой, которая имеется на барабане. Для изменения положения штыря нужно повернуть его на 180° при помощи ключа. На планке штыри разделены на четыре группы: «Сотни», «Десятки» и «Единицы», а также имеется по одному штырю с надписями «С» и «ОС». В каждой группе штыри имеют номера 1, 2, 3 и 6.
При н.астройке десятки МГц частоты необходимо набирать штырями группы «Сотни», единицы МГц — штырями группы «Десятки» и десятые доли МГц — штырями группы «Единицы». Набор сотен МГц не производится, так как диапазон частот станции лежит в пределах одной сотни и все частоты начинаются с цифры «1». Штырь «ОС» не используется.
Для набора какой-либо цифры необходимо поднять штырь с соответствующим номером. Если в номерах штырей нужной цифры не имеется, то она набирается как сумма двух цифр. Для. набора 0,05 МГц следует поднять штырь «С». При наборе цифры 0 все штыри соответствующей группы нужно опустить. На каналах, не используемых для радиосвязи, все штыри должны быть опущены.
После настройки запоминающего устройства необходимо установить и зафиксировать его в пульте управления и проверить работоспособность станции.
В к л ю ч е н и е радиостанции на земле вследствие отсутствия ее обдува допускается на время не более 30 мин в режиме «Прием» и не более 20 мин по циклу: 1 мин — «Передача», 3 мин — «Прием».
Для включения электропитания станции необходимо включить АЗС-2 «УКР» на щите АЗС и выключатель на верхнем щитке кабины экипажа. Радиостанция будет готова к работе после прогрева ее под током в течение 3—5 мин (после включения автоматика станции в течение 1,5—2 мин работает в режиме «Поиск», что не является неисправностью). На пульте управления радиостанции ручку «Громкость» необходимо установить вправо до упора и включить подавитель шумов, на абонентском аппарате СПУ подключиться к данной радиостанции.
Для проверки работоспособности станции следует набрать соответствующую частоту и установить двустороннюю радиосвязь с корреспондентом. Проверку на связь необходимо произвести при включенной как номинальной, так и пониженной мощности передатчика. Затем убедиться в переключении частот (каналов) связи.
Если корреспондента, с которым можно установить связь, не имеется, то работу приемника надо проверить по наличию его собственных шумов в телефонах, а передатчика — по наличию прослушивания своей передачи. Шумы в телефонах при включенном подавителе появляются кратковременно в момент перехода с передачи на прием (отпускания кнопки «Радио»). После этого необходимо выключить подавитель шумов (шумы в телефонах должны прослушиваться в течение всего времени работы на прием). Переключая частоты (каналы) связи, следует убедиться в работе системы автоматической настройки: во время отработки системы шумы приемника в телефонах должны на несколько секунд исчезать. Перед полетом необходимо подавитель шумов включить.
В полете электропитание обеих УКВ-радиостанций при их исправности должно быть включено. Станция обеспечивает непрерывную работу по циклу: 1 мин — «Передача», не менее 3 мин — «Прием».
Когда при ведении связи на большие расстояния прослушивание передачи корреспондента в телефонах временами прерывается, необходимо выключить подавитель шумов на пульте управления станции. В случае отказа радиостанции следует проверить включение АЗС-2 «УКР» на щите АЗС. При отказе передатчика или приемника нужно заменить соответствующий предохранитель СП-5 на панели переменного тока. Если работу отказавшей радиостанции восстановить не удалось, необходимо выключить ее электропитание и после посадки проверить исправность предохранителей, установленных на планке «Предохранители», которая имеется на передней, панели блока АБВ.
- Глава I. Бортовая электрическая сеть
- 1. Общие сведения
- 2. Электрическая сеть постоянного тока
- 3. Электрическая сеть переменного однофазного тока
- 4. Электрическая сеть переменного трехфазного тока
- 5. Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока
- 6. Стартер-генератор стг-18тмо
- 7. Генератор гс-24а
- 8. Бортовые аккумуляторные батареи 12-сам-28
- 9. Аэродромные источники электроэнергии постоянного тока
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока
- 10. Генераторы го-16пч8
- 11. Преобразователь по-750
- 12. Аэродромный источник электроэнергии переменного однофазного тока
- 13. Источники электроэнергии переменного трехфазного тока
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и газотурбинной установкой
- 14. Система запуска двигателей
- 15. Система флюгирования воздушных винтов
- 16. Электрооборудование топливной системы
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения
- 17. Сигнализатор обледенения рио-2м
- 18. Сигнализация положения шасси и закрылков
- 19. Сигнализация о разгерметизации кабины
- 20. Система сигнализации и тушения пожара
- 21. Сигнализация положения дверей, люков и наличия фиксаторов
- 22. Сигнализация вызова бортпроводника
- 23. Сигнальные ракеты
- 24. Аэронавигационные огни и светосигнальный огонь осс-61
- 25. Наружное освещение
- 26. Внутреннее освещение и подсвет приборов
- Глава 6. Электрические противообледенительные и обогревательные системы
- 27. Система обогрева воздушных винтов и обтекателей их втулок
- 28. Системы управления обогревом вна, крыла, оперения и турбогенератора тг-16
- 29. Обогрев стекол фонаря кабины экипажа
- Глава 7. Радиосвязное оборудование
- 30. Основные сведения о радиооборудовании самолета
- 31. Абонентская гарнитура и самолетное переговорное устройство спу-7
- 32. Самолетное громкоговорящее устройство сгу-15
- 33. Радиоприемное устройство ус-8
- 34. Радиопередатчик р-836
- 35. Командная укв радиостанция р-802
- Глава 8. Радионавигационное оборудование
- 36. Радиовысотомер рв-ум
- 37. Автоматический радиокомпас арк-11
- 38. Самолетное оборудование системы посадки сп-50 (сп-50м)
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3
- 39. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2
- 40. Общий принцип работы станции рпсн-2
- 41. Режимы работы станции рпсн-2
- 42. Органы управления и контроля станции рпсн-2
- 44. Радиолокационная станция рпсн-3
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы
- 45. Общие сведения
- 46. Барометрический высотомер вд-10
- 47. Комбинированный указатель скорости кус-73/1100
- 48. Приемники пвд-7, ппд-1 и статического давления
- 49. Вариометр вар-30-3
- 50. Вариометр вр-10
- 51. Система питания анероидно-мембранных приборов
- 52. Авиационные часы ачс-1
- 53. Магнитный компас ки-13
- 54. Гироскопические приборы
- 55. Указатель поворота эуп-53
- 56. Авиагоризонт агд-1
- 57. Указатель угла тангажа уут-1060б
- 58. Центральная гировертикаль цгв-14
- 59. Гироскопический индукционный компас гик-1
- 6 1. Автопилот ап-28л1
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и вспомогательные приборы
- 62. Тахометр итэ-2
- 63. Тахометр тэ-40м
- 64. Электрический моторный индикатор эми-3рти
- 65. Манометр дим-100
- 66. Манометр дим-240
- 67. Манометры 2дим-150 и 2дим-240
- 68. Термометр газов тг-2а
- 69. Термометр тст-29
- 70. Термометр тнв-15
- 71. Термометр 2туэ-111
- 72. Термометр тв-19
- 73. Термометр тв-45
- 74. Расходомер воздуха урвк-18
- 75. Указатель высоты и перепада давлений увпд-15
- 76. Указатель положения рычагов топлива упрт-2
- 77. Указатель положения закрылков узп-47
- 78. Указатель положения створок маслорадиатора уюз-4
- 79. Масломер мэс-1857в
- 80. Указатель уровня гидросмеси мэ-1866
- 81. Расходомер топлива ртмс-0,85б1
- 82. Топливомер спут1-5ап
- 83. Аппаратура контроля вибрации ив-41ам
- 84. Кислородное оборудование
- 85. Самописец высоты, скорости и перегрузки к3-63
- 86. Система регистрации режимов полета мсрп-12
- Глава 1. Бортовая электрическая сеть................................................................3
- 1. Общие сведения..................................................................................................3
- Глава 2. Источники электроэнергии постоянного тока..................................13
- Глава 3. Источники электроэнергии переменного тока..................................27
- Глава 4. Электрические системы управления двигателями и
- Глава 5. Системы сигнализации и освещения....................................................64
- Глава 6. Электрические противообледенительные и
- Глава 7. Радиосвязное оборудование...................................................................91
- Глава 8. Радионавигационное оборудование....................................................126
- Глава 9. Радиолокационные станции рпсн-2 и рпсн-3..............................155
- Глава 10. Пилотажно-навигационные приборы..............................................186
- 45. Общие сведения............................................................................................186
- Глава 11. Приборы контроля работы авиадвигателей и